о признании незаконным решения



Дело № 2 – 7501/2011

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2011 года

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи А.Г. Кудрявцевой,

при секретаре Т.П. Красновой,

с участием заявителя Быкадорова А.Г., представителя заинтересованного лица – Департамента по жилищной политике администрации Волгограда - Рыковой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде дело по заявлению Быкадорова А.Г. о признании незаконным решения Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда,

У С Т А Н О В И Л:

Быкадоров А.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента по жилищной политике Администрации г. Волгограда, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент по жилищной политике Администрации с заявлением о направлении его документов на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, на основании ФЗ от 27.05.1998 года № 76 «О статусе военнослужащих» в соответствии с п. 2.1 Порядка обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п. Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ за №...и в удовлетворении его заявления было отказано. Считает данное решение незаконным, поскольку он состоит на учете граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередной номер – 509. Решением ... районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ были признаны неправомерными действия командира в/ч №... ... ( ВВ МВД РФ) не оформившего своевременно ( до ДД.ММ.ГГГГ) документы о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, а так же были признаны неправомерными действия Администрации г. Волгограда, отказавшей ему в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Указанным решением ... районный суд г. Волгограда, восстановив нарушенное право, обязал поставить его, как гражданина, уволенного с военной службы и членов его семьи, на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Постановлением Главы Администрации г. Волгограда №... от ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи были поставлены на учет. Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п определен уполномоченный орган по обеспечению на территории Волгоградской области за сет федерального бюджета отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы – Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области. Федеральный Закон № 76 от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» и постановление Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п не предоставили Департаменту по жилищной политике право принимать решение об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения, об отказе в обеспечении жилым помещением либо о возвращении документов органу местного самоуправления. Следовательно, руководитель Департамента по жилищной политике Администрации г. Волгограда, принимая решение от ДД.ММ.ГГГГ №...и, превысил свои полномочия, предоставленные ему действующим законодательством. Порядком обеспечения на территории Волгоградской области за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы предусмотрены основания для возвращения заявителю заявления с приложенными документами. В решении Департамента по жилищной политике не указано ни одного из этих оснований, хотя перечень таких оснований является закрытым и не подлежит расширенному толкованию. Кроме того, право принимать решение об обеспечении или об отказе в обеспечении жилыми помещениями принадлежит Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области. На основании изложенного, просит признать незаконным решение Департамента по жилищной политике Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №...и и обязать Департамент направить его заявление и приложенные к нему документы в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.

Заявитель Быкадоров А.Г. в судебном заседании свои требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – заинтересованного лица – Департамента по жилищной политике администрации Волгограда – Рыкова Т.П., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, представив суду письменные возражения.

Представители заинтересованных лиц – Правительства РФ и Главного командования ВВ МВД РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит требования Быкадорова А.Г. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что решением ... районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, было удовлетворено заявление Быкадорова А.Г. к управлению по жилищной политике Администрации Волгограда о понуждении принять истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а так же военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054. Во исполнение указанного судебного акта постановлением Главы Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ за №... Быкадоров А.Г. и члены его семьи приняты на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, избравших Волгоград для постоянного места жительства, с момента вступления решения суда в силу.

Быкадоров А.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 – 2010 года. Постановлением главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... Быкадорову А.Г. отказано в признании участником вышеуказанной подпрограммы.

Решением ... районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления Быкадорова А.Г. о признании п. 2 постановления главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... было отказано.

Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 15 названного Закона (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» входит в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» также предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пункт 5 Правил определяет категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, к которым в числе других отнесены граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 (подпункт "г").

Условие о постановке перечисленных в подпункте «г» пункта 5 Правил категорий граждан на жилищный учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 основано на положениях абзаца второго пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, 01.12.2008 №225-ФЗ).

Указанная дата (01.01.2005) является днем вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым льготы в натуральной форме заменены на денежные компенсации, предоставляемые в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Таким образом, подпункт «г» пункта 5 Правил касается только категорий граждан, уволенных с военной службы (службы) до дня вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которым с 01.01.2005 введено новое правовое регулирование обеспечения мерами социальной поддержки.

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1 (пункт 19 Правил).

Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил (пп. а п. 22 Правил).

Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 26 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

Принимая во внимание, что истцу отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, то заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Кроме того, с 01.01.2011 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в изложенной редакции утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

На основании ст. 4 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Таким образом, порядок предоставления ГЖС, который определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, в связи с принятием Федерального закона № 342 от 08.12.2010 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» утратил силу.

Более того, порядок реализации изменений, внесенных Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», раскрыт в ст. ст. 2 и 3 Федерального закона № 342-ФЗ.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ уточнен перечень военнослужащих и граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

С учетом приведенных правовых положений Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 561 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153» подпункты «в» и «г» признаны утратившими силу.

Таким образом, решение Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ за №...и является законным и обоснованным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения требований Быкадорова А.Г. о признании незаконным решения Департамента по жилищной политике Администрации Волгоградла от ДД.ММ.ГГГГ №...и и понуждении Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда направить заявление Быкадорова А.Г. и приложенные к нему документы в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Быкадорова А.Г. о признании незаконным решения Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №...и, понуждении Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда направить заявление Быкадорова А.Г. и приложенные к нему документы в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья: А.Г.Кудрявцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200