Дело №2-4925/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2011 года Центральный районный суд г. Волгограда в составе: Председательствующего судьи А.Г.Кудрявцевой, При секретаре Т.П.Красновой, С участием представителя заявителя Кривцова Н.Б. – А.С.Федорова, представителя Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по ... – Шиловой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по заявлению Кривцова Н.Б. об оспаривании действий Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по ..., УСТАНОВИЛ: Кривцов Н.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по .... В обосновании требований указал, что он является собственником следующих земельных участков: земельный участок, расположенный по адресу: Россия. .... южнее моста через ... на территории ...; категория земель: земли запаса; вид разрешенного использования - для эксплуатации строений; кадастровый номер: ... площадь 700 кв.м., нормативная цена: 17808.0000 рублей; ставка земельного налога: 0. 1440 р. кв.м. (согласно кадастровому плану земельного участка ... от ДД.ММ.ГГГГ). Свидетельство о регистрации права собственности серия ... от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок, расположенный по адресу: Россия. .... южнее моста через ... на территории ..., категория земель: не определен; кадастровый номер: ...; площадь 6497 кв.м.; кадастровая стоимость 6750383 рубля (согласно кадастровой выписке о земельном участке ... от ДД.ММ.ГГГГ). Свидетельство о регистрации права собственности серия ... от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 г. № 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. В соответствии с п. 10 вышеуказанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности утверждено и.о. руководителя Управления Роснедвижимости по ... ФИО1 и признано допустимым к использованию Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 22.12.2005 № 1353 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального ...». Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности для ... составляет: для второй группы (земельные участки под производственными и административными зданиями промышленности и проч.) – 5,93; для третьей группы (земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные в полосах отвода автомобильных дорог) – 1039; для четвертой группы (земельные участки для разработки полезных ископаемых, размещения линий электропередач, железнодорожных путей, автомобильных дорог и проч.) – 0,25; для пятой группы (земельные участки для размещения автовокзалов и других объектов автомобильного транспорта и проч.) – 5,93; для шестой группы (земельные участи Вооруженных Сил РФ) – 0,07. Как следует из выписок из государственного земельного кадастра кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу составила: для земельного участка площадью 700 кв.м. – нормативная цена: 17808руб., для земельного участка площадью 6497 кв.м. - кадастровая стоимость составила – 6750383руб. В процессе определения кадастровой стоимости земельных участков Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости был применен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка равный 1030 рублям, следовательно, указанные земельные участки отнесены к третьей группы как земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенными в полосах отвода автомобильных дорог. Вместе с тем указанные земельные участки не могут быть отнесены к земельным третьей группы с нормативной ценой за 1 кв. м. равной 1039 рублям, поскольку данные земельные участки расположены минимум в 20.72 м. от полосы отвода федеральной Волгоград-Саратов-Сызрань, поскольку согласно информации, предоставленной заместителем главы администрации Дубовского муниципального района ..., полоса отвода под существующую дорогу по территории Дубовского муниципального района ... составляла 22 метра. Считает, что принадлежащие ему земельные участки с кадастровыми номерами ... должны быть отнесены к пятой группе, определенной как земельные участки размещения автовокзалов и других объектов автомобильного транспорта, с нормативной ценой 5,93 рубля за 1 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Кривцов Н.Б. обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., с заявлением о внесении изменения в государственный земельный кадастр в части кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... и ..., определив кадастровую стоимость с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности (нормативной ценой) равной 5,93 рубля за 1 кв.м. с момента присвоения указанным земельным участкам кадастровых номеров постановки их на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ Управление направило Кривцову Н.Б. письмо, в котором отказало в удовлетворении его требований. Однако, Кривцов Н.Б. не согласен с данным отказом и просит признать незаконным отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о внесении изменений в государственный земельный кадастр в части кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... ..., расположенных по адресу:..., в определении кадастровой стоимости участка с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности (нормативной ценой) равной 5,93рубля за 1 кв.м. с момента присвоения земельным участкам кадастровых номеров постановки их на кадастровый учет и обязать Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... внести изменения в государственный земельный кадастр в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ..., расположенных по адресу:..., определив кадастровую стоимость с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности (нормативной ценой) равной 5,93рубля за 1 кв.м. с момента присвоения земельным участкам кадастровых номеров постановки их на кадастровый учет. В судебное заседание заявитель Кривцов Н.Б. не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности Федорова А.С., который в судебном заседании заявленные требования поддержал, и, дополнив их, также просит взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в пользу Кривцова Н.Б. расходы по оплате услуг представителя в сумме 50000 рублей. Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... – Шилова Л.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями Кривцова Н.Б. не согласна, просит в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок, принадлежащий заявителю с кадастровым номером ... относится к землям запаса, в связи с чем, кадастровая стоимость данного земельного участка не может быть определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения. Что касается земельного участка с кадастровым номером ..., то данный земельный участок не может быть отнесен к пятой оценочной группе, так как он в установленном законом порядке был приобретен в частную собственность для строительства гостиницы и автостоянки, а не для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств, в связи с чем, он был правильно отнесен к третьей оценочной группе, такая группировка соответствует нормам федеральных законов. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Судом установлено, что Кривцов Н.Б. является собственником земельного участка, кадастровый номер ..., площадью 700кв.м., расположенного по адресу:..., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права (л.д.6). Согласно указанному Свидетельству и кадастровому паспорту, данный земельный участок относится к категории земель: земли запаса; разрешение использование: для эксплуатации строения; нормативная цена данного участка определена в размере 17808руб. Также Кривцов Н.Б. является собственником земельного участка, кадастровый номер ..., площадью 6497кв.м., расположенного по адресу:..., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права (л.