Дело № 2-4095/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Олейникова А.В. при секретаре Полубояровой Е.Г. с участием прокурора Дружининой И.А. представителя истца Бородина С.Н. – Эрендженовой С.Б., представителей Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области Чмовша В.В., Шепуновой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2011 года в г. Волгограде гражданское дело по иску Бородина С.Н. к Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, УСТАНОВИЛ: Истец Бородин С.Н. обратился в суд с иском к Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. Заявленные требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он замещал должность .... ДД.ММ.ГГГГ он уведомлен Комитетом о том, что с ДД.ММ.ГГГГ его должность подлежит сокращению. Приказом Комитета ... от ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от занимаемой должности на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Полагает, что увольнение не соответствует требованиям законодательства, так как статьями 31, 33 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусмотрена обязанность нанимателя в течение двух месяцев до момента предстоящего сокращения должности предложить государственному служащему все вакантные должности в этом или другом государственном органе, которые соответствуют уровню его квалификации, профессиональному образованию и стажу гражданской службы или работы (службы) по специальности. Считает, что в Комитете, по сути, произошло изменение наименований всех структурных подразделений и должностей, и при определении вакантных должностей, следует исходить из того, что ни одна из вновь введенных должностей, предусмотренная новой структурой и штатным расписанием не была на момент его уведомления о предстоящем сокращении занята ни одним из сотрудников Комитета, а потому все они являлись вакантными. В течение всех двух месяцев, предшествовавших дате его увольнения, ему не было предложено ни одной вакантной должности, которая соответствовала бы требованиям, установленным в ст. 31 Закона. ДД.ММ.ГГГГ в день его увольнения, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ... ему предложено заместить вакантную должность .... В связи с тем, что одновременно с уведомлением квалификационные требования (должностной регламент) по предложенной к замещению должности предоставлены не были, что делало невозможным ни согласие на поступившее предложение, он от предложенной должности был вынужден отказаться. Считает, что процедура сокращения его должности совершена с многочисленными нарушениями, в результате которых он был лишен своего законного права на труд, в связи с чем просит восстановить его на государственной гражданской службе в Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области в должности консультанта отдела по регулированию продовольственных рынков, хранения сельхозпродукции, координации пищевой и перерабатывающей промышленности Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области. Также просит взыскать с Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области в его пользу средний заработок за все время вынужденного прогула. Истец Бородин С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя. Представитель истца Бородина С.Н. – Эрендженова С.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что с учетом уровня образования и стажа государственной службы истец соответствовал квалификационным требованиям, установленным к 16 должностям в Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и которые ему не были предложены, в том числе 9 из них соответствовали ранее занимаемой должности истца. В течение всего времени, предшествовавшего его увольнению, Бородину С.Н. не предложено ни одной вакантной должности, хотя они были определены с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, на должность ... назначен ФИО7, образование которого не соответствует предъявляемым требованиям к должности. Представители Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области Чмовш В.В., Шепунова О.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, просили в иске отказать. Пояснили суду, что при нарушения процедуры увольнения Бородина С.Н. ответчиком не допущено. Первоочередное право истца на замещение вакантной должности также не нарушено. ФИО7 соответствует квалификационным требованиям к должности .... Одним из требований, предъявляемых к уровню профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнении должностных обязанностей ... является знание английского и немецкого языка на уровне свободного владения, чему соответствует образование указанного лица. Бородин С.Н. квалификационным требованиям к должности ... не соответствовал, так как не имеет необходимого стажа государственной службы и работы по специальности. Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика, заключение прокурора Дружининой И.А., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, считает исковые требования Бородина С.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации и другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, что установлено ст. 5 указанного Федерального закона В соответствии со ст. 73 того же Закона Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона). Частями 2,4,5,7 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. В соответствии с абз. 1 и 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Судом установлено, что приказом Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Бородин С.Н. принят на государственную службу и назначен на государственную должность консультанта отдела по регулированию продовольственных рынков, хранения сельхозпродукции, биржевых технологий и внешних экономических связей управления по организации стратегического маркетинга и хранения сельхозпродукции, координации пищевой и перерабатывающей промышленности. Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 14 января 2011г. № 4 «Об утверждении структуры и штатной численности Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области» изменена структура и штатная численность работников указанного Комитета, что выразилось в упразднении ряда отделов, в том числе упразднен отдел по регулированию продовольственных рынков, хранения сельхозпродукции, координации пищевой и перерабатывающей промышленности. Созданные отделы с ДД.ММ.ГГГГ наделены новыми функциями. В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Бородин С.Н. ДД.ММ.ГГГГ наряду с другими государственным гражданским служащим Комитета уведомлен о сокращении должности ... с ДД.ММ.ГГГГ, которую он замещал с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью последнего в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ .... Информация о массовом высвобождении ДД.ММ.ГГГГ исх. ... направлена председателем Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию в Комитет по труду и занятости населения по Волгоградской области, тем самым ответчиком выполнено требование законодательства о предоставлении в орган службы занятости информации о предстоящем сокращении работников Комитета. Кроме того, об изменении структуры и штатной численности Комитета письмом от ДД.ММ.ГГГГ ... уведомлен председатель первичной организации профсоюза. Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы, государственно-служебные отношения с гражданским служащим, подлежащим сокращению, продолжаются в случае предоставления ему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе. В силу п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы. При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ). Исходя из конституционного принципа о равенстве всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции РФ), а также учитывая положения части первой статьи 180 и части третьей статьи 73 Кодекса, работодатель в указанном случае обязан предложить работнику работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника, а при отсутствии такой работы - иную имеющуюся в организации вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Представителем ответчика должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались все вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя. Квалификационные требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы Волгоградской области в Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области утверждены приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ .... В соответствии с ч.6 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. В соответствии с п. 4 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента от 01 февраля 2005 года № 110, аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация. Согласно п. б ч. 5 Положения, внеочередная аттестация может проводиться по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном орган. Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ ... принято решение о проведении ДД.ММ.ГГГГ внеочередной аттестации государственных гражданских служащих Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области. Решением аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец признан соответствующим замещаемой должности государственной гражданской службы Волгоградской области. Проверяя доводы представителя истца, судом установлено, что решением аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ... ФИО7 признан соответствующим замещаемой должности и рекомендован к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы Волгоградской области в порядке должностного роста. Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ ... ФИО7 включен в кадровый резерв ... для замещения вакантной должности государственной гражданской службы Волгоградской области отнесенной к ведущей группе должностей категории «специалисты». Во исполнение требований ч. 1 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 31 марта 2011г. ответчиком истцу Бородину С.Н. предложена вакантная должность главного специалиста отдела по регулированию продовольственных рынков и информационных технологий управления пищевых и перерабатывающих отраслей, регулирования продовольственных рынков и информационных технологий Комитета. Однако Бородин С.Н. от предложенной должности отказался, что подтверждается его подписью в уведомлении. Согласно действующему законодательству, под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность гражданской службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. При этом вся ответственность принятия решения о предложении соответствующей должности и соответствия данного лица предлагаемой должности лежит на кадровом работнике и представителе нанимателя. Истцу предложена должность государственной гражданской службы, соответствующая его квалификации в соответствии с должностным регламентом и квалификационным требованиям. В связи с отказом Бородина С.Н. от предложенной должности и на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приказом Комитета ... от ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от занимаемой должности. При таких обстоятельствах, суд считает, что мероприятия по сокращению должности государственной гражданской службы Волгоградской области, которую замещал истец, проведены в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, каких-либо нарушений процедуры в ходе рассмотрения дела не установлены. Отклоняя доводы представителя истца в судебном заседании о том, что истец соответствовал квалификационным требованиям к 16 должностям во вновь образованных отделах, которые ему не были предложены, суд исходит из следующего. В предложенном представителем истца перечне содержится указание на должность главного специалиста отдела по регулированию агропродовольственных рынков и информационных технологий управления пищевой и перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственных рынков и информационных технологий Комитета, которая Бородину С.Н. предлагалась и от которой он отказался. Также, как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, при реорганизации Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области произошло высвобождение 139 служащих, которым наряду с Бородиным С.Н. предлагались вновь образованные вакантные должности в соответствии с их квалификацией и стажем государственной службы. С лицами, согласившимися занять предложенные должности впоследствии заключены служебные контракты. По данной причине предложить истцу все перечисленные должности не представилось возможным. Ни в исковом заявлении, ни при рассмотрении дела истцом и его представителем не указано, перед кем из лиц, с которыми заключены служебные контракты на замещение указанных должностей Бородин С.Н. имел преимущественное право на оставление на работе. В судебном заседании судом исследован список работников отдела по регулированию продовольственных рынков, хранения сельхозпродукции, координации пищевой и перерабатывающей промышленности Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области. Согласно списка Бородин С.Н. имел наименьший общий трудовой стаж и стаж государственной службы на ДД.ММ.ГГГГ среди иных работников отдела, который составлял 5 лет 8 мес. и 2 года соответственно. Ссылка представителя истца о несоответствии ФИО7 квалификационным требованиям к должности ... не может быть принята во внимание, так как Бородин С.Н. не мог претендовать на должность ... по причине не соответствия квалификационным требованиям. Так, п.2.2. должностного регламента консультанта отдела по регулированию продовольственных рынков и информационных технологий управления пищевых и перерабатывающих отраслей, регулирования продовольственных рынков и информационных технологий Комитета, утвержденным председателем Комитета ДД.ММ.ГГГГ, установлено требование к стажу государственной гражданской службы лица, претендующего на замещение указанной должности: не менее трех лет государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Бородин С.Н. имел стаж государственной гражданской службы 2 года. Общий трудовой стаж составлял 5 лет 8 месяцев. Исходя из копии трудовой книжки истца, стаж работы по специальности составлял менее 5 лет. Таким образом, основания для восстановления Бородина С.Н. в должности ... отсутствуют. Согласно ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность в частности возникает и в случаях, когда заработок не получен работником в случаях незаконного увольнения работника. Поскольку судом не установлен факт совершения ответчиком неправомерных действий в отношении Бородина С.Н., так как его увольнение произведено с соблюдением требований норм трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе, требование истца о взыскании с ответчика среднего также удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Бородина С.Н. к Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья А.В. Олейников