Дело №2-5406/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 августа 2011 года Центральный районный суд города Волгограда в составе: Председательствующего судьи А.Г.Кудрявцевой, При секретаре Е.Д.Рублевой, С участием представителяистца–помощника прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Грошевой Ю.П., представителя ответчика – Администрации Волгограда и третьего лица – Департамента городского хозяйства администрации Волгограда – Ковалева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о понуждении оборудовать остановочный пункт, УСТАНОВИЛ: Прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о понуждении оборудовать остановочный пункт. В обосновании требований указал, что Прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности на территории Краснооктябрьского района г. Волгограда, в ходе которой было установлено, что остановка общественного транспорта на ... предусмотрена. Вместе с тем, остановочный пункт на остановке общественного транспорта «ул. Ватутина» по направлению в центр города не оборудован. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований ГОСТ 52766-2007 «Национальный стандарт РФ, дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства. Общие требования». На основании постановления администрации Волгограда ... от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 16,0 кв.м по ... с ЗАО «...». ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волгограда и ЗАО «...» заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. Учитывая, что передача земельного участка в аренду не может служить основанием для самоустранения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них обязанностей, просит обязать администрацию Волгограда оборудовать остановочный пункт на остановке общественного транспорта «Улица Ватутина» по направлению в центр города, согласно требованиям национального стандарта ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Грошевая Ю.П. заявленные исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении. Представитель ответчика – Администрации Волгограда и третьего лица – Департамента городского хозяйства администрации Волгограда – Ковалев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражает, просит в их удовлетворении отказать. Суду пояснил, что лицом ответственным за содержание и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения Волгограда является исполнитель муниципального контракта признанные победителем по результатам открытого муниципального аукциона, т.е. непосредственно предприятия осуществляющие выполнение работ, соответственно на указанных лиц и возлагается обязанность по соблюдению действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и возложении обязанности по оборудованию остановочного пункта. Администрация Волгограда и департамент городского хозяйства администрации Волгограда, может только организовывать дорожную деятельность. Прямой обязанности администрации Волгограда самостоятельно производить оборудование остановочного павильона законом не закреплена. Представители третьих лиц – ЗАО «Мета Контакт» и УГИБДД УВД по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Согласно статье 5 названного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения опасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (пункт 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения). Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 08.1 1.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со статьей 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств. сооружения. предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. В соответствии с п. 5.3.3. национального стандарта ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» оборудование остановочного пункта на остановке общественного транспорта должно состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м). Согласно п. 6.2 Решения Волгоградской городской Думы от 25.10.2007 № 51/1244 «О правилах организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград» администрация Волгограда обеспечивает оборудование остановочных пунктов транспорта общего пользования на маршрутах регулярного сообщения посадочными площадками для входа пассажиров в транспортные средства и выхода из них. а также павильонами за счет средств бюджета Волгограда и других источников финансирования. В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 № 15/446 «Об утверждении Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда» Департамент городского хозяйства администрации Волгограда (далее - Департамент) является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет следующие полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда в части решения вопросов местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования город-герой Волгоград. Задачами департамента городского хозяйства администрации Волгограда является, в том числе осуществление единого руководства и управления многоотраслевым комплексом городского хозяйства в сфере благоустройства Волгограда, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город-герой Волгоград. Департамент для решения возложенных на него задач осуществляет в том числе, дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в соответствии с федеральным законодательством. Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Краснооктябрьского района г.Волгограда была проведена проверка соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности на территории Краснооктябрьского района г.Волгограда, в ходе которой было установлено, что остановка общественного транспорта на ... предусмотрена. Вместе с тем, остановочный пункт на остановке общественного транспорта «ул. Ватутина» по направлению в центр города не оборудован, что подтверждается Актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ..., составленным специалистом 1 категории отдела муниципального земельного контроля комитета ресурсов администрации Волгограда, схемой размещения, фототаблицей. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований национального стандарта ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления. Распределение соответствующих функций и полномочий между структурными подразделениями не освобождает администрацию от выполнения возложенных на нее законом обязанностей. Следовательно, мероприятия, направленные на устранение данных нарушений, подлежат исполнению администрацией Волгограда. На основании постановления администрации Волгограда ... от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 16,0 кв.м по ... с ЗАО «...». ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Волгограда и ЗАО «...» заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. Передача земельного участка в аренду не может служить основанием для самоустранения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них обязанностей. Органы местного самоуправления, в том числе через структурные подразделения, как самостоятельно, так и с привлечением иных лиц на контрактной основе, должны исполнять возложенные на них законом обязанности. Учитывая, что невыполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения в части не обеспечения оборудования остановочного пункта создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, снижает безопасность участников дорожного движения, суд находит заявленные прокурором исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, в связи с чем, считает необходимым обязать администрацию Волгограда оборудовать остановочный пункт на остановке общественного транспорта «Улица Ватутина» по направлению в центр города, согласно требованиям национального стандарта ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о понуждении оборудовать остановочный пункт – удовлетворить. Обязать администрацию Волгограда оборудовать остановочный пункт на остановке общественного транспорта «Улица Ватутина» по направлению в центр города, согласно требованиям национального стандарта ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья: