Дело № 2-3947/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Олейникова А.В. при секретаре Сердюковой И.Н., с участием заявителя Корницкого А.Н., представителя заявителя Корницкого А.Н. – Корницкой К.Н., представителя заинтересованного лица Департамента по жилищной политике администрации Волгограда Рыковой Т.П. рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по заявлению Корницкого А.Н. о признании незаконным бездействия департамента по жилищной политике администрации Волгограда УСТАНОВИЛ: Корницкий А.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента по жилищной политике администрации Волгограда. Заявленные требования мотивирует тем, что он является действующим сотрудником милиции. Заявитель зарегистрирован по адресу: ..., совместно со своей ... ФИО1, а также ФИО2, ФИО3 и Корницкой К.Н. Собственниками данного жилого помещения являются ФИО2 и ФИО3 в равных долях. Квартира является двухкомнатной, общей площадью 45,2 кв.м. Площади жилого помещения, в котором он проживает, недостаточно для нормального обеспечения жизнедеятельности человека, общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы. В собственности жилья у него не имеется, в связи с чем он нуждается в улучшении жилищных условий. В этой связи им направлено заявление (вход. №... от ДД.ММ.ГГГГ) в Управление по жилищной политике администрации Волгограда (в настоящее время Департамент по жилищной политике администрации Волгограда) с приложением необходимых документов. Однако, ответом от ДД.ММ.ГГГГ №..., ему указано, что для рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ему необходимо обратиться в отдел учета ... управления по жилищной политике администрации Волгограда. Затем он обратился с соответствующим заявлением в отдел учета ... управления по жилищной политике администрации Волгограда, и одновременно в адрес главного управления направил заявление с просьбой перенаправить в районный отдел поданные ранее документы. Также в дополнение в районный отдел направлены дополнительно документы: справка МУП ВМ БТИ от ДД.ММ.ГГГГ №..., справка УВД г. Волгограда б/н от ДД.ММ.ГГГГ, сообщение Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ Впоследствии им получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №..., согласно которого при предъявлении всех необходимых документов управление по жилищной политике администрации Волгограда рассмотрит вопрос о наличии у него и членов его семьи оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако все необходимые документы были предоставлены до истечения одного месяца с даты подачи первоначального заявления, в законе не содержится запрета о том, что документы не могут быть поданы по мере их готовности и сбора. Считает, что департамент по жилищной политике администрации Волгограда бездействует, не принимая никакого решения по его обращению, тем самым нарушает права и интересы заявителя, создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Просит признать бездействие департамента по жилищной политике администрации Волгограда по не рассмотрению его заявления о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма или в собственность, обязать департамент по жилищной политике администрации Волгограда рассмотреть его заявление по существу. В судебном заседании заявитель Корницкий А.Н. доводы заявления поддержал, настаивал на его удовлетворении. Представитель заявителя Корницкого А.Н. – Корницкая К.Н. в судебном заседании просила заявление удовлетворить. Пояснила, что заявитель подлежит признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ФЗ «О полиции», а также как малоимущий. Корницким А.Н. предоставлены в департамент по жилищной политики администрации Волгограда необходимые документы для принятия решения по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако по существу его вопрос не рассмотрен. Представитель заинтересованного лица департамента по жилищной политике администрации Волгограда Рыкова Т.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления пояснив, что Корницким А.Н. не соблюден установленный порядок обращения для разрешения вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, не представлено соответствующее заявление. При этом, обращения заявителя рассмотрены в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в установленный законом срок даны ответы с необходимыми разъяснениями. Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из материалов дела, Корницкий А.Н. является заместителем командира (по работе с личным составом) роты №... в составе полка ППСМ УВД по г. Волгограду, имеет специальное звание капитан милиции. Заявитель зарегистрирован и проживает по адресу: ... совместно со ... ФИО1, ... ФИО3, ... ФИО2 и ... Корницкой К.Н., что следует из справки о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ и сторонами в судебном заседании не оспаривалось. Корницкий А.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в управление по жилищной политике администрации Волгограда с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставить на учет как нуждающегося в жилом помещении и предоставить ему на состав семьи 2 человека квартиру по договору социального найма жилого помещения площадью в соответствии с законодательством РФ. Из представленных по запросу суда копий заявлений Корницкого А.Н. в управление по жилищной политике администрации Волгограда и приложенных к ним документов следует, что с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ последним представлены копия паспорта, копия лицевого счета, справка о регистрации по месту жительства, копия свидетельства о рождении ребенка, копия технического паспорта на жилое помещение, копия договора приватизации, справка с места работы, копия служебного удостоверения, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, выписка из решения суда. При этом, в своем обращении заявитель указывал о наличии у него права на обеспечение его жилым помещениям по основаниям, предусмотренным ст. 44, ст. 56 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №... Корницкому А.Н. разъяснено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В связи с этим, для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему рекомендовано обратится в отдел учета ... управления по жилищной политике администрации Волгограда. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ в отдел учета ... Волгограда управления по жилищной политике администрации Волгограда поступило заявление Корницкого А.Н., аналогичное по своему содержанию заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, которое также содержало просьбу об истребовании, документов представленных в управление по жилищной политике администрации Волгограда совместно с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Корницкий А.