Дело №2 – 7192/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Волгограда в составе: Председательствующего судьи – Артеменко И.С., При секретаре – Штановой Т.А., С участием представителя прокурора ... Шевчук Д.В., Представителя ответчика ВМУК ЦСДБ Потоцкого С.П., действующего на основании доверенности, Представителя ответчика ВМУК ЦСДБ филиала №... Щавелевой И.В., Представителя ответчика администрации Волгограда Ряховской Т.А., действующей на основании доверенности, Представителя ответчика Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда – Зайцевой С.И., действующей на основании доверенности, Представителя третьего лица ГУ «Центр социальной защиты населения по ...» – Михайлова А.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2011 года в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ВМУК ЦСДБ, Администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ... обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ВМУК ЦСДБ, Администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой ... совместно с ГУ «Центр социальной защиты населения по ...» установлено, что объект ВМУК ЦСДБ филиала №... расположенный по адресу: ..., не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно вход в детскую библиотеку не оборудован пандусом и поручнями, входные ступени не имеют противоскользящего покрытия, а также не установлен защитный козырек от осадков. Вместе с тем, пунктами 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предусмотрено, что вход в детскую библиотеку не оборудован пандусом и поручнями, входные ступени не имеют противоскользящего покрытия, а также не установлен защитный козырек от осадков. В связи с чем, просит обязать ответчиков, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать вход в здание детской библиотеки ВМУК ЦСДБ филиал №..., расположенного по адресу: ..., устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно: пандусом и поручнями, кроме того, необходимо установить козырек от осадков над крыльцом, оборудовать входные ступени противоскользящими полосами. В судебном заседании представитель истца Шевчук Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Представитель ответчика ВМУК ЦСДБ Потоцкий С.П. с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель ВМУК ЦСДБ филиал №... Щавелева И.В. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика администрации Волгограда Ряховская Т.А., с исковыми требованиями не согласилась, поскольку считает, что нормы права, предусмотренные Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в частности требования ст. 15, распространяются только на новое строительство (реконструкции), в то время как здание ВМУК ЦСДБ филиал №... построено до принятия соответствующих актов. Указала, что ВМУК ЦСДБ является муниципальным образовательным учреждением, финансируемым из бюджета муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград. Вместе с тем, денежные средства в бюджет Волгограда, утвержденном Волгоградской городской Думой на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 г., на оборудование входа в помещение ВМУК ЦСДБ, не предусмотрены. Представитель ответчика Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Зайцева С.И., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной защиты инвалидов, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящиеся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, ВМУК ЦСДБ филиал №... финансируется из бюджета муниципального образования городской округ город - герой Волгоград и может осуществлять расходование денежных средств только в пределах. доведенных до него лимитов бюджетных обязательств в соответствии с утвержденной сметой расходов учреждения. Утверждение бюджета Волгограда относится к исключительной компетенции Волгоградской городской Думы. Бюджет на очередной финансовый год представляется в представительный орган местного самоуправления и утверждается в текущем году. В настоящем году не предусмотрена статья расходов, позволяющая выполнить работы для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Представитель третьего лица ГУ «Центр социальной защиты населения по ...» Михайлов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении в полном объеме. Представитель ВМУК ЦСДБ филиала №... Щавелева И.В., с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, находящиеся в материалах дела, находит требования подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу ч.1 ст. 45, ч.1 ст. 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Из п.3. ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, следует, что основным принципом законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Так, п. 1.5 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (принятых и введенных в действие с 01.09.2001г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73) предусмотрено, что проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации здания. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается техническим заданием на проектирование. Кроме того, п.п.3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (принятых и введенных в действие с 01.09.2001г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73) предусмотрено, для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м., высоту подъемов ступеней – не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2%. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенное с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. Как следует из копии паспорта социально –значимого объекта по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения от 27 августа 2009 года (л.д.39) - вход в помещение ВМУК ЦСДБ филиала №..., расположенное по адресу: ..., не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно вход не оборудован пандусом и поручнями, входные ступени не имеют противоскользящего покрытия, не установлен защитный козырек от осадков, что также не оспаривается сторонами в судебном заседании. Разрешая спор о надлежащем ответчике, суд приходит к следующему: Согласно п. 1.5 Устава Волгоградского муниципального учреждения культуры «Централизованная система городских библиотек» - собственником имущества, передаваемого учреждению в оперативное управление, является муниципальное образование – городской округ город-герой Волгоград. Кроме того, в п. 1.7 Устава указано, что Учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Как указано в п. 1.11 Устава – Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Собственник имущества в соответствии с действующим законодательством. Из п. 4.3. Устава следует, что Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, настоящим Уставом, действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Волгограда. Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №... на основании Постановления Главы Волгограда №... от ДД.ММ.ГГГГ за ВМУК «ЦСДБ» зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение в многоквартирном доме: назначение нежилое, площадь: общая 584.1 кв.м., номера на поэтажном плане: II, этаж 1, по адресу: Россия, ..., существующие ограничения (обременения) права не зарегистрировано. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Основываясь на применении и толковании положений приведенного Закона, и учитывая, что здание, находящееся в пользовании ВМУК ЦСДБ филиал №..., является муниципальной собственностью, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Администрация Волгограда, в целях выполнения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части согласования с общественными объединениями инвалидов конкретных мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, должна принимать конкретные решения и совершать конкретные действия в интересах инвалидов, компенсирующее отсутствие технической возможности полностью приспособить действующие объекты для нужд инвалидов. Поскольку на администрацию Волгограда возложено решение вопросов местного значения, Департамент имущества администрации Волгограда имеет полномочия управления муниципальным имуществом, является учредителем ВМУК ЦСДБ филиал №..., суд считает, что указанные ответчики являются надлежащими. Вместе с тем, ВМУК ЦСДБ как лицо, у которого помещение находится на праве оперативного управления, денежные средства на содержание предоставляет муниципальная казна, является ненадлежащим ответчиком. На основании изложенного, суд находит иск подлежащим удовлетворению к ответчикам Администрации Волгоград и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда. Исковые требования к ВМУК ЦСДБ оставить без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к ВМУК ЦСДБ, Администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения– удовлетворить частично. Обязать Администрацию Волгограда и Департамент муниципального имущества администрации Волгограда оборудовать вход в помещение ВМУК ЦСДБ филиала №..., расположенного по адресу: ..., устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно: оборудовать вход в здание библиотеки пандусом и поручнями, установить козырек от осадков над крыльцом, оборудовать входные ступени противоскользящим полосами. В исковых требованиях прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к ВМУК ЦСДБ о понуждении проведения работ для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, отказать. Судья Артеменко И.С. Именем Российской Федерации