о сохранении объекта недвижимости в реконструированном состоянии, исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи, переводе из жилого помещения в нежилое объект недвижимости, признании права собственности



Дело №2-6428-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 г. г. Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи - Артеменко И.С.

При секретаре - Штановой Т.А.,

С участием представителя истца Крыковой И.М., действующей на основании доверенности, представителей ответчика Администрации Центрального района г. Волгограда Гончаровой Е.С., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Онищенко Е.Е., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Абдуллаева Р.М.о. к Администрации Центрального района г. Волгограда о сохранении объекта недвижимости в реконструированном состоянии, исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи, переводе из жилого помещения в нежилое объект недвижимости. Признании права собственности на объект недвижимости, внесении записи в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

У С Т А Н О В И Л

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о сохранении помещения квартиры в жилом доме ..., принадлежащей ему на праве собственности, в реконструированном состоянии, а также признании данного помещения нежилым.

В обоснование исковых требований указано, что ему на праве собственности принадлежит квартира ... площадью 73,3 кв.м., расположенная на первом этаже пятиэтажного жилого дома, приобретенная на сновании Договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением администрации Центрального района г.Волгограда -П от ДД.ММ.ГГГГ прежними собственниками ФИО1, ФИО2, ФИО3., ФИО4 был разрешен перевод жилого помещения в нежилое для размещения магазина «...».

В связи с производственной необходимостью истцом была произведена реконструкция указанного объекта недвижимости. После произведенной реконструкции общая площадь помещения составила 94, 8 кв.м.

Здание по адресу: ... входит в «Комплекс застройки по ...» и включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов РФ на основании Постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997г. №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области». По мнению истца, реконструкция помещений не затрагивает несущие стены, не увеличивается ширина существующих проемов и не изменяется конструктивная схема здания.

Рабочая документация (Архитектурные решения) на реконструкцию помещения квартиры ... в жилом доме ... выполнена ЗАО «...», имеющее лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ с объектами, являющимися памятниками культуры.

После произведенной реконструкции квартиры в нежилом помещении появился холл площадью 18,6 кв.м., кабинет площадью 38,5 кв.м., кабинет площадью 35,2 кв.м. и туалет площадью 2,5 кв.м.

Согласно выводам экспертного заключения о техническом состоянии строительных конструкций помещений квартиры ... в жилом доме ... мероприятия, проводимые в ходе реконструкции не изменяют конструктивную схему несущих конструкций первого этажа, не снижают эксплуатационную пригодность встроенного помещения и всего здания жилого дома в целом. Устройство дверных проемов в стене произведено без увеличения ширины проемов, что не влияет на снижение несущей способности кирпичной кладки стены. Несущие строительные конструкции (фундаменты, стены, перекрытия) находятся в работоспособном состоянии, отвечают нормативным требованиям СНиП по прочности и надежности на фактические эксплуатационные нагрузки. Строительные конструкции встроенного помещения обладают достаточным ресурсом для дальнейшей безопасной эксплуатации после реконструкции, в ходе которой не создается угроза жизни и здоровья граждан.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: ... не является частью коммунальной квартиры, доступ к данному помещению возможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, в настоящее время оборудован отдельный от жильцов вход, переводимое помещение не является частью жилого помещения и не используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, право собственности на переводимое помещение не обременено правами других лиц, помещение находится на первом этаже.

Истец считает, что в данном случае для проведения реконструкции квартиры ... получать разрешение на строительство не нужно, так как Градостроительный кодекс РФ принят позже, чем ФЗ «Об архитектурной деятельности» и не содержит требования о получении разрешения на строительство и реконструкцию здания, влекущее изменения облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов.

В ходе рассмотрения гражданского дела, истец уточнил исковые требования, при этом указал, что переход права собственности на данный объект недвижимости, квартиру ..., произведён на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ В момент заключения договора мены, квартира ... была реконструирована прежними собственниками в нежилое помещение для размещения магазина «...».

Постановлением Администрации Центрального района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ -П прежним собственникам был разрешён перевод жилого помещения (квартира ...) ... в нежилое с размещением магазина «...», при условии выполнения реконструкции в соответствии с проектом и получением разрешения на строительство в установленном порядке.

В результате реконструкции была произведена пристройка холла площадью 18,6 кв.метров к данному объекту недвижимости, о чем свидетельствуют следующие документы:

-выписка из технического паспорта на встроенное нежилое помещение на ДД.ММ.ГГГГ;

-охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры от ДД.ММ.ГГГГ;

-акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по его содержанию от ДД.ММ.ГГГГ;

-фотография фасада;

-письмо МУ «ЖКХ Центрального района г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ .

Прежние собственники не передали истцу документы, подтверждающие введение в эксплуатацию данного объекта недвижимости после реконструкции.

