ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области от 22



Дело №2-6848/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2011 года

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи А.Г.Кудрявцевой,

При секретаре Т.П.Красновой,

С участием помощника прокурора Сапроновой Е.В., представителей заинтересованных лиц - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области – Курсиной Е.Ю., администрации Волгограда – Рыкова Д.Г., Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда – Бабанаковой М.Е., ГК №14 «Автолюбитель» - Маказан Г.С., заинтересованных лиц Орлова Н.П., Сержантовой М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по заявлению Прокурора Волгограда в интересах муниципального образования город-герой Волгоград, неопределенного круга лиц о признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Волгограда обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования город-герой Волгоград, неопределенного круга лиц о признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области. В обосновании требований указал, что прокуратурой Волгограда в ходе проверки обращения Сержантовой М.Ф. о нарушениях земельного законодательств установлено, что сотрудниками ФГУ «Федеральная кадастровая палата» по Волгоградской области при осуществлении государственного кадастрового учета изменений местоположения границ и площади земельного участка, расположенного по ..., допущены нарушения Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно в представленном собственником земельного участка, расположенного по ..., Орловым Н.П. межевом плане отсутствуют сведения о согласовании кадастровым инженером границ земельного участка со смежными землепользователями. С учетом изложенного, просит признать недействительным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу:г.Волгоград, ..., признать незаконными действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области по выдаче кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу:г.Волгоград, ...; признать недействительной произведенную на основании кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию изменений площади земельного участка по ... и исключить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №... от ДД.ММ.ГГГГ в части указания земельного участка 612 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Волгограда Сапронова Е.В. заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица – ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области – Курсина Е.Ю., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представители заинтересованных лиц - администрации Волгограда – Рыков Д.Г., Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда – Бабанакова М.Е., ГК №14 «Автолюбитель» - Маказан Г.С., в судебном заседании требования прокурора поддержали, просили их удовлетворить.

Заинтересованное лицо Орлов Н.П. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласен, просит в их удовлетворении отказать.

Заинтересованное лицо Сержантова М.Ф. в судебном заседании требования прокурора поддержала.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, суду представлено объяснение по заявлению, согласно которого Руководитель Управления просит рассмотреть дела в отсутствие представителя, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно пункта 28 вышеназванного Постановления, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством объектом земельных, гражданских и иных правоотношений земельный участок может быть только при условии, что в установленном порядке определены (описаны и удостоверены) его границы.

Согласно ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр. На основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке составляется межевой план. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. Местоположение границ участка отражается в графической части межевого плана, а в текстовой приводятся сведения о согласовании местоположения границ участков в форме акта согласования местоположения таких границ. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Часть 3 статьи 39, статья 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривают, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц и их представителей. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположение границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Нарушение установленного законом порядка согласования местоположения границ земельных участков в соответствии со ст. 27 Закона является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Как следует из материалов дела, Управлением Росреестра по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ осуществлена регистрация права собственности Орлова Н.П. на земельный участок, расположенный по адресу ..., с декларированной площадью 500 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ Орлов Н.П. обратился в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении площади земельного участка и ее увеличении до 612 кв.м. К заявлению Орловым Н.П. приложен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ №..., выполненный директором ООО «...» ФИО11

После проверки представленных документов, в том числе межевого плана, инженером 1 категории ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области ошибок не обнаружено и ДД.ММ.ГГГГ принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, выдан кадастровый паспорт.

Однако в представленном Орловым Н.П. межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ №... кадастровым инженером были допущены следующие нарушения требований законодательства при выполнении кадастровых работ.

Так, при определении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №... были использованы характерные точки границы смежного земельного участка с кадастровым номером №... (точки границы н7-3), сведения о которых уже содержались в государственном кадастре недвижимости. Однако кадастровым инженером не было проведено необходимое в соответствии ст.ст. 39, 40 Закон о кадастре согласование границы земельного участка с правообладателями указанного смежного земельного участка, что подтверждается отсутствием подписи в акте согласования границ земельного участка.

В приложении к межевому плану также нет документов, подтверждающих извещение в установленном законом порядке правообладателей смежных земельных участков о проведении собрания по согласованию местоположения границы (ч.3 ст. 40 Закона о кадастре).

Кроме того, в акте согласования границ, а также на листе №... межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ №... неверно указан кадастровый номер земельного участка, имеющего смежную границу с земельным участком по ... (точки границы н7-3). Также не правильно указано, что земельный участок с кадастровым номером №... имеет адрес: ... и является смежным с земельным участком, в отношении которого выполнялись кадастровые работы.

При таких обстоятельствах государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости по ... произведен ФГУ «Земельная кадастровая палата» при наличии нарушений действующего законодательства, влекущих отказ осуществлении такого учета.

На основании выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата» кадастрового паспорта ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Волгоградской области зарегистрировано за Орловым Н.П. право собственности на земельный участок площадью 612 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права №... выдано взамен свидетельства №... от ДД.ММ.ГГГГ), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №....

Между тем, земельный участок площадью 112 кв.м., расположенный между гаражным кооперативом № 14 «Автолюбитель» и индивидуальным домовладением по адресу ул. им. Здоровцева, 43, право собственности, на который зарегистрировано за Орловым Н.П., находится в муниципальной собственности и относится к землям общего пользования.

В силу статьи 262 ГК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Граждане вправе беспрепятственно, без каких-либо разрешений, находиться на данных участках и пользоваться ими в соответствии с установленным законодательством назначением.

Таким образом, установление права собственности на земельный участок площадью 112 кв.м. за Орловым Н.П. ущемляет интересы муниципального образования на право распоряжения указанным земельным участком, а также права неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование этим земельным участком.

Указанные нарушения подтверждают незаконность постановки земельного участка на кадастровый учет, в связи с чем требования прокурора о признании недействительным решения ФГУ «ЗКП» по Волгоградской области об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу:... и признании незаконными действия ФГУ «ЗКП» по Волгоградской области по выдаче кадастрового паспорта на данный земельный участок, подлежат удовлетворению.

Недействительность постановки на кадастровый учет земельного участка, влечет недействительность государственной регистрации права, в связи с чем требования прокурора о признании недействительной произведенную на основании кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию изменений площади земельного участка по ... исключить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №... от ДД.ММ.ГГГГ в части указания земельного участка 612 кв.м. также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Волгограда в интересах муниципального образования город-герой Волгоград, неопределенного круга лиц о признании недействительным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области – удовлетворить.

Признать недействительным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу:....

Признать незаконными действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Волгоградской области по выдаче кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу:....

Признать недействительной произведенную на основании кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию изменений площади земельного участка по ... исключить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №... от ДД.ММ.ГГГГ в части указания земельного участка 612 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г.Волгограда.

Судья: подпись.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200