о понуждении к проведению работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения



Дело № 2-6235/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейникова А.В.,

при секретаре Мавриной И.В.

с участием помощника прокурора ... Бухарина Е.Р., представителя ответчика администрации Волгограда Колягиной Е.А., представителя ответчика департамента муниципального имущества администрации Волгограда Зайцевой С.И., представителя третьего лица ГКУ ЦЗН по ... Михайлова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 24 октября 2011 года гражданское дело по иску прокурора ... к Волгоградскому муниципальному учреждению культуры «Централизованная система детских библиотек», администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о понуждении к проведению работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ВМУК ЦСДБ, администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Заявленные требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой ... совместно с ГУ «Центр социальной защиты населения по ...» установлено, что объект ВМУК ЦСДБ филиал №..., расположенный по адресу: ..., не правильно оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, с нарушением п.п. 3.3 и п.3.29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602, также максимальная высота одного подъеме (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. При входе в библиотеку имеются пандус с крутым уклоном и неправильно смонтированные поручни.

Просит обязать ответчиков, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать вход в здание детской библиотеки ВМУК ЦСДБ филиал №..., расположенного по адресу: ..., в соответствии с п. 3.3 и п. 3.20 СНиП 35-01-2001, а именно: сделать правильный уклон и ширину пандуса, а также переделать поручни в соответствии со СНиП.

В судебном заседании помощник прокурора ... Шевчук Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Волгограда Колягина Е.А, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, предусмотренные Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» положения распространяются только на новое строительство (реконструкции), в то время как здание ВМУК ЦСДБ филиал №... построено до принятия соответствующих актов. Указала, что ВМУК ЦСДБ является муниципальным образовательным учреждением, финансируемым из бюджета муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград. Вместе с тем, денежные средства в бюджет Волгограда, утвержденном Волгоградской городской Думой на 20111 год и плановый период 2012 и 2013 г., на оборудование входа в помещение ВМУК ЦСДБ, не предусмотрены. Кроме того, вопросы социальной поддержки к отнесены к вопросам местного значения.

Представитель ответчика департамента муниципального имущества администрации Волгограда Зайцева С.И. также просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Указала, что Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной защиты инвалидов, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящиеся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, ВМУК ЦСДБ филиал №... финансируется из бюджета муниципального образования городской округ город - герой Волгоград и может осуществлять расходование денежных средств только в пределах. доведенных до него лимитов бюджетных обязательств в соответствии с утвержденной сметой расходов учреждения. Утверждение бюджета Волгограда относится к исключительной компетенции Волгоградской городской Думы. Бюджет на очередной финансовый год представляется в представительный орган местного самоуправления и утверждается в текущем году. В настоящем году не предусмотрена статья расходов, позволяющая выполнить работы для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Представитель ответчика ВМУК ЦСДБ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Об уважительности причин неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не просил в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ГУ «Центр социальной защиты населения по ...» Михайлов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представители третьих лиц комитета по культуре администрации Волгограда, Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, Управления Госстройнадзора по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ч.1 ст. 45, ч.1 ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Из п.3. ст. 2 Градостроительного кодекса РФ следует, что основным принципом законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Так, п. 1.5 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (принятых и введенных в действие с 01.09.2001г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73) предусмотрено, что проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации здания. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается техническим заданием на проектирование.

Кроме того, п.п.3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (принятых и введенных в действие с 01.09.2001г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73) предусмотрено, для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м., высоту подъемов ступеней – не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2%. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенное с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261.

В соответствии с п.п. 3.3., 3.2.9 СНиП 35-01-2001 ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602.

Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10 % на протяжении не более 10 м.

Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2 %.

Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

Как следует из копии паспорта социально-значимого объекта по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ, вход в помещение ВМУК ЦСДБ филиала №..., расположенное по адресу: ..., не был оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно вход не оборудован пандусом и поручнями, входные ступени не имеют противоскользящего покрытия, не установлен защитный козырек от осадков.

Из акта повторного обследования социально-значимого объекта по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что работы по устранению выявленных нарушений выполнены, но не в соответствии со СНиП 35-01-2001.

В ходе рассмотрения дела сторонами проведено совместное обследование объекта, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ составлен Паспорт обследования здания (объекта) по его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (с учетом СНиП 35-01-2001), в котором также нашло свое отражение не соответствие объекта требованиям указанных строительных норм и правил.

Таким образом, довод прокурора о необходимости приведения объекта ВМУК ЦСДБ филиал №..., расположенного по адресу: ..., в соответствие с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.

Разрешая спор о надлежащем ответчике, суд исходит из следующих обстоятельств.

Согласно п. 1.5 Устава Волгоградского муниципального учреждения культуры «Централизованная система городских библиотек» - собственником имущества, передаваемого учреждению в оперативное управление, является муниципальное образование – городской округ город-герой Волгоград.

В п. 1.7 Устава отражено, что Учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Как указано в п. 1.11 Устава – Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Собственник имущества в соответствии с действующим законодательством.

Из п. 4.3. Устава следует, что Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, настоящим Уставом, действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Волгограда.

Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №... на основании Распоряжения администрации Волгограда №...р от ДД.ММ.ГГГГ за ВМУК «ЦСДБ» зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение в многоквартирном доме: назначение нежилое, площадь: общая 394,2 кв.м., номера на поэтажном плане: №..., этаж 1, Литер №... по адресу: ..., существующие ограничения (обременения) права не зарегистрировано.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Основываясь на применении и толковании положений приведенного Закона, и учитывая, что здание, находящееся в пользовании ВМУК ЦСДБ филиал №..., является муниципальной собственностью, суд приходит к выводу о том, что администрация Волгограда, в целях выполнения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части согласования с общественными объединениями инвалидов конкретных мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, должна принимать конкретные решения и совершать конкретные действия в интересах инвалидов, компенсирующее отсутствие технической возможности полностью приспособить действующие объекты для нужд инвалидов.

Поскольку на администрацию Волгограда возложено решение вопросов местного значения, департамент имущества администрации Волгограда имеет полномочия управления муниципальным имуществом, является учредителем ВМУК ЦСДБ филиал №..., суд считает, что указанные ответчики являются надлежащими.

Вместе с тем, ВМУК ЦСДБ как лицо, у которого помещение находится на праве оперативного управления, денежные средства на содержание предоставляет муниципальная казна, является ненадлежащим ответчиком.

На основании изложенного, суд находит иск подлежащим удовлетворению к ответчикам администрации Волгоград и департаменту муниципального имущества администрации Волгограда. Исковые требования к ВМУК ЦСДБ оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ... к администрации Волгограда, департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о понуждении к проведению работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения – удовлетворить.

Обязать администрацию Волгограда и департамент муниципального имущества администрации Волгограда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание детской библиотеки ВМУК ЦСДБ филиал №..., расположенного по адресу: ..., в соответствии с п. 3.3 и п. 3.20 СНиП 35-01-2001, а именно: сделать правильный уклон и ширину пандуса, а также переделать поручни в соответствии со СНиП.

В удовлетворении исковых требований прокурора ... к Волгоградскому муниципальному учреждению культуры «Централизованная система детских библиотек» о понуждении к проведению работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Олейников

Именем Российской Федерации

-32300: transport error - HTTP status code was not 200