В связи с чем, истец обращался в Комитет по культуре Администрации Волгоградской области, на что ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о возможности приспособления квартиры под объект торговли, имеется соглашение с Администрацией г. Волгограда о порядке возмещения убытков в связи с временным занятием земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Администрации Центрального района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в переводе жилого помещения в нежилое

Отказ мотивирован тем, что проект реконструкции жилого помещения не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с п.3.1. Постановления Администрации города Волгограда от 31 марта 2005г. № 540 в редакции постановления администрации Волгограда от 29.09.2005г. № 1789, а именно организация должна иметь допуск к видам работ по проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и быть членом Саморегулируемой организацией.

Истец считает, что обратился в проектную организацию, отвечающую требованиям действующего законодательства для выполнения проектной документации на реконструкцию объекта недвижимости с пристройкой холла. Согласно Рабочей документации (раздел Архитектурные решения), выполненной ЗАО «...», имеющей свидетельство о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, выданного СРО «...» г...., а также имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), реконструкция помещений не затрагивает несущие стены, не увеличивается ширина существующих проемов и не изменяется конструктивная схема здания.

В результате реконструкции образуется следующий набор помещений: холл и нежилые помещения с кладовой, дверной проем квартиры закладывается. Перекрытия жилого дома - железобетонные. Состояние конструкций - удовлетворительное. Помещения оборудованы инженерными системами в исправном состоянии. Со стороны главного фасада по ... входная группа-холл, композиционно замыкая существующий единый остекленный фасад галереи 1-го этажа жилого дома. Ритмический рисунок переплетов оконной системы аналогичен рисунку остекления галереи. Оконные проемы, проемы, выходящие на главный фасад, трансформируются в дверные путем демонтажа конной кладки.

ЗАО «...» выполнил экспертное заключение о техническом состоянии строительных конструкций помещений квартиры ... с выводом, что строительные конструкции встроенного помещения обладают достаточным ресурсом в дальнейшей безопасной эксплуатации после реконструкции, в ходе которой не вдается угроза жизни и здоровья граждан.

Истец считает, что в данном случае разрешение на строительство не требуется.

В соответствии с Техническим отчетом ООО «...» проведена исполнительная съемка реконструкции квартиры ... в жилом доме ... с утверждением в Комитете по градостроительству и архитектуре в отделе инженерных изысканий регистрационный .

Истец считает, что приобретение права аренды на земельный участок, на котором расположены постройки, включая самовольные, в силу ст.222 Гражданского кодекса РФ предоставляет истцу возможность требовать признания за ним права собственности на спорное самовольное строение (холл площадью 18,6 кв.м). В данном случае к договору аренды Комитетом земельных ресурсов Администрации г.Волгограда приравнено Соглашение о порядке возмещения убытков в связи с временным занятием земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку у истца имеется право пользование земельным участком, считает возможным признать за ним право собственности на самовольное строение в виде пристройки.

Таким образом, истец просит сохранить объект недвижимости помещение квартиры ... в жилом доме ... в реконструированном состоянии общей площадью 76,2 кв.м.. исключить из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним запись от ДД.ММ.ГГГГ, перевести из жилого помещения в нежилое объект недвижимости квартиру ... общей площадью 73,3 кв.м.. признать право собственности Абдуллаева Р.М.о. на пристроенное сооружение (холл 18,6 кв.м.) к объекту недвижимости квартиры ..., считать общую площадь нежилого помещения равной 94,8 кв.м., внести запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебное заседание истец Абдуллаев Р.М.о., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, его интересы представляет Крыкова И.М., которая исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Центрального района Волгограда Гончарова Е.С., с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что данный объект недвижимости отнесен к памятникам культурного наследия. Постановлением Администрации города Волгограда от 31.03.2005 года № 540 установлено, что данный Порядок не применяется к правоотношениям, возникающим при проведении реконструкции нежилых помещений, находящихся в жилых зданиях, являющихся объектами культурного наследия. В связи с тем, что была произведена пристройка, которая изменяет конструктивные характеристики дома, фасад здания, он является общей собственностью всех собственников жилых помещений, находящихся в данном доме, а согласие, представленное истцом не отражает согласия всех собственников помещений, находящихся в данном доме. В данном случае необходимо проведение общего собрания для разрешения вопроса о переводе объекта недвижимости из жилого в нежилое помещение. Кроме того, истцом представлено соглашение о порядке возмещения убытков, Администрация Волгограда в лице Комитета земельных ресурсов представляет земельный участок общей площадью 16 кв.м., в то время как пристройка занимает 18, 6 кв.м..

Представитель ответчика Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Онищенко Е.Е. с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила что данный объект недвижимости является объектом культурного наследия с 1997 года. Федеральным законом РФ «О культурном наследии» ст. 33 гарантируется сохранность объектов культурного наследия. Федеральным законом, Законом Волгоградской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области» № 1908-ОД предусмотрено согласование работ по сохранению объектов культурного наследия прежде, чем приступать к работам. Истец должен был получить разрешение на проектную документацию. Проект предоставляется в Комитет по культуре, по нему проводится государственная историко-культурная экспертиза, после чего выдается задание-разрешение на производство работ, данный порядок истцом не соблюден. Право собственности было зарегистрировано именно на жилое помещение. Выполненная пристройка искажает визуальное восприятие объекта. Истцом было заключено охранное обязательство в 2009 году, где указано, что все работы должны согласовываться с Комитетом по культуре администрации Волгоградской области, а проектная документация была выполнена после проведения работ.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

Статьей 23 ЖК РФ определяется порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 ЖК РФ, орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.

