Дело №2-5435-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июля 2011 г. г. Волгоград Центральный районный суд г. Волгограда в составе: Председательствующего судьи - Артеменко И.С. При секретаре - Утаровой А.С., С участием истца Биджелова Г.А., Представителя ответчика Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Онищенко Е.Е., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Биджелова Г.А. к Администрации Центрального района г.Волгограда, Комитету по культуре Администрации Волгоградской области о сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, У С Т А Н О В И Л Истец обратился в суд с иском к ответчикам о сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии. Свои требования мотивируя тем, что является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: .... В ДД.ММ.ГГГГ истец решил сделать ремонт и произвести перепланировку в помещении, для этого Биджелов Г.А. обратился в ОАО «П» с просьбой провести обследование и выдать заключение о техническом состоянии строительных конструкций после перепланировки и переустройства встроенного нежилого помещения. Истец обратился в МУП Ц технической инвентаризации для внесения соответствующих изменений в технический паспорт нежилого помещения. После проведения обмеров, МУП Ц технической инвентаризации выдало истцу технический паспорт с внесенными в него изменениями, обозначенными чернилами синего цвета, а на плане помещения было сделано замечание в виде штампа с текстом: «синим цветом внесена перепланировка, разрешительная документация не предъявлена». Истец обратился в Комитет по культуре Администрации Волгоградской области с просьбой выдать разрешение, но получил ответ, в котором отмечалась, что решение о сохранении помещения в измененном состоянии находится в компетенции органов судебной власти. Из плана, который содержится в выписке из технического паспорта, видно, что несущие стены затронуты не были при перепланировки и реконструкции. Просит суд сохранить нежилое помещение, расположенное по адресу: ... в перепланировано и переустроенном состоянии. Истец в судебном заседании поддержал заявление и просил суд его удовлетворить. Представитель ответчика Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Онищенко Е.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Представитель ответчика Администрации Центрального района г.Волгограда в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Суд, выслушав истца, представитель ответчика, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 678 ГК РФ, наниматель жилого помещения не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя. Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. В соответствии с ч. 5 ст. 26 ЖК РФ, орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Согласно ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, предусмотренный ч. 5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 части 2 ст. 26 ЖК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. В судебном заседании установлено, что 2011 году истец решил сделать ремонт и произвести перепланировку в помещении, для этого Биджелов Г.А. обратился в ОАО «Проектно-Изыскательский Институт «ТрактороПроект» с просьбой провести обследование и выдать заключение о техническом состоянии строительных конструкций после перепланировки и переустройства встроенного нежилого помещения. Истец обратился в МУП ЦМ Бюро технической инвентаризации для внесения соответствующих изменений в технический паспорт нежилого помещения. После проведения обмеров, МУП ЦМ Бюро технической инвентаризации выдало истцу технический паспорт с внесенными в него изменениями, обозначенными чернилами синего цвета, а на плане помещения было сделано замечание в виде штампа с текстом: синим цветом внесена перепланировка, разрешительная документация не предъявлена». Истец обратился в Комитет по культуре Администрации Волгоградской области с просьбой выдать разрешение, но получил ответ, в котором отмечалась, что решение о сохранении помещения в измененном состоянии находится в компетенции органов судебной власти. Из плана, который содержится в выписке из технического паспорта, видно, что несущие стены затронуты не были при перепланировки и реконструкции. Согласно списку объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» ... входит в состав комплекса застройки ... (1950-е г.), который поставлен на государственную охрану, как памятник архитектуры и градостроительства регионального значения (п. 409.126 постановления). В силу п.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-03 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. На основании п.26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры утвержденного Постановлением СМ СССР от 16 сентября 1982г. N865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование. Согласно п.2 ст.35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методические руководство, технический и авторский надзор. В силу п.4 ст.35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На основании ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Согласно ст. 12 закона Волгоградской области от 01 июля 2009 г. № 1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области» проектирование и проведение работ по сохранению памятника истории или ансамбля и (или) их территорий, хозяйственных работ на территории памятника и (или) ансамбля, не нарушающих их и не создающих угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения, согласовываются в отношении объектов культурного наследия регионального значения (выявленных объектов культурного наследия) и их территорий - с областным органом охраны объектов культурного наследия. В соответствии со ст.3 Закона Волгоградской области от 14 июля 2О08 г. N 1737-ОД "О культуре и искусстве в Волгоградской области" и п.2.4 «Положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области», утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области 07 ноября 2008 г. № 1506, специально уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения является Комитет по культуре Администрации Волгоградской области. Согласно п.3 ст.52 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-Ф3 объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта; согласование в порядке, установленном порядке Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия и т.д. Как следует из представленных материалов дела собственником встроенного нежилого помещения общей площадью 104, 3 кв.м. в ... является Биджелов Г.А. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). В силу ст. 51 Федерального закона от 25 июня 2002 г. И73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: - в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; - из договоров; - по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. В охранном обязательстве указывается порядок и условия использования памятника архитектуры и градостроительства, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан. Также в охранном обязательстве предусматриваются порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. Так, в графе существующие ограничения (обременения) права упомянутого выше свидетельства имеется запись о принадлежности дома по ... к объектам культурного наследия. Кроме того, Биджелов Г.А. ДД.ММ.ГГГГ заключил охранное обязательство на спорное помещение. Из пояснений истца следует, что он обратился в Комитет по культуре Администрации Волгоградской области за получением разрешительной документации после проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения по .... Следовательно, Биджелов Г.А. знал о статусе приобретаемого помещения в ... и на момент приобретения и на момент проведения работ. В п.2 «Полномочия Комитета» положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.11.2008 г. № 1506 «Об утверждении положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области», содержится исчерпывающий перечень полномочий Комитета по культуре Администрации Волгоградской области. Обращаем внимание Суда, что в положении нет ни одного упоминания о том, что Комитет по культуре Администрации Волгоградской области вправе или обязан принимать решение о сохранении недвижимого имущества в перепланированном (переустроенном) виде. Таким образом, Комитету по культуре Администрации Волгоградской области не представляется возможным выдать постановление о сохранении встроенного нежилого помещения в перепланированном или переустроенном виде. При таких обстоятельствах, а так же учитывая то, что и истца отсутствует разрешительная документация, исковые требования Биджелова Г.А. к Администрации Центрального района г.Волгограда, Комитету по культуре Администрации Волгоградской области о сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии оставлены без удовлетворения. На основании изложенного и ст. 678 ГК РФ, ст. 26, 29,30 ЖК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Биджелова Г.А. к Администрации Центрального района г.Волгограда, Комитету по культуре Администрации Волгоградской области о сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии – оставлены без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья подпись Артеменко И.С.