о признании действий незаконными, понуждении к направлению проекта договора аренды земельных участков



Дело № 2-6225/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.

при секретаре Сердюковой И.Н.,

с участием представителя заявителя Дергуновой Е.А. – Чеблакова Ю.В., представителя заинтересованного лица Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда Глушко О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по заявлению Дергуновой Е.А. о признании действий комитета земельных ресурсов администрации Волгограда незаконными, понуждении к направлению проекта договора аренды земельных участков

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Дергунова Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании действий комитета земельных ресурсов администрации Волгограда незаконными, понуждении к направлению проекта договора аренды земельных участков.

Свои требования мотивирует тем, что она обратилась в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда по вопросу заключения договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., при этом представив все необходимые документы. Однако, вместо направления ей проекта договора аренды земельных участков, ей направлено письмо от администрации Волгограда в лице комитета земельных ресурсов администрации Волгограда с указанием о несформированности указанных земельных участков.

Считает указанные действия незаконными, поскольку истребуемые земельные участки сформированы в соответствии с земельным законодательством, поставлены на государственный учет, о чем ей выданы свидетельства №..., №....

Просит признать действия комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, выразившиеся в отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., незаконными, обязать комитет земельных ресурсов администрации города направить в её адрес проект договора аренды земельных участков кадастровые номера №..., №..., согласно представленным документам.

Заявитель Дергунова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя Дергуновой Е.А. – Чеблаков Ю.В. заявление поддержал, настаивал на его удовлетворении. Пояснил, что заявителем полностью соблюдены требования Земельного кодекса РФ, представлены необходимые документы для оформления договора аренды спорных земельных участков, однако решение о заключении договора администрацией Волгограда в лице комитета земельных ресурсов администрации Волгограда не принято, проекты договоров Дергуновой Е.А. не направлены.

Представитель заинтересованного лица комитета земельных ресурсов администрации Волгограда Глушко О.Н. в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражала. Пояснила, что действия комитета земельных ресурсов администрации Волгограда по направлению письма не могут быть обжалованы как отказ в заключении договора аренды земельного участка, поскольку комитет не обладает полномочиями по принятию решения о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в аренду. Требования истца о понуждению к направлению проекта договора аренды земельного участка не подлежат рассмотрению в рамках заявления в порядке гл. 25 ГПК РФ. Кроме того, направление проекта договора аренды земельного участка возможно только после принятия постановления администрации Волгограда о предоставлении земельного участка в аренду, однако в рассматриваемом случае такое постановление не принималось.

Заинтересованные лица представитель администрации Волгограда, Поляков И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит требования Дергуновой Е.А. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела, представитель заявителя Дергуновой Е.А. – Чеблаков Ю.В., действующий на основании доверенности, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении в аренду Дергуновой Е.А, земельных участков, расположенных по адресу: ... в долгосрочную аренду сроком на 49 лет и заключить договор аренды земельного участка. При этом к заявлению приложены кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки, копии свидетельств о государственной регистрации права на здания, копия паспорта, выписка из ЕГРП на заявленные земельные участки, доверенность представителя, согласие, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №... комитет земельных ресурсов администрации Волгограда сообщил представителю Дергуновой Е.А. – Чеблакову Ю.В., что границы испрашиваемых земельных участков не соответствуют фактически используемым границам, предоставление в аренду данных земельных участков не представляется возможным.

Удовлетворяя требования заявителя о признании незаконными действий комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельных участков, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно ч.1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

При этом, как указано в ч.1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса, что установлено ст. 29 ЗК РФ.

Исходя из ч.1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения осуществляется в порядке, определенном ст. 36 ЗК РФ.

Так, согласно ч.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как указано в ч.5 той же нормы, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 г. N 370.

При этом, в силу ч.6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с п.1 ч.5 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды осуществляет регулирование земельных отношений на территории Волгограда: предоставление в установленном порядке в соответствии с Генеральным планом Волгограда, градостроительным зонированием территории Волгограда, на основании документации по планировке территорий Волгограда в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, передачу в собственность, сдачу в аренду, изъятие земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Согласно п. 1.2 Положения о комитете земельных ресурсов администрации Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 29 апреля 2004 г. N 542 (действующим до дня государственной регистрации нового отраслевого структурного подразделения администрации Волгограда - департамента по градостроительству и землепользованию администрации Волгограда), комитет является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, созданным в целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью Волгограда, эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами и контроля за их использованием, а также упорядочения вопросов земельных правоотношений на территории Волгограда.

К основным функциям комитета отнесены реализация полномочий органов местного самоуправления Волгограда в части осуществления единой политики по вопросам исполнения действующего законодательства Российской Федерации в области земельных правоотношений; подготовка и согласование правовых актов администрации Волгограда по вопросам предоставления, изъятия, переоформления прав на земельные участки, а также по иным вопросам, входящим в компетенцию комитета (п.п. 3.1, 3.3 Положения).

Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что все документы для принятия решения о заключении договора аренды, предусмотренные перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, им представлены в администрацию Волгограда.

Данное обстоятельство заинтересованными лицами не оспаривалось. При этом, представителем комитета земельных ресурсов администрации Волгограда указано, что принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке ст. 36 ЗК РФ осуществляется исключительно администрацией Волгограда.

