Дело №2-6398/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 сентября 2011 года Центральный районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи А.Г.Кудрявцевой, При секретаре Т.П.Красновой, С участием прокурора Бецковой М.В., представителя администрации Волгограда Колягиной Е.А., представителя администрации Центрального района г.Волгограда Кондраевой А.Л., представителя МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» Микаелян М.М., представителя комитета по культуре Администрации Волгоградской области Зайцевой И.Е., представителя ООО «ЕроПарк» Титовой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде дело по заявлению прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации Волгограда, Администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда», УСТАНОВИЛ: Прокурор Волгограда обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации Волгограда, Администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» по не обеспечению надлежащего содержания зеленых насаждений в лесопарковой зоне ..., в обосновании требований указав, что Прокуратурой Волгограда проведена проверка исполнения администрацией Волгограда требований действующего законодательства при содержании муниципального имущества, находящегося на территории лесопарковой зоны .... В ходе данной проверки установлено, что лесопарк ... включен в реестр муниципального имущества Волгограда, как объект муниципальной имущественной казны. Зеленые насаждения, расположенные в лесопарковой зоне ... находятся на балансе МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда». Между тем, администрацией Волгограда на протяжении ряда лет не исполняется обязанность по содержанию лесопарковой зоны ... в надлежащем состоянии, поскольку в ходе проверки установлено, что из-за отсутствия какого-либо ухода за насаждениями, а также отсутствия полива большая часть деревьев и кустарников в лесопарке ... находится в угнетенном состоянии, в насаждении имеется около 30% сухостойных и усыхающих деревьев и кустарников. Неудовлетворительное состояние зеленых насаждений в лесопарковой зоне ... обусловлена отсутствием со стороны администрации Волгограда, администрации Центрального района Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» должной организации мероприятий по охране окружающей среды, благоустройства и озеленения, охраны, защиты и воспроизводства зеленого фонда на территории городского округа Волгограда. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда, администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района г.Волгограда» не обеспечивших надлежащее содержание зеленых насаждений в лесопарковой зоне ... и обязать администрацию Волгограда, администрацию Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к проведению работ по благоустройству территории лесопарковой зоны ..., в том числе восстановлению водопровода, осуществлению ухода за зелеными насаждениями. В судебном заседании прокурор Бецкова М.В. заявленные исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении. Представитель администрации Волгограда Колягина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна просит в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что прокурором не доказан факт бездействия администрации, поскольку администрацией Волгограда в полной мере организованы работы по благоустройству территории .... Так вопросы благоустройства и озеленения на территории Центрального района делегированы администрации Центрального района г.Волгограда, которая в свою очередь, надлежащим образом реализует свои полномочия по организации благоустройства территории района путем выделения денежных средств подведомственному муниципальному учреждению МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда». Распоряжением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Центрального района Волгограда выделены денежные средства на проведение предупредительных противопожарных мероприятий по организации работ по вырубке сухостойных насаждений, покосу травы и очистке территории от случайного мусора .... Кроме того, объект ... является федеральной собственностью и обязанность по его благоустройству не может возлагаться исключительно на органы местного самоуправления Волгограда. Также в случае удовлетворения требований прокурора, исполнить решение суда в течение 6 месяцев не представляется возможным ввиду трудоемкости работ, значительности временных затрат на оформление необходимых документов соответствии Федеральный законом 94-ФЗ, наступления зимнего периода, а также ввиду значительного размера территории, на которой необходимо выполнить соответствующие работы. Представитель администрации Центрального района г.Волгограда Кондраева А.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна просит в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что в соответствии п.п. 2.3.10 - 2.3.15 Положения об администрации Центрального района Волгограда, администрация наделена полномочиями по организации благоустройства района. В свою очередь Администрация Центрального района Волгограда надлежащим образом реализует полномочия по организации благоустройства территории района путем выделения денежных средств по статье «Благоустройство» подведомственному муниципальному учреждению «ЖКХ Центрального района Волгограда», которое в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заключило муниципальный контракт №... от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по текущему содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Центрального района Волгограда. В соответствии с условиями Контракта ООО «Европарк» приняло на себя обязательства по выполнению всех определенных контрактом работ, в том числе на территории лесопарка ..., таким образом, ответственность за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств должно нести указанное юридическое лицо. Кроме того, администрацией Центрального района Волгограда распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ №...-р и №...-р из резервного фонда администрации дополнительно были выделены денежные средства на проведение работ по ликвидации последствий пожаров в лесопарковой зоне ..., а также на заправку поливомоечных машин и подвозу воды для тушения пожаров на .... Представитель МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» Микаелян М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна просит в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» заключены многочисленные муниципальные контракты с подрядчиками как на выполнение работ по текущему содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Центрального района, в том числе на проведение предупредительных противопожарных мероприятий по организации работ по вырубке сухостойных насаждений, покосу травы и очистке территории от случайного мусора склонов .... Представитель ООО «ЕроПарк» ... Титова С.Э. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна просит в их удовлетворении отказать. Представитель комитета по культуре Администрации Волгоградской области Зайцева И.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора поддержала в части возложения на администрацию Волгограда, администрацию Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к проведению работ по благоустройству территории лесопарковой зоны ..., в том числе восстановлению водопровода, осуществлению ухода за зелеными насаждениями. Представитель Нижне-Волжского управления Росохранкультуры руководитель Каркачев К.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомлен. Ранее в судебном заседании руководитель Нижне-Волжского управления Росохранкультуры Каркачев К.А. требования прокурора поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Часть 1 статьи 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. В силу статьи 61 Федерального закона Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Организация благоустройства и озеленения территории городского округа, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно п. 2 ст. 18 указанного закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В соответствии со ст. 5 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, к вопросам местного значения относятся: - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Волгоград; - организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград; - организация благоустройства и озеленения территории городского округа Волгоград, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа Волгоград. Пунктом 7 ч. 7 ст. 39 Устава предусмотрено, что администрация Волгограда в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового и торгового обслуживания населения Волгограда обладает полномочиями по организации благоустройства территории Волгограда, привлечению на договорной основе к этой работе предприятий, учреждений, организаций, населения; контролю благоустройства производственных территорий; осуществлению озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов; созданию мест отдыха граждан. Также пунктом 3.2.2. Правил благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2007 № 55/1402 установлено, что собственники, пользователи, арендаторы земельных участков с расположенными на них зелеными насаждениями обязаны: обеспечить сохранность и надлежащее содержание (текущий ремонт) существующих зеленых насаждений и объектов внешнего благоустройства в соответствии с настоящими Правилами; обеспечить в течение всего года проведение необходимых мер по борьбе с вредителями и болезнями зеленых насаждений, лечение ран и дупел на деревьях; осуществлять полив зеленых насаждений согласно нормам и кратности для степной зоны (сроки и кратность полива зеленых насаждений зависят от возраста растений, фазы их развития и внешних условий. За вегетационный период деревья до 15 лет в сухую и жаркую погоду следует поливать 10-15 раз, свыше 15 лет - 4 - 6 раз); производить снос сухостойных деревьев и кустарников (при наличии распоряжения администраций районов Волгограда) не позднее чем через 2 недели со дня их обнаружения, а аварийных деревьев - в срочном порядке. Решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/152 утверждено Положение об администрациях районов Волгограда, в соответствии с которым администрация Центрального района организует и контролирует благоустройство территории района; рассматривает вопросы, связанные с осуществлением работ по вырубке, пересадке, компенсационной посадке зеленых насаждений, выдает разрешение на вырубку зеленых насаждений; организует озеленение, охрану зеленых насаждений, создает места отдыха граждан. Постановлением администрации Волгограда от 15.03.2006 № 583 «О принятии в муниципальную собственность Волгограда объектов внешнего благоустройства», лесопарк ... включен в реестр муниципального имущества Волгограда, как объект муниципальной имущественной казны (л.д.13,14). Зеленые насаждения, расположенные в лесопарковой зоне ..., находятся на балансе МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда», что подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств (л.д.11-12). На всей территории лесопарковой зоны произрастает большое количество пород деревьев. Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. Между тем, администрацией Волгограда на протяжении ряда лет не исполняется обязанность по содержанию лесопарковой зоны ... в надлежащем состоянии. Средства на прореживание лесных полос в течение 5 лет не предусматриваются. Потребность на содержание зеленых насаждений в Центральном районе Волгограда составляет 150 млн. рублей, однако выделение денежных средств ДД.ММ.ГГГГ составило всего 19 млн. рублей. Как усматривается из письма и.о. директора МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» ФИО от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя прокурора г.Волгограда, поливочным водопроводом обеспечено примерно 1-2% территории об общей площади лесопарковой зоны .... Водопровод находится в аварийном, нерабочем состоянии, требуется произвести его капитальный ремонт. Средства на капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ не предусматривались. Проверка показала, что на территории лесопарка на протяжении ряда лет не осуществлялся полив зеленых насаждений, надлежащий уход за ними. Зеленые насаждения, произрастающие в парке, находятся в неудовлетворительном состоянии. Как видно из Заключения Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области (л.