Дело №2-4851-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 г. г. Волгоград Центральный районный суд г. Волгограда в составе: Председательствующего судьи - Артеменко И.С. При секретаре - Штанова Т.А., С участием представителя истцов Бражниковой Л.М., действующей на основании доверенности, Представителя ответчика Гончаровой Е.С., действующей на основании доверенности, Представителя третьего лица комитета по культуре Администрации Волгоградской области Зайцевой И.Е., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Аникеевой Е.Н., Спириной А.В. к Администрации Центрального района г. Волгограда о сохранении жилого помещения в реконструированном и перепланированном состоянии, У С Т А Н О В И Л Истцы Аникеева Е.Н. и Спирина А.В. обратились в суд с иском к ответчику о сохранении нежилого помещения в реконструированном и перепланированном состоянии. В обоснование исковых требований указано, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Аникеева Е.Н. является собственником 5/9 долей квартиры №_2 ... общей площадью 86,8кв.м.. На основании договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Аникеева Е.Н. приобрела в собственность 4/9долей квартиры №_2 ... общей площадью 86,8кв.м. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Спирина А.В. приобрела в собственность квартиру №_1 ... общей площадью 39,3кв.м. Квартира №_1, расположенная на втором этаже, и квартира №_2, расположенная на третьем этаже многоквартирного жилого дома, находятся в двух уровнях по вертикали в границах одного стояка. В 2010 году по согласию собственников жилых помещений на основании проекта с целью объединения квартир в одно помещение выполнена реконструкция, заключающаяся в организации сообщения квартиры №_1 с квартирой №_2 путем прорезки перекрытия и устройства лестницы из легких элементов. В результате реконструкции образовалось единое жилое помещение в виде квартиры №_1,№_2. Для повышения благоустройства образовавшегося жилого помещения в существовавших квартирах была произведена перепланировка. В пределах квартиры №_1 демонтирован шкаф, демонтированы ненесущие стены между коридором, санузлом и кухней с возведением новых ненесущих стен для организации помещений холла площадью 13,5кв.м, кухни-столовой площадью 19,5кв.м, санузла площадью 4,5кв.м. В пределах квартиры №_2 демонтированы все ненесущие стены с возведением новых для организации помещений коридора площадью 21,8кв.м, жилых комнат площадью 23,5кв.м, 17,4кв.м, 19,3кв.м, санузла площадью 6,5кв.м, произведена разборка части наружной стены от уровня низа существующего оконного проема до уровня чистого пола. Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в результате выполненных реконструкции и перепланировки общая площадь квартиры №_1,№_2 составила 126,0кв.м, жилая 60,2кв.м. В результате технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира №_1,№_2 ... выделена в самостоятельный объект недвижимости, внесенный в Единый государственный реестр объектов капитального строительства под одним кадастровым номером .... Для получения разрешения на производство работ по реконструкции квартир истцы обращались в установленном порядке в уполномоченные органы. На проведение мероприятий по реконструкции квартир ГПИ «Волгограджилкоммунпроект» по заказу ... выполнен проект «Реконструкция квартиры №_1 с организацией сообщения с квартирой №_2 в жилом доме ...», который был согласован с Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда. Ссылаясь на письмо Государственного автономного учреждения Волгоградской области «Управление государственной экспертизы проектов» ... от ДД.ММ.ГГГГ, истцы полагают, что выполненная проектная документация обязательной государственной экспертизы не подлежала. Коме того, истцами представлено письмо ООО «Жилкомфорт» ... от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении проведении реконструкции помещений на основании разработанной проектной документации, с учетом согласия собственников квартир, расположенных на 4, 5 и 6 этажах жилого дома и связанных с квартирой №_1,№_2 одним стояком. На основании заключения ГУК «Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» ... от ДД.ММ.ГГГГ согласно письму Комитета по культуре Администрации Волгоградской области ... от ДД.ММ.ГГГГ истцами согласованы материалы по перепланировке квартир №_1,№_2. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ для сохранения реконструкции квартиры требуется градостроительный план земельного участка, в связи с чем, истцы обратились за получением данного документа в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда. Однако ввиду того, что проектная документация по планировке и межеванию территории кадастрового квартала в границах расположения жилого дома ... в соответствии с муниципальным заказом ... от ДД.ММ.ГГГГ находилась на стадии разработки в ООО «...» и еще не была утверждена Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда своим письмом ... от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцам в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельный участок. В связи с отсутствием градостроительного плана земельного участка, Администрация Волгограда письмом ... от ДД.