Однако, из приведенных выше нормативных актов, регламентирующих порядок рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка усматривается, что подготовка проекта постановления администрации Волгограда о передачу земельного участка в аренду относится к исключительной компетенции комитета земельных ресурсов администрации Волгограда. При этом, в отсутствие данного проекта решение по существу заявления о заключении договора аренды не может быть принято.

Представителем заинтересованного лица не предоставлено суду каких-либо доказательств, что на основании заявления Дергуновой Е.А. подготовлен проект постановления администрации Волгограда, либо проект иного акта от имени уполномоченного органа – администрации Волгограда, разрешающего по существу заявление.

Кроме того, из письма комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... следует, что испрашиваемые земельные участки (кадастровый №..., учетный №...; кадастровый №..., учетный №...; кадастровый №..., учетный №...) площадью ... кв. м., ... кв. м., ... кв. м. образованы из земельного участка (кадастровый №..., учетный №...) площадью ... кв. м., ранее предоставленного в аренду ИП ФИО для эксплуатации производственной базы по ....

В ходе осмотра, проведенного специалистом комитета земельных ресурсов администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок (кадастровый №..., учетный №...) по периметру огорожен кирпичным забором, доступ на участок производится через въездные ворота с проходной, из чего следует, что земельные участки (кадастровый №..., учетный №...; кадастровый №... учетный №...; кадастровой №..., учетный №...) находятся в границах земельного участка кадастровый №..., учетный №...).

С учетом данных обстоятельств комитетом сделан вывод, что границы испрашиваемых земельных участков не соответствуют фактически используемым границам, в связи с чем предоставление земельных участков в аренду не представляется возможным.

Однако, в соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Таким образом, о возникновении земельного участка в качестве объекта гражданских правоотношений, который может быть передан в пользование по договору аренды, можно говорить только после проведения в отношении данного земельного участка землеустроительных работ и постановки его на кадастровый учет.

Как следует из кадастровых паспортов земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №... и от ДД.ММ.ГГГГ №..., испрашиваемые земельные участки выделены из земельного участка с кадастровым номером №..., сформированы в установленном порядке и поставлены на кадастровый учет ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области.

Таким образом, данные земельные участки могут являться объектом земельных правоотношений, что указывает на необоснованность письма комитета земельных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из разъяснения, содержащегося в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Довод представителя комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в судебном заседании о том, что письмо комитета не может расцениваться как отказ в заключении договора аренды с заявителем, поскольку отказ может быть направлен только администрацией Волгограда, суд находит несостоятельным, так как действиями данного заинтересованного лица созданы препятствия к дальнейшему рассмотрению заявления Дергуновой Е.А., то есть фактически отказано в заключении договора аренды.

С учетом указанного суд приходит к выводу, что комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда не соблюден порядок принятия решения по вопросу о заключении договора аренды, а также принятое решение не соответствует действующим нормативным актам. При этом, действиями комитета созданы необоснованные препятствия к реализации Дергуновой Е.А. её прав на получение земельных участков.

Вместе с тем, суд не находит основания для удовлетворения требований Дергуновой Е.А. о понуждении комитета земельных ресурсов администрации города направить в её адрес проект договора аренды земельных участков кадастровые номера №..., №....

В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Исходя из разъяснения, содержащегося в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

При этом, обязывая должностное лицо устранить допущенные нарушения, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

На основании изложенного суд считает, что устранение нарушений прав Дергуновой Е.А. возможно путем возложения на комитет земельных ресурсов администрации Волгограда обязанности совершить действия, необходимые для рассмотрения в установленном порядке вопроса о заключении договоров аренды земельных участков. Поскольку для этого необходимо соблюдение процедуры, определенной Земельным кодексом РФ, суд считает возможным установить комитету земельных ресурсов срок в 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

Однако, суд не вправе предрешать вопрос о наличии основания для заключения договора аренды, в связи с чем понуждение понуждении комитета земельных ресурсов администрации города направить в её адрес проекта договора аренды земельных участков, является ненадлежащим способом защиты нарушенного права Дергуновой Е.А.

Кроме того, суд находит обоснованной ссылку представителя заинтересованного лица в судебном заседании о том, что направление проекта договора аренды возможно только после принятии администрацией Волгограда постановления о предоставлении земельных участков заявителю. Однако с требованиями к администрации Волгограда заявитель не обращался, и своим право на уточнение заявленных требований при рассмотрении дела, несмотря на соответствующие разъяснения суда, не воспользовался.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление Дергуновой Е.А. о признании действий комитета земельных ресурсов администрации Волгограда незаконными, понуждении к направлению проекта договора аренды земельных участков – удовлетворить в части.

Признать незаконными действия комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, выразившиеся в отказе в предоставлении Дергуновой Е.А. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами №..., №....

Обязать комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия, необходимые для рассмотрения в установленном порядке вопроса о заключении с Дергуновой Е.А. договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами №..., №....

В удовлетворении требований Дергуновой Е.А. о понуждении комитет земельных ресурсов администрации города направить в её адрес проект договора аренды земельных участков кадастровые номера №..., №..., согласно представленным документам - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский облсуд в 10 дней через Центральный райсуд г. Волгограда.

Судья А.В. Олейников

Именем Российской Федерации

-32300: transport error - HTTP status code was not 200