Дело № 2 - 6693/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Рудых Г.М., при секретаре Рублевой Е.Д., с участием истца Литвиновой Я.В., Афанасьевой О.В., представителя Администрации Волгограда Рыковой Т.П. рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2010г. в г. Волгограде гражданское дело по иску Литвиновой Я.В., Афанасьевой О.В. к Администрации Волгограда об обязании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Истцы Литвинова Я.В., Афанасьева О.В. обратились в суд с иском к Администрации Волгограда о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивирует тем, что зарегистрированы по адресу: ..., квартира №2. ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар данного дома, после чего на основании акта обследования дома Администрацией ... им было предоставлено временное жилье на период реконструкции дома. В дальнейшем было принято решение о предоставлении всем гражданам, проживающим в доме предоставить равноценное жилье. Однако до настоящего времени им жилое помещение предоставлено не было. Просили обязать Администрацию Волгограда предоставить им, всем проживающим в данной квартире, жилое помещение не менее 93,1 кв.м.. В дальнейшем истцами были уточнены исковые требования в части предоставления жилого помещения. Учитывая, что они с семьями проживают в разных квартирах № 1 и №2, просили предоставить каждой семье жилое помещение равнозначное ранее ими занимаемым. В судебном заседании истец Литвинова Я.В. свои исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что она, Чумаков А.И. и Чумакова Е.А. зарегистрированы и проживали в квартире № 1 дома .... Считает, что им должно быть предоставлено жилое помещение не менее 40,3 кв.м. ранее занимаемого. Истец Афанасьева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила предоставить их семье жилое помещение не менее 52,8 кв.м., которое они занимали ранее, проживая в квартире №2 дома .... Представитель Администрации Волгограда Рыкова Т.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что расселение граждан до сих пор не произведено. 3-е лицо Афанасьева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить. 3-и лица Чумаков Я.В., Афанасьева И.В., Чумакова Е.А., Чумакова А.И. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Суд, выслушав истцов, представителя ответчика, третьего лица, проверив и исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «О мероприятиях по сносу аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...» утверждено заключение межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, частных жилых помещений и многоквартирных домов ... о признании жилого дома ... аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ .... Как было установлено в судебном заседании, истцам в результате того, что их квартира №2 по ... пострадала от пожара, было предоставлена комната ... жилой площадью 12 кв.м.. в муниципальном общежитии по ..., что не отрицалось и самими истцами в судебном заседании. Между тем, в судебном заседании установлено, что фактически истца занимали и проживали в разных квартирах № 1 составом семьи из трех человек, общей площадью 40,3 кв.м. и №2 составом семьи из пяти человек, общей площадью 52,8 кв.м. дома .... Каких-либо сведений об объединении данных квартир, либо их реконструкции, суду не представлено, и как пояснили истцы в судебном заседании, у них таких сведений нет. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этой же статьей Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создания условий для осуществления права на жилище. Согласно ст. 85 ЖК РФ, в случае признания жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, граждане выселяются из жилых помещений такого дома с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с требованиями статей 32, 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Частью 5 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всей частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленными в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете. Основу приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» составляет Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865), имеющая целью комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, для выполнения приоритетного национального проекта и соответствующих федеральных целевых программ создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В силу требований п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», при соблюдении соответствующих условий, Фонд предоставляет субъекту Российской Федерации финансовую поддержку за счет своих средств, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда при наличии региональной адресной программы. Согласно п. 7 постановления главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «О мероприятиях по сносу аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...», финансирование мероприятий по сносу и расселению граждан, проживающих в жилом доме ..., производить за счет средств, предусмотренных подпрограммой «Обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории городск5ого округа город-герой Волгоград» комплексной муниципальной целевой программы «Жилище» на 2008-2010г., утвержденное решением Волгоградской городской Думы от 27.02.2008г. № 58/1469 «О комплексной муниципальной целевой программе «Жилище» на 2008-2010 годы». Исполнителем программы на территории Волгоградской области является Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области. Приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда осуществлялось в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» путем запроса котировок, с учетом особенностей выкупа строящихся квартир. Таким образом, согласно положений действующего законодательства, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Следовательно, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. В соответствии с Положением об управлении по жилищной политике администрации Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 06.02.2008г. № 57/1442, Управление по жилищной политике администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, обеспечивающим исполнение полномочий администрации Волгограда в области жилищных отношений. При таких данных, поскольку в соответствие со ст. 32 и 86 ЖК РФ переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, поэтому исковые требования о понуждении предоставить истцам аналогичное занимаемому ими жилые помещения являются обоснованным и подлежащим удовлетворению. Кроме того, мероприятия по реализации программы предусматривались лишь как помощь органам местного самоуправления в переселении граждан из аварийного жилищного фонда. При этом, не обеспечение истцов другим равноценным жилым помещением в рамках реализации такой программы, не освобождает Администрацию Волгограда, как орган принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, от предусмотренной законом обязанности по обеспечению их такими жилыми помещениями. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Литвиновой Я.В., Афанасьевой О.В. к Администрации Волгограда об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить. Обязать Администрацию Волгограда предоставить Литвиновой Я.В. на семью составом из трех человек, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, равнозначное ранее занимаемому – не менее 40,3 кв.м., расположенное в черте городского округа город-герой Волгоград. Обязать Администрацию Волгограда предоставить Афанасьевой О.В. на семью составом из пяти человек, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, равнозначное ранее занимаемому – не менее 52,8, кв.м., расположенное в черте городского округа город-герой Волгоград. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней. Судья – Г.М. Рудых