Дело №2-6607/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 октября 2011 года Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи А.Г. Кудрявцевой, при секретаре Красновой Т.П., с участием представителя истца Онищенко Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Комитета по культуре Администрации Волгоградской области к Емельянову Н.Н. об обязании оформить охранное обязательство, УСТАНОВИЛ: Комитет по культуре Администрации Волгоградской области обратился в суд с иском к Емельянову Н.Н. об обязании оформить охранное обязательство. свои требования мотивирует тем, что в силу ч.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Согласно ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3. В соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», дом ..., является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения и находится на государственной охране (п. 345.62 списка). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №... Емельянов Н.Н. является собственником жилого помещения -квартиры ... общей площадью 44 кв.м. Законодателем закреплена обязанность за собственником объекта культурного наследия с момента приобретения памятника обратиться в орган охраны объектов культурного наследия за получением охранного обязательства. В адрес ответчика Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №... о необходимости заключения охранного обязательства на принадлежащую ему на праве собственности квартиру в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени в Комитет по культуре Администрации Волгоградской области не поступало никаких обращений по поводу оформления охранного обязательства от Емельянова Н.Н., являющегося собственником квартиры .... В связи с чем, просит обязать ответчика оформить охранное обязательство в Комитете по культуре Администрации Волгоградской области на принадлежащую ему на праве собственности квартиру ..., расположенной в памятнике архитектуры и градостроительства регионального значения. Представитель истца Онищенко Е.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Ответчик Емельянов Н.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, возражении относительно заявленных исковых требований суду не представил. С учетом мнения представителя истца, в силу требований ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002г. N73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. На основании п.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В силу ч.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Статьей 48 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регламентировано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3. В соответствии с Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997г. N 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» дом ..., является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения и находится на государственной охране. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №... Емельянов Н.Н. является собственником жилого помещения -квартиры ... общей площадью 44 кв.м. В силу ст. 51 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из договоров; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения. В охранном обязательстве указывается порядок и условия использования памятника архитектуры и градостроительства, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан. Также в охранном обязательстве предусматриваются порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. Согласно инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203 порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. На основании п. 2.12 раздела 2 «Полномочия Комитета» положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 7 ноября 2008 года № 1506 «Об утверждении Положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области», Комитет по культуре Администрации Волгоградской области оформляет охранные обязательства собственников объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с уполномоченным федеральным органом) и объектов культурного наследия регионального значения. В соответствии с п.78 Инструкции пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. Таким образом, законодателем закреплена обязанность за собственником объекта культурного наследия с момента приобретения памятника обратиться в орган охраны объектов культурного наследия за получением охранного обязательства. В адрес Емельянова Н.Н. Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №... о необходимости заключения охранного обязательства на принадлежащую ему на праве собственности квартиру ..., общей площадью 44 кв.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Подтверждением отправки указанного обращения служит кассовый чек Почта России от ДД.ММ.ГГГГ №... и уведомление о вручении. До настоящего времени Емельянов Н.Н. не обращался в Комитет по культуре Администрации Волгоградской области по вопросу оформления охранного обязательства квартиры ... общей площадью 44 кв.м. В соответствии со ст.3 Закона Волгоградской области от 14 июля 2008г. №1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области» и п.2.4 «Положения о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области», утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области 07 ноября 2008г. №1506, специально уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения является Комитет по культуре Администрации Волгоградской области. Таким образом, из вышеперечисленных норм права следует, что на собственнике лежит обязанность по оформлению охранного документа. В связи с чем, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с иском на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, поэтому в силу полного удовлетворения исковых требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 200 руб., определенном в соответствие с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Руководствуясь ст.194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Комитета по культуре Администрации Волгоградской области к Емельянову Н.Н. – удовлетворить. Обязать Емельянова Н.Н. в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оформить охранное обязательство в Комитете по культуре Администрации Волгоградской области на принадлежащую ему на праве собственности квартиру ... общей площадью 44 кв.м. Взыскать с Емельянова Н.Н. государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: А.Г. Кудрявцева ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