ММ.ГГГГ отказала истцам в выдаче разрешения на производство реконструкции квартир. Истцы, ссылаясь на письмо Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда ... от ДД.ММ.ГГГГ указывают, что реконструкция квартир не связана с земельными отношениями. Вместе с тем, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда в соответствии с письмом ... от ДД.ММ.ГГГГ в лице его председателя ФИО1 согласовал проект реконструкции квартир №_1 и №_2 по выполнению демонтажа части перекрытия для устройства лестницы из квартиры №_1 в квартиру №_2, изменению планировки помещений квартир, увеличения высоты оконного проема в квартире №_2 с сохранением в реконструированном помещении общей площади 126,07 кв.м. Таким образом, как считают истцы согласовав технико-экономические показатели реконструируемых квартир Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, тем самым, установил пределы разрешенного строительства. Истцы считают, что поскольку общая площадь образовавшегося в результате реконструкции жилого помещения №_1,№_2 составляет 126,0кв.м, что не превышает проектной площади, реконструкция выполнена в пределах разрешенного строительства. В соответствии с техническим заключением ООО «Волгоградский центр «...» произведенная реконструкция по полезной нагрузке соответствует несущей способности перекрытия, выемка подоконной части кирпичной стены не влияет на состояние несущих конструкций квартиры и здания в целом, изменения нагрузок на стояк отопления не влияют на гидравлический и тепловой режим системы отопления жилого дома в целом, при этом, микроклимат в жилых комнатах соответствует санитарным нормам и правилам, санитарно-технические приборы подключены к существующим сетям, в помещениях санузлов выполнена гидроизоляция пола и стен на высоте 300мм. По результатам обследования техническое состояние основных конструкций квартиры №_1,№_2 в жилом доме ... признано исправным, пригодным к эксплуатации по своему функциональному назначению, что по мнению истцов, подтверждает надежность и безопасность произведенной реконструкции. Истцы считают, что поскольку изменение объекта капитального строительства и его частей не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого дома, не нарушает права третьих лиц, не превышают предельные параметры, установленные градостроительным регламентом, позволяет сохранить квартиру №_1,№_2 в жилом доме ... в реконструированном и перепланированном состоянии. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации Центрального района г. Волгограда с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. Представитель третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Зайцева И.Е. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. Представитель ответчика Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда, извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, в с вязи с чем, с согласия сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно ст.40 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном жилом доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном настоящим кодексом. Исходя из смысла ст.40ЖК РФ границы между смежными помещениями могут быть изменены в случае, если подобные изменения не влекут за собой изменения границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей /высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема/ и качества инженерно-технического обеспечения. В соответствии с ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ закрепляет, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном или перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан и не создается угроза для их жизни или здоровья. В соответствии с ч.2 ст.25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собою изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В силу ч.1 ст.29 ЖК РФ самовольным является переустройство и перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 ст.26 ЖК РФ, решения о согласовании проекта или с нарушением проекта переустройства и перепланировки. Исходя из Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», не допускается переоборудование и перепланировка, если это ведет к нарушению или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и/или/ установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, либо ухудшает условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры. Как установлено в судебном заседании на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Аникеева Е.Н. является собственником 5/9 долей квартиры №_2 ... общей площадью 86,8кв.м.. На основании договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Аникеева Е.Н. приобрела в собственность 4/9долей квартиры №_2 ... общей площадью 86,8кв.м. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Спирина А.В. приобрела в собственность квартиру №_1 в доме ... общей площадью 39,3кв.