Дело № 2-4118/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 августа 2011 года Центральный районный суд г. Волгограда в составе: Председательствующего судьи А.Г.Кудрявцевой, При секретаре Е.Д.Рублевой, С участием представителя истца помощника прокурора Центрального района г. Волгограда Стрельниковой В.В., представителя Администрации Волгограда Погребняк Д.В., представителей ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда Косинцевой Т.Н., Тетерятника О.В., представителей МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» Абдрашитовой Н.К., Кандауровой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению работ по обеспечению безопасности тепловых установок и сетей, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о признании незаконным бездействия по не организации и не финансированию мероприятий по замене участков тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: ..., понуждении организовать работы и осуществить их финансирование по замене тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: .... Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда проведена проверка исполнения законодательства о безопасности тепловых установок и сетей при подготовке к отопительному зимнему сезону ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ муниципальные тепловые сети ... переданы в хозяйственное ведение МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (далее по тексту МУП «ВКХ). На протяжении нескольких лет имеют место порывы на участках магистральной теплосети ..., введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 1,2км.. Согласно информации МУП «ВКХ» работы по замене трубопровода выполнены в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ на теплосети в районе камер ... по результатам гидравлических испытаний обнаружено 6 порывов, в связи с чем, в ДД.ММ.ГГГГ проведена частичная замена участков между камерами ..., а также полная замена участка между ... (в двухтрубном измерении)протяженностью 28м. В ДД.ММ.ГГГГ тепловая сеть по ... гидравлические испытания выдержала. Согласно экспертизе промбезопасности от ... (заключение ...) остаточный эксплуатационный ресурс трубопровода в границах тепловых камер от ТК-3 до ТК-6 экспертами определен до конца отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из ответа МУП «ВКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, участок теплосети ... (котельной квартала 40) в производственную программу ремонта на ДД.ММ.ГГГГ не внесен из-за ограниченного финансирования. Таким образом указанные участки магистральных трубопроводов эксплуатируются с нарушением требований Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», не только по истечении установленного нормативного срока эксплуатации, но и разрешенного экспертами срока эксплуатации, исходя из технического состояния. Между тем, несмотря на то, что по результатам заключения экспертизы промышленной безопасности было известно о неудовлетворительном состоянии участков трубопроводов тепломагистралей, меры к их замене как в ДД.ММ.ГГГГ., так и в ДД.ММ.ГГГГ коммунальным оператором МУП «ВКХ» не приняты, что свидетельствует о ненадлежащем контроле за данной работой со стороны Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Не принятие Администрацией Волгограда мер к полному восстановлению работоспособности участков тепловых сетей по ... влечет возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровью, а так же имуществу неопределенного круга лиц, являющихся потребителями услуг теплоснабжения и лиц, деятельность которых может быть связана с эксплуатацией и обслуживанием данных тепловых сетей. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в не организации и не финансировании мероприятий по замене участков тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: ... и понудить администрацию Волгограда организовать работы и осуществить их финансирование по замене тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: ..., также просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в не организации и не финансировании мероприятий по замене участков тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: ..., поскольку замена данного участка тепловых сетей уже была произведена после обращения в суд с настоящим иском. В судебном заседании представитель истца Стрельникова В.В., исковые требования поддержала. Представитель ответчика - Администрации Волгограда - Погребняк Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком, поскольку эксплуатирующей организацией тепловых сетей является МУП «ВКХ». Представители третьего лица - Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда – Косинцева Т.Н., Тетерятник О.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что Администрацией Волгограда осуществляются конкретные действия по диагностированию, а также планированию, финансированию и организации мероприятий, касающихся восстановления работоспособности участков тепловых сетей по .... Кроме того, считают, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику. Администрация Волгограда не является эксплуатирующей организацией тепловых сетей. Представители третьего лица – МУП «ВКХ» - Абдрашитова Н.К. и Кандаурова Е.С.,, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании при принятии решения полагались на усмотрение суда. Представитель третьего лица – Нижне-Волжское межрегиональное управление по техническому и экологическому надзору в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представители третьих лиц - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Департамента финансов администрации Волгограда, МУП «Горводоканал г.