Н. направил в управление по жилищной политике администрации Волгограда заявление с просьбой переслать указанные документы в отдел учета ..., которое поступило в управление ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, поскольку на приеме ДД.ММ.ГГГГ в отделе учета ... ему разъяснено о необходимости представления дополнительных документов, ДД.ММ.ГГГГ заявителем также представлены дополнительные документы. По результатам рассмотрения указанных заявлений, поступивших ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в отдел учета ... и управления по жилищной политике администрации Волгограда, управлением ДД.ММ.ГГГГ повторно направлен ответ о необходимости предъявления всех документов для решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. На основании решения Волгоградской городской Думы от 06 декабря 2010 года № 39/1207 «О структуре Администрации Волгограда» управление по жилищной политике администрации Волгограда реорганизовано в департамент по жилищной политике администрации Волгограда. Оспаривая бездействие департамента по жилищной политике администрации Волгограда заявитель указывает, что все необходимые документы предоставлены до истечения одного месяца с даты подачи первоначального заявления, в законе не содержится запрета о том, что документы не могут быть поданы по мере их готовности и сбора. При этом установленное законом Постановление о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий либо об отказе не принято, в чем выражается бездействие департамента. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Из представленных суду материалов усматривается и в судебном заседании сторонами не оспаривалось, что заявления Корницкого А.Н. рассмотрены в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При этом нарушений требований данного закона не допущено. Согласно ч.2 ст. 1 названного Федерального закона, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Требования Корницкого А.Н. фактически основаны на том, что его заявления подлежали рассмотрению в ином порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации Однако, исходя из фактических обстоятельств дела суд находит, что заявителем не соблюден установленный порядок обращения для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений. При этом определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании п.7 ч.1 ст. 13 ЖК РФ. По смыслу ч.2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Из ч.2 той же нормы следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, что предусмотрено ч.3 ст. 52 ЖК РФ. При этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (ч.4 ст. 52 ЖК РФ). В силу ч.5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Законом Волгоградской области от 01.12.2005 № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» определены порядок обращения граждан с заявлениями о принятии на учет, перечень документов, прилагаемых гражданами к заявлению, действия органа местного самоуправления при рассмотрении заявления. Согласно ст. 4 указанного Закона малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном Законом Волгоградской области от 04.08.2005 № 1096-ОД «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений». Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, указанные в п. 2 ст. 4 Закона. Решения по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оформляются правовыми актами органа местного самоуправления на основании письменных заключений органа учета (ст. 5 Закона от 01.12.2005 № 1125-ОД). Статьей 6 указанного Закона определено, что граждане для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вправе в установленном порядке обратиться в орган учета по месту своего жительства. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные статьей 7 данного Закона, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.3 ст.7 указанного Закона заявление о принятии на учет и документы, указанные в пунктах 1 и 2 статьи ст. 7 Закона, гражданин представляет лично в орган учета муниципального образования по месту жительства. В целях организации на территории Волгоградской области единообразного ведения делопроизводства для признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма распоряжением Территориального строительного комитета Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... №... утверждены типовые форм регистрационных и учетных документов. Приложением 10 к данному распоряжению предусмотрена форма заявления о признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Судом установлено, что заявления Корницкого А.Н. не соответствовали по форме приложению 10 к распоряжению Территориального строительного комитета Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №.... Тем самым, в заявлении не были изложены необходимые сведения для разрешения вопроса о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Расписки о получении документов, предусмотренной ч.4 ст. 52 ЖК РФ с указанием даты получения сторонами суду не представлено. Кроме того, исходя из буквального толкования ч.4 ст. 52 ЖК РФ, все необходимые документы, подтверждающие право состоять на учете должны быть предоставлены одновременно с заявлением по установленной форме. Иначе создаются препятствия органу местного самоуправления для рассмотрения заявления, возникает необходимость в истребовании дополнительных документов, что может привести к нарушению срока рассмотрения заявления либо принятию необоснованного решения, нарушающего права самого заявителя. С учетом изложенного у управления по жилищной политике администрации Волгограда отсутствовали основания для рассмотрения заявления Корницкого А.Н. в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Законом Волгоградской области от 01.12.2005 № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области». В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Кроме того, согласно ст. 258 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 удовлетворение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно только в случае установления, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Поскольку судом не установлено нарушения департаментом по жилищной политике администрации Волгограда порядка рассмотрения заявления Корницкого А.Н., данное заявление рассмотрено в пределах своей компетенции и заявителю в установленный срок направлен ответ, основания для признания бездействия департамента отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление Корницкого А.Н. о признании незаконным бездействия Департамента по жилищной политике администрации Волгограда – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Волгоградский облсуд в 10 дней через Центральный райсуд г. Волгограда. Судья А.В. Олейников Именем Российской Федерации