м. Квартира №_1, расположенная на втором этаже, и квартира №_2, расположенная на третьем этаже многоквартирного жилого дома, находятся в двух уровнях по вертикали в границах одного стояка. В 2010 году по согласию собственников жилых помещений на основании проекта с целью объединения квартир в одно помещение выполнена реконструкция, заключающаяся в организации сообщения квартиры №_1 с квартирой №_2 путем прорезки перекрытия и устройства лестницы из легких элементов. В результате реконструкции образовалось единое жилое помещение в виде квартиры №_1,№_2. Для повышения благоустройства образовавшегося жилого помещения в существовавших квартирах была произведена перепланировка. В пределах квартиры №_1 демонтирован шкаф, демонтированы ненесущие стены между коридором, санузлом и кухней с возведением новых ненесущих стен для организации помещений холла площадью 13,5кв.м, кухни-столовой площадью 19,5кв.м, санузла площадью 4,5кв.м. В пределах квартиры №_2 демонтированы все ненесущие стены с возведением новых для организации помещений коридора площадью 21,8кв.м, жилых комнат площадью 23,5кв.м, 17,4кв.м, 19,3кв.м, санузла площадью 6,5кв.м, произведена разборка части наружной стены от уровня низа существующего оконного проема до уровня чистого пола. Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в результате выполненных реконструкции и перепланировки общая площадь квартиры №_1,№_2 составила 126,0кв.м, жилая 60,2кв.м. В результате технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира №_1,№_2 ... выделена в самостоятельный объект недвижимости, внесенный в Единый государственный реестр объектов капитального строительства под одним кадастровым номером .... В соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ ... «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», дом ... входит в «Комплекс застройки ...» архитектор ..., (п.407.124 постановления), является памятником архитектуры и градостроительства и находится на государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения. В соответствии с п.3 ст.52 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: - обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта; - согласование в порядке, установленном Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия и т.д. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования понимается - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия. В соответствии со ст. 45. Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в установленном порядке, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Статьей 12 закона Волгоградской области от 01.07.2009г. №1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области» регламентировано, что проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия) (далее - проведение работ по сохранению) в соответствии с Федеральным законом осуществляется на основании: письменного задания и разрешения на проведение работ по сохранению, выданных областным органом охраны объектов культурного наследия по заявлению собственника (пользователя) объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия); согласованной с областным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению В соответствии со ст. 3 Закона Волгоградской области от 14 июля 2008г. № 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области» и п.2.3 «Положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области», утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области 07 ноября 2008г. №1506, специально уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения является Комитет по культуре Администрации Волгоградской области. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что работы на объекте проводились в отсутствии задания и разрешения Комитета по культуре. Что касается документов представленных истцами о согласовании работ по реконструкции квартир №_1,№_2 с комитетом по градостроительству, то судом они не принимаются, поскольку для производства реконструкции в данном случае работы необходимо согласовывать с Комитетом по культуре. В ходе рассмотрения дела судом была назначена историко—культурная и строительно-технический экспертиза, заключение которой носит противоречивый характер. Так в заключение эксперта указывается, что при производстве работ в квартире №_1,№_2 были затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности квартир, которые были предусмотрены проектной документаций, в связи с чем, в целом произведенную реконструкцию может быть сохранена. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что указанная документация была согласована не в установленном законом порядке, что также указывается экспертами в заключении. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. На основании изложенного и ст. 678 ГК РФ, ст. 26, 29,30 ЖК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Исковые требования Аникеевой Е.Н., Спириной А.В. к Администрации Центрального района г. Волгограда о сохранении жилого помещения в реконструированном и перепланированном состоянии – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья Артеменко И.С.