Согласно ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, предусмотренный ч. 5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 части 2 ст. 26 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 77-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их (использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На основании п. 26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением СМ СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящиеся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 77-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для временного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методические руководство, технический и авторский надзор.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 77-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона; в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 77-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Согласно ст. 12 Закона Волгоградской области от 01 июля 2009 г. № 1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области» проектирование и проведение работ по сохранению памятника истории или ансамбля и (или) их территорий, хозяйственных работ на территории памятника и (или) ансамбля, не нарушающих их и не создающих угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения, согласовываются в отношении объектов культурного наследия регионального значения (выявленных объектов культурного наследия) и их территорий - с областным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 3 Закона Волгоградской области от 14 июля 2008 г. N 1737-ОД "О культуре и искусстве в Волгоградской области" и п. 2.4 «Положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области», утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области 07 ноября 2008 г. № 1506, специально уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения является Комитет по культуре Администрации Волгоградской области.

В силу ст. 51 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из договоров; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

В охранном обязательстве указывается порядок и условия использования памятника архитектуры и градостроительства, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан. Также в охранном обязательстве предусматриваются порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

Согласно п. 3 ст. 52 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта; согласование в порядке, установленном Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия и т.д.

В судебном заседании установлено, что истцу на праве собственности принадлежит квартира ... площадью 73,3 кв.м., расположенная на первом этаже пятиэтажного жилого дома, приобретенная на сновании Договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Здание по адресу: ... входит в «Комплекс застройки по ...» и включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов РФ на основании Постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997г. №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области».

Истцом произведена реконструкция квартиры ..., в результате которой была произведена пристройка холла площадью 18,6 кв.м., о чем свидетельствуют выписка из технического паспорта на встроенное помещение от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется охранное обязательство на объект культурного наследия Волгоградской области от 20.07.2009 года, в котором указано, что элемент объекта культурного наследия «Комплекс застройки ...» Жилой дом ДД.ММ.ГГГГ», помещения 1-го этажа общей площадью 73,3 кв.м., фрагмент фасада, в пределах занимаемых помещений передан Абдуллаеву Р.М.о., который в свою очередь обязуется обеспечить режим сохранения содержания и использования памятника.

Вместе с тем, в нарушение ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 77-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» произвел реконструкцию без согласования с Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области.

В п.2 «Полномочия Комитета» положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.11.2008 г. № 1506 «Об утверждении положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области», содержится исчерпывающий перечень полномочий Комитета по культуре Администрации Волгоградской области и нем отсутствуют полномочия о том, что Комитет по культуре Администрации Волгоградской области вправе или обязан принимать решение о сохранении недвижимого имущества в перепланированном (переустроенном) виде.

Таким образом, Комитету по культуре Администрации Волгоградской области не представляется возможным выдать постановление о сохранении встроенного нежилого помещения в перепланированном или переустроенном виде, что касается доводов представителя истца о том, что имеется согласование с собственниками дома ... о переводе квартиры ... из жилого в нежилое помещение, судом не принимаются, поскольку из указанного согласование не следует, что такое согласие выразили все собственники дома ....

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5, что суду пояснил, что работает в институте ЗАО «...» главным архитектором проекта и ему было поручено проведение экспертизы о техническом состоянии строительных конструкций помещений квартиры ... в жилом доме ..., при производстве которой заказчиком не была представлена разрешительная документация.

Что касается доводов истца о том, что на данную пристройку к квартире ... может быть признано право собственности в порядке ст. 222 ГК РФ, поскольку у него имеется договор аренды с Комитетом земельных ресурсов Администрации г. Волгограда, а также имеется соглашение о порядке возмещения убытков в связи с временным занятием земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, судом не принимается, поскольку имеется соглашение на пользование земельным участком площадью 16,0 кв.м., в то время как пристройка занимает площадь 18,6 кв.м.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворений требований истца о сохранении объекта недвижимости в реконструированном состоянии, исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации, переводе жилого помещения в нежилое помещение и признании права собственности на пристроенное помещение площадью 18, 6 кв.м..

На основании изложенного и ст. 678 ГК РФ, ст. 26, 29,30 ЖК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Абдуллаева Р.М.о. к Администрации Центрального района г. Волгограда о сохранении объекта недвижимости помещения квартиры ... в жилом доме ... в реконструированном состоянии общей площадью 76,2 кв.м., исключении из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним записи от ДД.ММ.ГГГГ, переводе из жилого помещения в нежилое объект недвижимости квартиру ... общей площадью 73,3 кв.м., признании права собственности на пристроенное сооружение (холл 18,6 кв.м.) к объекту недвижимости квартиры ..., считать общую площадь нежилого помещения равной 94,8 кв.м., внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда.


Судья Артеменко И.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200