Волгограда», Волгоградской городской Думы в судебное заседании не явились, извещены надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомлен. Суд, выслушав участников, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к следующему: В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствие с Перечнем участков трубопроводов тепловых сетей ..., подлежащих замене по результатам ЭПБ, к таким участкам были отнесены, в частности, участки тепловых сетей котельной ... (протяженностью в двухтрубном исчислении 534 п.м.) На протяжении нескольких лет имеют место порывы на участках магистральной теплосети ..., введенной в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 1,2км.. Согласно информации МУП «ВКХ» работы по замене трубопровода выполнены в 1995году. В 2009 году на теплосети в районе камер ТК-2 – ТК-8 Д-500мм по результатам гидравлических испытаний обнаружено 6 порывов, в связи с чем, в ДД.ММ.ГГГГ проведена частичная замена участков между камерами ..., а также полная замена участка между ... (в двухтрубном измерении) протяженностью 28м. В ДД.ММ.ГГГГ тепловая сеть по ... гидравлические испытания выдержала. В соответствие с п. 2 Приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. В соответствие со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке. В соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также п. 5.2.12 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003г. № 90 и зарегистрированными в Минюсте РФ 18 июня 2003г., регистрационный № 4719, участки трубопроводов тепловых сетей с температурой теплоносителя свыше 115° С и с истекшим нормативным сроком службы подвергаются диагностированию или экспертизе промышленной безопасности с целью определения срока дальнейшей эксплуатации. Обследование трубопроводов проводится в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), зарегистрированными в Минюсте РФ 08.12.1998г. № 1656 и Инструкцией по продлению сроков службы трубопроводов II, III и IV категорий (СО 153-34.17.464-2003) экспертной организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы промышленной безопасности. Данные работы проводятся на основании обращения к ней эксплуатирующей организации. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Организацией, осуществляющей эксплуатацию тепловых сетей г. Волгограда, является МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», созданное Администрацией Волгограда. Согласно экспертизе промышленной безопасности технического устройства (заключение ...) остаточный эксплуатационный ресурс трубопровода в границах тепловых камер ... экспертами определен до конца отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.59-61). Как следует из ответа МУП «ВКХ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-51), участок теплосети ... в производственную программу ремонта на ДД.ММ.ГГГГ не внесен из-за ограниченного финансирования. Согласно Производственной программы ремонта объектов теплоснабжения МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» на ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительной производственной программы замена участков тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: ... не запланирована (л.д.72-83). Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеет факт бездействия Администрации Волгограда, выразившегося в не организации и не финансировании мероприятий по замене участков тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: .... При таких данных суд находит исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации Волгограда в не организации и не финансировании мероприятий по замене участков тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: ... обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя администрации Волгограда и департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда о том, что администрация Волгограда не является надлежащим ответчиком, так как работы, на проведении которых настаивает прокурор, должны быть возложены на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 того же Закона, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Так как замена трубопровода не производится эксплуатирующей организацией МУП «ВКХ» ввиду недостаточности финансирования работ, а финансирование должна производить администрация Волгограда, которая необходимого и достаточного финансирования не обеспечила, суд считает необходимым обязать администрацию Волгограда организовать работы и осуществить их финансирование по замене тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: .... Исковые требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в не организации и не финансировании мероприятий по замене участков тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: ..., суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку работы по замене данного участка тепловых сетей были произведены в полном объеме, при этом доводы представителя истца, что указанные работы были проведены после обращения в суд с настоящим иском, не могут являться основанием для признания бездействия незаконным. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению работ по обеспечению безопасности тепловых установок и сетей – удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Волгограда по не организации и не финансированию мероприятий по замене участков тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: .... Обязать Администрацию Волгограда организовать работы и осуществить их финансирование по замене тепловых сетей магистрального трубопровода в границах тепловых камер: .... Исковые требования Прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о признании бездействия администрации Волгограда, выразившееся в не организации и не финансированию мероприятий по замене участков тепловых сетей магистральных трубопроводов в границах тепловых камер: ... – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья: подпись. Копия верна. Судья: А.Г.Кудрявцева