о признании незаконным бездействия по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения



Дело №2-5612/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2011 года

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи А.Г.Кудрявцевой,

При секретаре Т.П.Красновой,

С участием прокурора Почиваловой О.В., представителя Администрации Волгограда – Мололкиной Ю.Д., представителя администрации ... г.Волгограда - Пчелина А.И., представителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области – Василяна Р.А., представителей Тур Т.И.- Тур А.С., Коноваловой А.П., представителя Карпенко Н.И. – Каменнова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде дело по заявлению Прокурора Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Волгограда, администрации ... Волгограда по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгограда обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Волгограда и Администрации ... Волгограда по нерассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, понуждении к рассмотрению заключения.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой г. Волгограда установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области (далее по тексту – ГЖИ) в администрацию Волгограда направлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ по выявленным фактам, создающим угрозу здоровью, а также безопасности проживания граждан в доме ..., для рассмотрения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

Согласно ответу заместителя главы ... г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия ... по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов не может принять решение по жилым помещениям, находящимся в собственности граждан, в связи с отсутствием полномочий.

Однако, прокурор считает что, необоснованное уклонение органов местного самоуправления от рассмотрения вопроса о пригодности частного жилого помещения для проживания граждан и несвоевременное проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ может явиться причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, уничтожения имущества и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

С учетом изложенного, просит признать бездействие администрации г.Волгограда и администрации ... г.Волгограда в лице межведомственной комиссии администрации ... г. Волгограда по не рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома ... незаконным и обязать администрацию г.Волгограда и администрацию ... г.Волгограда рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома ... с принятием одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

В судебном заседании прокурор Почивалова О.В. заявленные исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении.

Представитель органа, чье бездействие оспаривается, Администрации Волгограда – по доверенности Мололкина Ю.Д. и представитель органа, чье бездействие оспаривается, Администрации ... Волгограда – по доверенности Пчелин А.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, поскольку у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по оценке состояния частных жилых помещений на предмет признания этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Представитель заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Волгоградской области – по доверенности Василян Р.А. в судебном заседании требования прокурора поддержал.

Представитель Карпенко Н.И. – Каменнов А.В. в судебном заседании требования прокурора поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Тур Т.И. – по доверенности Тур А.С. и Коновалова А.П. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласны, просят в их удовлетворении отказать.

Карпенко Н.И. и Тур Т.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно пункта 28 вышеназванного Постановления, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области в администрацию Волгограда направлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, составленное на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ визуального обследования технического состояния индивидуального жилого дома по ..., в ходе которого были выявлены факты, создающие угрозу здоровью, а также безопасности проживания в них граждан, для решения вопроса о признании указанного дома, пригодным (непригодным) для проживания, в порядке, предусмотренным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

Согласно ответу заместителя главы ... г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия ... по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов не может принять решение по жилым помещениям, находящимся в собственности граждан, в связи с отсутствием полномочий.

В соответствии с ч. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статья 17 указанного Закона определяет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают рядом полномочий, в том числе по изданию муниципальных правовых актов.

Объектами жилищных прав, в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются жилые помещения.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим или реконструкции.

Как следует из пункта 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением администрации г. Волгограда от 06.05.2006 г. № 1043 (в ред. от 15.03.2010 г.) «О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда» администрациям районов Волгограда делегированы полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением главы Волгограда от 28.08.2008 № 1702 оценка состояния частных жилых помещений исключена из полномочий администраций районов Волгограда, в связи с чем, межведомственные комиссии Волгограда не вправе рассматривать и выдавать заключения о пригодности (непригодности) для проживания квартир, находящихся в собственности граждан.

В результате сложившейся ситуации заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области о пригодности (непригодности) частного жилого помещения необоснованно направлено в районную межведомственную комиссию, которая не уполномочена рассматривать подобное заключение (заключение от 15.03.2011).

С учетом постановления главы Волгограда от 28.08.2008 № 1702 суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о признании бездействия администрации ... г.Волгограда в лице межведомственной комиссии администрации ... г. Волгограда по не рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома ... незаконным и понуждении администрации ... г.Волгограда рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома ... с принятием одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, поскольку полномочиями по рассмотрению и выдаче заключения о пригодности (непригодности) частных жилых помещений районная межведомственная комиссия не наделена.

Статья 18 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

В связи с чем, исключение администрацией г.Волгограда из полномочий межведомственной комиссии полномочий по оценке состояния частных жилых помещений, не может служить основанием для невыполнения требований, предусмотренных п.47 Положения самой администрацией Волгограда.

При этом доводы представителей администрации Волгограда, администрации ... г.Волгограда, представителей Тур Т.И. о том, что заключение ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ составлено на основе неполной информации, не соответствует Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку указанное Заключение ГЖИ от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не признано.

Таким образом, учитывая, что необоснованное уклонение администрации Волгограда от рассмотрения вопроса о пригодности частного жилого помещения для проживания граждан и несвоевременное проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ может явиться причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, уничтожения имущества и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, суд считает необходимым признать бездействие администрации г.Волгограда по не рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома ... незаконным и обязать администрацию г.Волгограда рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома ... с принятием одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

Между тем, суд считает, что требования прокурора об установлении срока для рассмотрения заключения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, удовлетворению не подлежат, поскольку решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Волгограда, администрации ... Волгограда по не рассмотрению заключения, понуждении к рассмотрению заключения – удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации г.Волгограда по не рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома ... незаконным.

Обязать администрацию г.Волгограда рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования технического состояния жилого дома ... с принятием одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

В удовлетворении требований Прокурора Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении администрации г.Волгограда рассмотреть заключение в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.

В удовлетворении требований прокурора Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации ... Волгограда по не рассмотрению заключения, понуждении администрации ... Волгограда к рассмотрению заключения – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья: А.Г.Кудрявцева

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200