Дело № 2-7744/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Волгоград 28 октября 2011 года Центральный районный суд г. Волгограда В составе: председательствующего судьи Лемякиной В.М. При секретаре Ламзиной Т.С. С участием представителя истца помощника прокурора Волгоградской области Лапшина А.А., представителей заинтересованного лица Роспотребнадзор – Махониной Н.Г., Харахоркина М.А., представителей заинтересованного лица Государсвтенной жилищной инспекции – Кутузова Г.А., Василяна Р.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области У С Т А Н О В И Л Прокурор Волгоградской области, в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с требованиями об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области. Свои требования мотивирует следующим. ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступило обращение ФИО1 о незаконном увеличении размера платы за жилищно-коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ и необоснованном начислении задолженности за потребление коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области обращение было направлено по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Волгоградской области. Подобные обращения в Роспотребнадзор по Волгоградской области были направлены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и жильцами дома .... ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Волгоградской области в адрес Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области было направлено письмо №... о недопустимости отказа в рассмотрении указанных обращений граждан. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Волгоградской области из Управления Роспотребнадзора Волгоградской области поступил ответ, согласно которому, в связи с вступлением 01.08.2011г. в силу п. 5 ст. 53 ФЗ от 18.07.2011г. № 242 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный жилищный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, а Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области утратило полномочия по проведению проверок хозяйствующих субъектов в части предоставления коммунальных услуг гражданам. Однако, принимая во внимание, что обращения граждан содержат вопросы, касающиеся нарушения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, то есть непосредственно связанные с защитой прав потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области указанные обращения граждан необоснованно были оставлены без рассмотрения по существу и направлены в Государственную жилищную инспекцию Волгоградской области, в компетенцию которой осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей не входит. Считает, что бездействие Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области нарушает конституционное право граждан на надлежащее рассмотрение обращений. Просит признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области, выразившееся в уклонении от рассмотрения обращений граждан, связанных с нарушением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области устранить в полном объеме допущенные нарушения конституционных прав граждан на надлежащее рассмотрение обращений. В судебном заседании представитель истца – прокуратуры Волгоградской области поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить в полном объеме. Представители заинтересованных лиц Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области– Махонина Н.Г., Харахоркин М.А. в судебном заседании просят отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку в связи с вступлением 01.08.2011г. в силу п. 5 ст. 53 ФЗ от 18.07.2011г. № 242 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный жилищный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, а Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области утратило полномочия по проведению проверок хозяйствующих субъектов в части предоставления коммунальных услуг гражданам. Контроль за соблюдением правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе за порядком начисления платы за жилищные услуги относится к компетенции Государственной жилищной инспекции Волгоградской области. Следовательно, государственный жилищный надзор не может быть предметом проверки со стороны Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области были правомерно обращения граждан направлены для рассмотрения в Государственную жилищную инспекцию Волгоградской области. Представители заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Волгоградской области – Кутузова Г.А., Василян Р.А. поддержали требования прокурора. Суд, выслушав стороны, проверив и исследовав представленные доказательств, считает требования прокурора Волгоградской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме осуществляется управляющей организацией на основании возмездного договора управления многоквартирным домом. По требования ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учётом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ. В судебном заседании установлено. ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступило обращение ФИО1 о незаконном увеличении размера платы за жилищно-коммунальные услуги с июня 2011 года и необоснованном начислении задолженности за потребление коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области обращение было направлено по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Волгоградской области. Подобные обращения в Роспотребнадзор по Волгоградской области были направлены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и жильцами дома ..., что подтверждается представленными заявителем копиями заявлений. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Волгоградской области в адрес Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области было направлено письмо №... о недопустимости отказа в рассмотрении указанных обращений граждан. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Волгоградской области из Управления Роспотребнадзора Волгоградской области поступил ответ, согласно которому, в связи с вступлением 01.08.2011г. в силу п. 5 ст. 53 ФЗ от 18.07.2011г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный жилищный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, а Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области утратило полномочия по проведению проверок хозяйствующих субъектов в части предоставления коммунальных услуг гражданам По требованиям п.1 ч.2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами РФ, настоящий Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 и п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004г. № 154, «вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнабор). Принимая во внимание, что обращения граждан содержат вопросы, касающиеся нарушения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, то есть непосредственно связанные с защитой прав потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области указанные обращения граждан необоснованно были оставлены без рассмотрения по существу и направлены в Государственную жилищную инспекцию Волгоградской области, в компетенцию которой осуществление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей не входит. Бездействие Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области нарушает конституционное право граждан на надлежащее рассмотрение обращений, следовательно, требования прокурора Волгоградской области об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области подлежат удовлетворению. Доводы представителей Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, указанные в обоснование возражений на заявленные требования, суд считает несостоятельными, поскольку вопросы, связанные с оплатой гражданами жилищно-коммунальных услуг, относятся непосредственно к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, что соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 20 ЖК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Требования прокурора Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области, выразившееся в уклонении от рассмотрения обращений граждан, связанных с нарушением порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области устранить в полном объеме допущенные нарушения конституционных прав граждан на надлежащее рассмотрение обращений. Решением суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья- В.М.Лемякина