д.7). Согласно Свидетельству о регистрации права и кадастровому паспорту, категория земель данного земельного участка не определена; разрешенное использование: для строительства гостиницы и автостоянки; кадастровая стоимость данного участка определена в размере 6750383руб исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1039руб. за кв.м. Следовательно, заявитель считает, что принадлежащие ему земельные участки Управлением отнесены к третьей группе как земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенными в полосах отвода автомобильных дорог. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Кривцова Н.Б. было произведено обследование границ, принадлежащих ему земельных участков. Согласно Заключению ... землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» исследуемый земельный участок, принадлежащий Кривцову Н.Б. расположен на расстоянии 27,97м, из которых 7,25 м полоса отвода дороги, из чего следует, что полосы отвода федеральной трассы ... до границы участка 20,72м земли общего пользования, в связи с чем, нарушений границ отвода федеральной трассы ... границами участка, принадлежащего Кривцову Н.Б. нет, поскольку имеется разрыв в 20,72м. (л.д.14-27). С учетом данного заключения, по мнению Кривцова Н.Б., указанные земельные участки не могут быть отнесены к земельным участкам третьей группы с нормативной ценой за 1 кв. м. равной 1039 рублям, поскольку данные земельные участки расположены минимум в 20.72 м. от полосы отвода федеральной .... Однако, суд не может согласиться с данными доводами истца по следующим основаниям. В силу статьи 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Постановлением правительства РФ от 08 апреля 2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которому государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Категории земель (в зависимости от целевого назначения земель) в РФ установлены статьей 7 Земельного кодекса РФ: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Статья 103 Земельного кодекса предусматривает, что к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. С учетом изложенного, учитывая, что принадлежащий Кривцову Н.Б. земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 700кв.м., расположенный по адресу:... относится к землям запаса, кадастровая стоимость данного земельного участка не может быть определена на основе результатов государственной оценки земель промышленности и иного специального назначения. Также, по мнению суда, земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 6497кв.м., расположенный по адресу..., принадлежащий заявителю Кривцову Н.Б. не может быть отнесен к пятой оценочной группе по следующим основаниям. Согласно Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, в зависимости от применяемых методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения, указанные в п. 1.3 Методики, объединяются в группы. Третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельный участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог. В силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). При этом, согласно положению указанного федерального закона гостиница и автостоянка является объектом дорожного сервиса не по признаку местоположения относительно полосы отвода дороги, а по признаку вида осуществляемой деятельности. Таким образом, из норм федеральных законов, каковыми являются Земельный кодекс РФ и Закон № 257-ФЗ, следует, что земельные участки, предоставленные под размещение объектов дорожного сервиса, являются таковыми в силу вида осуществляемой на них деятельности и размещенных на них объектов и все они имеют единый правовой режим, независимо от расположения по отношению к полосе отвода автомобильной дороги. Нормы указанных федеральных законов, которые не подразделяют земельные участки под объектами дорожного сервиса в зависимости от местоположения по отношению к полосе отвода дороги, а рассматривают их как единый вид разрешенного использования земельного участка, имеют большую юридическую силу по сравнению с Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, в которой к третьей оценочной группе отнесены земли под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог. Поэтому, все земельные участки под объектами дорожного сервиса оцениваются как расположенные под объектами дорожного сервиса на основании статьи 90 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Данная позиция также подтверждается в разъяснениях Роснедвижимости (письмо №ВК/3533 от 12.08.2008). Указанное письмо является документом, который направлен в пределах компетенции Роснедвижимости, установленной нормативными актами РФ. В соответствии с подпунктом 6.2. пункта 6 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... Роснедвижимость имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции агентства. Согласно п.1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила проведения ГКОЗ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ... от ДД.ММ.ГГГГ, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. В соответствии с пунктом 13 Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 г. N 215, разъяснение результатов государственной кадастровой оценки как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка осуществляет территориальное Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации. Разъяснения пункта 5 письма №ВК/3533 от 12.08.2008 сделаны со ссылкой именно на федеральный закон (ст. 90 Земельного кодекса РФ). Под объектами автомобильного транспорта Закон № 257-ФЗ понимает сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств. Под объектами дорожного хозяйства Закон № 257-ФЗ понимает объекты дорожной деятельности, т.е. объекты для обеспечения деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 6497кв.м., расположенный по адресу..., принадлежащий заявителю Кривцову Н.Б. не может быть отнесен к пятой оценочной группе в силу норм вышеперечисленных федеральных законов, так как он в установленном законом порядке был приобретён в частную собственность для строительства гостиницы и автостоянки, а не для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Кривцова Н.Б. и признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о внесении изменений в государственный земельный кадастр в части кадастровой стоимости земельных участков. Учитывая, что заявителю Кривцову Н.Б. отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., суд не находит оснований для удовлетворения требований Кривцова Н.Б. о взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 50000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Кривцова Н.Б. о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о внесении изменений в государственный земельный кадастр в части кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ..., расположенных по адресу:..., в определении кадастровой стоимости участка с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности (нормативной ценой) равной 5,93рубля за 1 кв.м. с момента присвоения земельным участкам кадастровых номеров постановки их на кадастровый учет и понуждении Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... внести изменения в государственный земельный кадастр в части определения кадастровой стоимости с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ..., ..., расположенных по адресу:..., определив кадастровую стоимость с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности (нормативной ценой) равной 5,93рубля за 1 кв.м. с момента присвоения земельным участкам кадастровых номеров постановки их на кадастровый учет, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 50000 рублей – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Волгограда. Судья А.Г.Кудрявцева