о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении предоставить жилое помещение



Дело № 2-6513/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.,

при секретаре Кашаевой Ю.А.

с участием представителя истца Гладих О.Ф., представитель ответчика комитета по строительству администрации Волгоградской области Александрова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 октября 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Тыткач В.К. к администрации Волгограда, Управлению по жилищной политике администрации Волгограда, Комитету по строительству администрации Волгоградской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Тыткач В.К. обратился в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации Волгограда о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, понуждении постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Заявленные требования мотивировал тем, что он является ветераном Великой Отечественной войны, имеет государственные награды. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Волгограда о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как он является вынужденным переселенцем, не обладает ни социальным, ни собственным жилым помещением, а проживает в жилом помещении по адресу: .... При этом членом семьи собственника данного жилого помещения он не является. Письмом Управления по жилищной политики Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в виду отсутствия документов, подтверждающих право на постановку на учет с ссылкой на п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.

Просил обязать Управление по жилищной политике администрации Волгограда поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также обеспечить его жильем.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил обязать администрацию Волгограда, Управление по жилищной политике администрации Волгограда признать Тыткач В.К. нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области предоставить Тыткач В.К. жилое помещение на праве собственности.

Истец Тыткач В.К. в судебное заседание не явился,извещеннадлежащим образом.

Представитель истца Тыткач В.К. – Гладких О.Ф., действующая на основании доверенности,в судебном заседаниизаявленные исковыетребованияподдержала и просилаихудовлетворить. Пояснила, что истцом не могли быть намеренно ухудшены жилищные условия, поскольку он никогда не имел в собственности жилое помещение на территории РФ, не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает.

Представитель ответчика Комитета по строительству администрации Волгоградской области Александров А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что до ДД.ММ.ГГГГ площадь приходящаяся на каждого проживающего от общей площади жилого помещения по ... составляла 11,9 кв.м., то есть более учетной нормы. Действия по вселению ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 следует расценивать как ухудшение, либо намеренные действия по ухудшению, с целью постановки Тыткач В.К. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и в последующем, получении жилого помещения на праве собственности.

Представитель ответчика администрации Волгограда в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, в котором указал, что по результатам обследования проведенного ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истец проживает и зарегистрирован по месту пребывания в качестве члена семьи собственника в жилом помещении (квартире) ..., общей площадью 71,4 кв.м, составом семьи 6 человек, принадлежащем на праве собственности ... заявителя ФИО2 и ... ФИО3 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составила 11,9 кв.м (71,4 кв.м/6 чел), что превышает установленную норму общей площади жилого помещения приходящуюся на одного члена семьи, для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Просил в иске отказать.

Представитель Управления по жилищной политике администрации Волгограда всудебноезаседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и т.д.

Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Исходя из п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Ветеранах» N79-ФЗ от 06 мая 2010 года, действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Судом установлено, что Тыткач В.К. является участником Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением серии №..., выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из искового заявления, Тыткач В.К. обратился с заявлением в администрацию Волгограда о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако, письмом Управления по жилищной политики администрацииВолгоградаот ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в видуотсутствия документов,подтверждающих право на постановку на учет.

В соответствии со справкой администрации ... от ДД.ММ.ГГГГ №..., истец зарегистрирован по адресу: ... в ... квартире общей площадью 71,2 кв.м.,что также подтверждается отметкой в домой книге.

Решением ... районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности на квартиру ... признано за ФИО3, ФИО2, в равных долях, по 1\2 доле, за каждым. На основании данного решения указанными лицами получены свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме истца Тыткач В.К. на настоящий момент по адресу: ... зарегистрированы и проживают собственники квартиры ФИО2 (...), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения (...), а также ... ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения (...), ФИО4 (...),ФИО5 (...), ФИО1(...). Данное обстоятельство подтверждается домой книгой, справкой администрации .... Факт родства между указанными лицами сторонами в судебном заседании не оспаривался.

Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде», установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

Учитывая, что федеральным и региональным законодательством не установлена специальная учетная норма для ветеранов ВОВ, при постановке их на учет нуждающихся применяется учетная норма, установленная указанным постановлением.

С учетом того, что общая площадь квартиры ... составляет 71,4 кв.м., что следует из копии свидетельства о государственной регистрации права, обеспеченность жилым помещением на 1 человекасоставляет10,2 кв.м., то есть менее учетной нормы.

Возражая против удовлетворения исковых требований представителем Комитета по строительству администрации Волгоградской области указано, что вселение ФИО1 произведено намеренно с целью снижения приходящейся на каждого из проживающих лиц площади и постановки Тыткач В.К. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Однако, данные выводы не основаны на фактических обстоятельствах дела и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Однако, как следует из объяснений представителя истца, Тыткач В.К. в ДД.ММ.ГГГГ переехал в Российскую Федерацию из ... и является вынужденным переселенцем. Данное обстоятельство подтверждается удостоверения вынужденного переселенца. При этом участвующими лицами не оспаривалось, что на территории РФ истец в собственности либо по условиям договора социального найма жилья никогда не имел.

Собственниками квартиры ..., в которой зарегистрирован и проживает в настоящее время Тыткач В.К., являются ... ФИО2 и ... ФИО3

Вселенная ДД.ММ.ГГГГ в жилое помещение ФИО1 приходится ... истцу и ... ФИО2 ... ФИО1ФИО5 также зарегистрирован в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель истца пояснила, что решение о вселении ФИО1 было принято собственниками жилого помещения ФИО2 и ФИО3, поскольку она также является вынужденным переселенцем, не имеет постоянного места жительства на территории РФ. До регистрации в квартире ..., она была зарегистрирована в ..., где проживала на основании договора коммерческого найма жилого помещения. В связи с истечением срока действия данного договора, а также отсутствием средств для оплаты за поднаем жилого помещения, ФИО1 вселена в квартиру ....

Таким образом судом установлено, что Тыткач В.К. не совершал действий по намеренному ухудшению условий проживания, поскольку не является собственником квартиры ..., не принимал решение о вселение ... ФИО1 в данную квартиру, так как не имеет таких прав.

При этом представителем истца не оспаривалось, что ФИО1 и ФИО5 в указанной квартире временно не проживают, ввиду стесненности условий, поскольку ... Тыткач В.К. - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются совершеннолетними и проживают в данной квартире со ....

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что истец не мог совершить действий по ухудшению своих жилищных условий, и не находит оснований для применения положений ст. 53 ЖК РФ. Поскольку в настоящее время обеспеченность ветерана ВОВ Тыткач В.К. составляет менее учетной нормы, он имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 2.15 Положения о Комитете по строительству Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 27.07.2011 N 803, указанный комитет в пределах своих полномочий предоставляет в установленном порядке безвозмездные субсидии на приобретение жилых помещений ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, поскольку судом признано право ветерана ВОВ Тыткач В.К. стоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд считает требования истца о понуждении предоставить жилое помещение на праве собственности подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тыткач В.К. к администрации Волгограда, Управлению по жилищной политике администрации Волгограда, Комитету по строительству администрации Волгоградской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении предоставить жилое помещение – удовлетворить.

Обязать администрацию Волгограда, Управление по жилищной политике администрации Волгограда признать Тыткач В.К. нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Обязать Комитет по строительству администрации Волгоградской области предоставить Тыткач В.К. жилое помещение на праве собственности.

Решение можетбыть обжаловано сторонамив Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течениедесяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

        

Судья А.В. Олейников

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200