Дело № 2-2448/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 мая 2011 года город Волгоград Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи - Станковой Е.А., с участием: прокурора Рамазанова В.М., представителя Администрации города Волгограда по доверенности Мололкиной Ю.Д., при секретаре Безруковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах граждан, проживающих в домах ... к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах граждан, проживающих в домах ... к администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, указав, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда по обращению жителей квартирных жилых домов ..., установлено, что общая площадь ... составляет 303,9 кв.м. Данный дом состоит из 6 квартир (5 изолированных и 1 коммунальная квартира) или 7 жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма, по месту жительства в данном доме зарегистрирован 21 человек. В ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эксперт-проект» проведено инструментальное обследование многоквартирного ... заключению от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние технических конструкций жилого дома аварийное. В соответствии с заключением межведомственной – комиссии Красноармейского района г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... жилой ... признан аварийным и подлежащим сносу. ... составляет 617,2 кв.м. Данный дом состоит из 12 квартир (10 изолированных и 2 коммунальных квартиры) или 14 жилых помещений, из которых 11 жилых помещений находятся в муниципальной собственности, 3 - в собственности граждан. По месту жительства в данном доме зарегистрировано 53 человека. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ № ИО.20.09.01 ООО «Эксперт-Проект» о техническом состоянии строительных конструкций указанного дома эксплуатация здания в условиях аварийного состояния чердачного и междуэтажного перекрытий, продольной стены по оси В - становится опасной. Заключением межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда ... от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «Об утверждении заключений районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Волгограда» утверждены заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда о признании аварийными и подлежащими сносу домов ... предписано разработать механизм, сроки переселения граждан и утвердить список граждан, подлежащих расселению из домов .... Управлением по реализации жилищной политики администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ изданы распоряжения ... «Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...», ... «Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...». Однако до настоящего времени сроки и механизм переселения граждан из аварийных домов не определены. Данное обстоятельство послужило основанием обращения прокурора в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, В судебном заседании прокурор Рамазанов В.М. поддержал требования и просил их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Волгограда Мололкина Ю.Д., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила письменное возражение на иск. Представители Администрации Волгоградской области, Управления по жилищной политике Администрации Волгограда в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с п.п.5,6 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно ст.ст. 5, 39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года № 20/362, к вопросам местного значения городского округа Волгоград относится, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе Волгоград и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В компетенцию Администрации Волгограда входит решение вопроса о предоставлении в установленном порядке гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Статьей 85 ЖК РФ установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Пунктами 7, 47, 49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. По результатам работы комиссия принимает решение, в том числе и о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, на основании которого соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно ст.ст. 86, 89 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанным основаниям другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» проведено инструментальное обследование многоквартирного дома .... Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние конструкций жилого дома аварийное. В соответствии с заключением межведомственной – комиссии Красноармейского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... жилой ... по ... признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ ... ООО «...» о техническом состоянии строительных конструкций дома ... эксплуатация здания в условиях аварийного состояния чердачного и междуэтажного перекрытий, продольной стены по оси В - становится опасной. Заключением межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда ... от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом ... признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «Об утверждении заключений районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений комиссией по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Волгограда» утверждены заключения межведомственной комиссии Красноармейского района г. Волгограда о признании аварийными и подлежащими сносу домов ... предписано разработать механизм, сроки переселения граждан и утвердить список граждан, подлежащих расселению из домов .... Управлением по реализации жилищной политики администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ изданы распоряжения ... «Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...», ... «Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...». В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Красноармейского района города Волгограда по обращению жителей квартирных жилых домов ... проведена проверка, которой установлено, что до настоящего времени сроки и механизм переселения граждан из аварийных домов не определены. Ссылаясь на данное обстоятельство, прокурор просит признать бездействие администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по