д.16), из-за отсутствия какого-либо ухода за насаждениями, а также отсутствия полива большая часть деревьев и кустарников в лесопарке ... находится в угнетенном состоянии. В насаждении имеется около 30% сухостойных и усыхающих деревьев и кустарников; травянистый покров представлен злаково-полынной растительностью, которая на момент проверки полностью высохла; в лесопарке не прослеживается парковый стиль ввиду того, что возобновление насаждений происходит, главным образом, за счет замещения погибших декоративных деревьев и кустарников самосевом или порослевым возобновлением пород с низкими декоративными качествами. Вышеизложенное свидетельствует о том, что лесопарковая зона ... нуждается в коренной реконструкции - замене зеленых насаждений, ремонте существующей и расширении поливной сети и.т.д. В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что неудовлетворительное состояние зеленых насаждений в лесопарковой зоне ... обусловлено отсутствием со стороны администрации Волгограда, администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» должной организации мероприятий по охране окружающей природной среды, благоустройства и озеленения, охраны, защиты, воспроизводства зеленого фонда на территории городского округа Волгоград. Доводы представителей администрации Волгограда, Администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда», ООО «Европарк» о надлежащей реализации своих полномочий по организации благоустройства и проведения мероприятий по организации работ на территории лесопарковой зоны ..., суд находит несостоятельными, поскольку выделение денежных средств и заключение муниципальных контрактов на проведение предупредительных противопожарных мероприятий по организации работ по вырубке сухостойных насаждений, покосу травы и очистке территории от случайного мусора склонов ..., имели место после обращения прокурора Волгограда в суд с требованиями о признании бездействия администрации Волгограда, Администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» незаконным. Доводы представителей администрации Волгограда, Администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда», ООО «Европарк» о том, что ... является федеральной собственностью и обязанность по его благоустройству не может возлагаться исключительно на органы местного самоуправления Волгограда, суд также не принимает ввиду следующего. Объект «... – место ... был принят на государственную охрану в качестве памятника истории Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №... «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР». Указом Президента РФ от 20.02.1995 года №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения он был отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, так как в соответствии с п.2 данного Указа к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения были отнесены памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №.... Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Зоны охраны ... и режимы использования земель в их границах утверждены Постановлением Главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении границ зон охраны ... – места ...». В соответствии с Режимом использования земель в границах территории ... (приложение №3 к постановлению №...) на территории ... производится разреживание избыточных и ликвидация сорных и дисгармоничных древонасаждений. Озеленение производится в соответствии с первоначальным проектом благоустройства. Согласно пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Собственность на территорию ..., исключая земельный участок, занимаемый ... на ... не разграничена. В силу пункта 10 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, распоряжение большей частью территории ... осуществляет администрация Волгограда. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что необоснованное уклонение администрации Волгограда, администрации Центрального района г. Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» от выполнения работ по благоустройству, озеленению территории лесопарковой зоны ... нарушает права жителей Волгограда и может явиться причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, уничтожения имущества, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, в связи с чем, считает необходимым обязать Администрацию Волгограда, Администрацию Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района г.Волгограда» принять меры к проведению работ по благоустройству территории лесопарковой зоны ..., в том числе восстановлению водопровода, осуществлению ухода за зелеными насаждениями. С учетом всех обстоятельств дела, ввиду трудоемкости работ, значительности временных затрат на оформление необходимых документов, наступления зимнего периода, а также ввиду значительного размера территории, на которой необходимо выполнить соответствующие работы, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенных на администрацию Волгограда, администрацию Центрального района г. Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» обязанностей в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации Волгограда, Администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Волгограда, Администрации Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» не обеспечивших надлежащее содержание зеленых насаждений в лесопарковой зоне .... Обязать Администрацию Волгограда, Администрацию Центрального района г.Волгограда, МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к проведению работ по благоустройству территории лесопарковой зоны ..., в том числе восстановлению водопровода, осуществлению ухода за зелеными насаждениями. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Волгограда. Судья: А.Г.Кудрявцева ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