о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения, о понуждении принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяй



Дело № 2-2862/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года город Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи - Станковой Е.А.,

с участием:

помощника прокурора г. Волгограда Бородаевой И.А.,

представителя ответчика Департамента муниципального имущества по доверенности Спиридоновой О.Ю.,

представителя ответчика Администрации Волгограда по доверенности Гик Е.Г.,

представителя третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области по доверенности Онищенко Е.Е.

при секретаре - Безруковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда, Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения, обязании принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда (далее- ДМИ администрации Волгограда), Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения – «Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенного в ..., районное гражданское кладбище – на центральной аллее, обязании принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой г. Волгограда проведена проверка исполнения администрацией Волгограда законодательства об охране объектов культурного наследия, которой установлено следующее.

В соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», объект «Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенный в пос. Дар-гора, районное гражданское кладбище – на центральной аллее, является Памятником истории регионального значения.

Проведенной проверкой установлено, что памятник истории регионального значения «Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенный в ..., районное гражданское кладбище – на центральной аллее в собственности РФ, Волгоградской области, г. Волгограда не состоит, в установленном законом порядке бесхозяйным не признан.

Согласно сведениям, полученным из Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, среди перечня объектов историко-культурного значения, находящихся в муниципальной собственности памятник истории регионального значения - «Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенный в ..., районное гражданское кладбище – на центральной аллее, отсутствует. Из информации, полученной из комитета по культуре администрации Волгоградской области, указанный памятник входит в список объектов культурного наследия, находящихся на федеральной и региональной государственной охране, не имеющих собственников (балансодержателей). Таким образом, памятник истории регионального значения -«Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенный в ..., районное гражданское кладбище – на центральной аллее, в собственности Волгоградской области, а также собственности г. Волгограда не состоит, в установленном законом порядке бесхозяйным не признан.

Просит признать памятник истории регионального значения «Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенный в ..., районное гражданское кладбище – на центральной аллее, бесхозяйным. Обязать администрацию Волгограда принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - объекта культурного наследия регионального значения, памятника истории - «Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенный в пос. ..., районное гражданское кладбище – на центральной аллее.

В судебном заседании помощник прокурора г. Волгограда Бородаева И.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества Спиридонова О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать, представила письменные возражения на иск.

Представитель ответчика Администрации Волгограда Гик Е.Г. возражала против заявленных исковых требований прокурора, просила отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании представитель третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Онищенко Е.Е. исковые требования прокурора поддержала и просила удовлетворить.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствие со ст. 3 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки; ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Согласно Постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, включены указанные прокурором памятники истории - памятники Великой Отечественной войны, расположенные на территории г. Волгограда.

В силу ст. 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно Положению о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.11.2008г. № 1506, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере культуры, искусства и историко-культурного наследия. Осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области обратился в Администрацию Волгограда с письмом от ДД.ММ.ГГГГ ..., в котором сообщил о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград. В ходе инвентаризации выяснено, что 51 памятник истории и культуры регионального значения и 56 мемориальных объектов памятных мест, являющихся объектами культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Волгограда, на данный момент не имеют установленных собственников (балансодержателей). В этой связи Комитет по культуре Администрации Волгоградской области просил Администрацию Волгограда поставить на учет органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество объекты культурного наследия регионального значения, являющиеся в настоящее время бесхозяйным имуществом. В приложенном к данному обращению Перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, установленных на территории городского округа город-герой Волгоград, не имеющих собственников (балансодержателей), был включен и спорный памятник.

Согласно письму Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда уведомил Комитет по культуре Администрации Волгоградской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ...), из общего числа памятников истории и культуры регионального значения (51 единица) и мемориальных объектов памятных мест (56 единиц), являющихся объектами культурного значения, находящихся на территории Волгограда, на бухгалтерском учете муниципальных организаций Волгограда значатся: 4 памятника истории и культуры (памятники, бюст) и 8 мемориальных объектов памятных мест (мемориальные доски и памятные места). По остальным объектам, указанным в перечнях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и мемориальных объектов (досок, стел, памятников), обладающих признаками объектов культурного наследия, находящихся на территории городского округа город-герой Волгоград, департаментом проводится работа в части выявления бесхозяйных объектов. По результатам проведенной работы будет решаться вопрос о постановке на учет органом государственной регистрации права недвижимого имущества (объектов культурного наследия регионального значения), признанного бесхозяйным, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).

В силу ст. 48 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.

Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4. Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти Погибших при защите Отечества» ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, Администрация Волгограда, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, в области управления муниципальной собственностью обладает полномочиями по управлению муниципальной собственностью Волгограда в порядке, установленном городской Думой, решению вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности Волгограда.

Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 17 декабря 2008 г. № 13/383, Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством.

Согласно представленной Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области инвентаризационной карте на объект культурного наследия «Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенный в ..., районное гражданское кладбище – на центральной аллее, сведения о собственнике данного объекта отсутствуют.

В реестре ТУ Росимущества по Волгоградской области сведения и Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области данный объект также не числится.

Прокурор г. Волгограда настаивает на признании указанного объекта бесхозяйным. Однако, нормами гл. 33 ГПК РФ, предусмотрено признание движимой вещи бесхозяйной или признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Следовательно, признание недвижимой вещи бесхозяйной в судебном порядке не предусмотрено.

Для постановки на учет в качестве бесхозяйной вещи объект должен соответствовать критериям, установленным для объекта недвижимости гражданским законодательством, в том числе Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 20.03.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 1 указанного Федерального закона устанавливает, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, ст. 225 ГК РФ, ссылаясь на которую, прокурор просит обязать Администрацию Волгограда принять в собственность указанное в иске прокурора недвижимое имущество, не обязывает муниципальные образования принимать в свою собственность бесхозные недвижимые вещи, а лишь предоставляет им право принимать или не принимать их в свою собственность.

Таким образом, орган местного самоуправления лишь вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного в случае наличия достоверных сведений о том, что данное имущество является бесхозяйным. Вместе с тем законодательно предписанной обязанности по обращению с таким заявлением данные нормы не содержат.

Таким образом, требования прокурора об обязании принятия мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи, удовлетворению не подлежат.

На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в то время как предъявленные требования нельзя отнести к защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку речь идет о возникновении и регистрации права собственности на объект недвижимости за органом местного самоуправления. Обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц, заявитель в то же время просит обязать администрацию Волгограда принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи на территории муниципального округа Волгоград, то есть, по существу, прокурор обратился в суд за защитой прав муниципального образования, указанного в заявлении в качестве ответчика, поскольку в случае удовлетворения заявленных требований, имущественные права возникают не у неопределенного круга лиц, а у администрации муниципального образования. Предъявление требований в интересах неопределенного круга лиц, направлены на защиту предполагаемых прав граждан, в то время как предметом требования являются права юридического лица.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда, Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по принятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения – «Могила летчика истребителя капитана ФИО4», расположенный в ..., районное гражданское кладбище – на центральной аллее, обязании принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 23 мая 2011 года.

Судья: Е.А.Станкова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

-32300: transport error - HTTP status code was not 200