разработке механизма и сроков переселения граждан из домов ..., обязать администрацию Волгограда разработать механизм и сроки переселения граждан из аварийных домов №№ 67, 63 по .... Переселение граждан из занимаемых жилых помещений осуществляется в следующих случаях: изъятия жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в порядке статей 32 и 86-89 Жилищного кодекса РФ; признания жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ; принятия решения о развитии застроенной территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома в порядке статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ в правовом единстве со статьями 32, 86-89 Жилищного кодекса РФ. Установлено, что в целях обеспечения благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилых домах жилищного фонда Волгограда, не соответствующих санитарным и техническим нормам и правилам, решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ... принята муниципальная адресная программа «Развитие застроенных территорий Красноармейского района Волгограда» на 2008-2013 годы». Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «О принятии решения о развитии застроенных территорий ... на ДД.ММ.ГГГГ» принято решение о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда, в том числе территории ..., в границах которой расположен жилые .... ДД.ММ.ГГГГ состоялся открытый аукцион по продаже права на заключение договоров о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда, по результатам которого между администрацией Волгограда и победителем аукциона - ООО «...» были заключены договоры ... от ДД.ММ.ГГГГ о развитии территорий ..., общей площадью участков - 27,0 га; ... от ДД.ММ.ГГГГ о развитии территорий ... общей площадью - 12,5 га. В соответствии с частью 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора являются, в том числе: обязательство Застройщика создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство Застройщика уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; заключенные договоры о развитии застроенных территорий Красноармейского района Волгограда ... от ДД.ММ.ГГГГ содержат отсылочные положения, согласно которым, этапы выполнения указанных обязательств определяются дополнительными соглашениями (пп.4.2.4, 4.2.5). Установлен общий срок исполнения обязательств - ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что во исполнение постановления главы Волгограда от 31.12.2009 №3494 «Об утверждении заключений районных межведомственных комиссий по оценке состояния жилых помещений комиссий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Волгограда», ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение управления от ... «Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащему сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: ... аварийного дома составляет 617,2 кв.м. Данный дом состоит из 12 квартир (10 изолированных и 2 коммунальных квартир) или 14 жилых помещений, из них 11 жилых помещений находятся в муниципальной собственности, 3 - в собственности граждан. По месту жительства в данном доме зарегистрировано 53 человека. ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение управления от ... «Об утверждении списков граждан, проживающих в аварийном и подлежащему сносу многоквартирном доме, расположенном по адресу: .... Данный дом состоит из 6 квартир (5 изолированных и 1 коммунальной квартиры) или 7 жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма. По месту жительства в данном доме зарегистрировано 21 человека. Учитывая наличие заключенного договора о развитии застроенных территорий, возлагающего обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений под цели переселения граждан на застройщика, расходование бюджетных средств на данные цели недопустимо. Установление любого ограничения права прокурора на предъявление иска предполагает контроль суда за реализацией такого права. В связи с этим в законе предусмотрены дополнительные требования, которым должны отвечать исковые заявления (заявления) прокурора, предъявленные в интересах других лиц. Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В соответствии со ст. 10, 12 Конституции РФ о разделении государственной власти в РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" органам местного самоуправления представлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ. Из указанных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо правовой акт по вопросам, входящим в его компетенции. Прокурором заявлено требование о понуждении органа местного самоуправления совершить действия в рамках своей компетенции. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Понуждать органы местного самоуправления к принятию решений в рамках своей компетенции нет права ни у прокурора, ни у органов судебной власти, поскольку это противоречило бы конституционным принципам разделения властей и самостоятельности местного самоуправления. В этой связи, вопрос о необходимости понуждения органов При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах граждан, проживающих в домах ... к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по разработке механизма и сроков переселения граждан из домов ..., обязании администрации Волгограда разработать механизм и сроки переселения граждан из аварийных домов ..., оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Волгоградский районный суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья: подпись: Копия верна: судья: Е.А. Станкова ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...а
выразившегося в непринятии мер по разработке механизма и сроков переселения
граждан из домов ...
..., обязании администрации Волгограда разработать механизм и сроки
переселения граждан из аварийных домов ...
....
местного самоуправления к совершению определенных действий, а
именно к принятию мер по разработке механизма и сроков переселения
граждан из домов ..., не может быть предметом рассмотрения в суде, поскольку исходя из положений Конституции Российской Федерации, а также ФЗ от 06.10.03. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и органы прокуратуры не наделены правом контроля за их деятельностью.