о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-6108/11

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

15 сентября 2011 г.

Центральный районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего Новиковой О. Б.,

при секретаре Графской В.А.,

с участием помощника Прокурора Центрального района Волгограда района г. Волгограда Стрельниковой В.В.,

представителя ответчика – Администрации Центрального района г. Волгограда - Кондраевой А.Л., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района Волгограда о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с иском к Администрации Центрального района Волгограда о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Заявленные требования мотивирует тем, что Прокуратурой Центрального района г. Волгограда проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Центрального района Волгограда, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности: между зданиями и сооружениями, а также участками, прилегающих к жилым домам и иным постройкам на территориях: ...; ..., не очищены от сухой травы, камыша и т.п.

В результате бездействия администрации района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории ... произошло 3 возгорания (пересечение ... и ...; пересечение ... и ...; за ... по ...).

Просит признать незаконным бездействие администрации Центрального района г. Волгограда в непроведении мероприятий по очистке сухой травы, камыша и т.п. территории Центрального района г. Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к жилым домам и иным постройкам на следующих территориях: ...; .... Также просит обязать администрацию Центрального района г. Волгограда устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а очистить от сухой травы, камыша и т.п. территорию Центрального района г. Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к жилым домам и иным постройкам на следующих территориях: ...; .... Установить срок исполнения мероприятий в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель прокуратуры Центрального района г. Волгограда Стрельникова В.В. в судебном заседании исковые требования подержала и просила удовлетворить их в полном объеме. Уточнила срок исполнения обязанности ответчиком – просит суд обязать в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу исполнить решение суда. Пояснила, что обязанность администрации устранить нарушения требований пожарной безопасности подтверждается решением ... суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении администрации Центрального района Волгограда к административной ответственности.

Представитель Администрации Центрального района г. Волгограда Кондраева А.Л. возражала против удовлетворения исковых требований, так как администрация центрального района г. Волгограда не наделена полномочиями по профилактики пожарной безопасности и соответственно финансовые возможности для устранения нарушений пожарной безопасности, отсутствуют. Пояснила, что согласно решению Волгоградской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... реализацию полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий Волгограда от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Волгограда, осуществляет Комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда, который является структурным подразделением администрации Волгограда. Вместе с тем, поскольку благоустройство района осуществляется в рамках муниципального контракта, заключенного между МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» и ООО «...» в пределах финансирования МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» по статье «благоустройство», считает, что ответственность должен нести подрядчик ООО «...».

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности неявки суд не уведомлен.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу ст. 4 Федерального закона 368-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации проводятся в соответствие с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям случае их возникновения. Государственный контроль надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации (ст. 27 Федерального закона №68-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 вышеназванного Закона пожарная безопасность
объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены
обязательные требования пожарной безопасности, установленные
федеральными законами о технических регламентах.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены
приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 № 313 (далее - ППБ 01-
03). Настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности,
обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их должностными липами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. При этом лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть 1 и 3 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности").

Как установлено в судебном заседании, отделом надзорной деятельности по г. Волгограду Управления НД ГУ МЧС России по Волгоградской области проведена внеплановая проверка за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в пожароопасный период ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.21 ППБ 01-03 (Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований территории: ...; ..., не очищены от мусора, сухой травы, камыша и т.п.

Решением ... суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ администрация Центрального района г. Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.

Указанное решение в силу ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.

Поскольку несоблюдение требований федерального законодательства создает угрозу для жизни и здоровья граждан, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Центрального района г. Волгограда к Администрации Центрального района г. Волгограда в части понуждения к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности подлежит удовлетворению.

Заявленный прокурором срок в 2 месяца для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, суд находит разумным и достаточным.

Доводы прокурора о бездействии администрации Центрального района г. Волгограда по непроведению мероприятий по очистке сухой травы, камыша и т.п. суд находит несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, между МУ ЖКХ Центрального района Волгограда» и ООО «...» по статье «благоустройство» с целью обеспечения муниципальных нужд заключен муниципальный контракт №... от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, согласно объему работ и расчету затрат на содержание объектов озеленения общего пользования (приложение №4 к контракту №...) администрацией осуществляется финансирование работ по содержанию объектов общего пользования. Факт проведения мероприятий по поддержанию в надлежащем состоянии объектов Центрального района г.Волгограда, подтверждается приложенным перечнем и характеристикой объектов озеленения (приложение №1 к контракту №...).

Ответчиком предоставлены в подтверждение принятия мер по поддержанию в надлежащем состоянии ... распоряжения о выделении финансирования на проведение работ по ликвидации последствий пожаров в лесопарковой зоне ... от ДД.ММ.ГГГГ №...-р, а также фотоматериалы, на которых видно проведение работ по опашке земельных участков. Фотоматериалы возражений у истца не вызвали.

При таких обстоятельствах доводы искового заявления о бездействии администрации Центрального района г. Волгограда в непроведении мероприятий по очистке сухой травы, камыша и т.п. территории Центрального района г. Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к жилым домам и иным постройкам не нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.

Доводы ответчика о том, что полномочия по осуществлению противопожарных мер переданы Комитету гражданской защиты населения Администрации Волгограда не могут быть основанием для освобождения от ответственности Администрации Центрального района г. Волгограда, поскольку из Положения о комитете, утвержденном Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №..., видно, что Комитет имеет полномочия разрабатывать противопожарные меры и контролировать их исполнение, но не исполнять (п. 3.3).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района Волгограда о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать администрацию Центрального района г. Волгограда в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: очистить от сухой травы, камыша и мусора территорию Центрального района г. Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участков, прилегающих к жилым домам и иным постройкам на следующих территориях: ...; ....

В остальной части исковых требований прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Центрального района Волгограда о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда.

Полный текст решения изготовлен 20.09.2011 года.

Судья Новикова О.Б.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200