в защиту прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц о понуждении к исполнению требований федерального законодательства



Дело № 2-6888/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе

председательствующего судьи Олейникова А.В.

при секретаре Константиновой Е.А.

с участием прокурора Галкина Е.В.; представителя ответчика Управления охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области Носик А.В., Клычевой Н.А.; представителя третьего лица Государственного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства Науменко А.Н., представителя третьего лица администрации Волгоградской области Клычевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 17 ноября 2011 года гражданское дело по иску прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц к Управлению охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области о понуждении к исполнению требований федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Волгоградской области в защиту прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области о понуждении к исполнению требований федерального законодательства. Заявленные требования мотивирует тем, что прокуратурой Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов при организации любительского и спортивного рыболовства со стороны Управления охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области. В ходе проверки установлено, что на территории Волгоградской области до настоящего времени не сформированы рыбопромысловые участки для организации любительского и спортивного рыболовства.

По указанным фактам прокуратурой Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя главы администрации Волгоградской области по агропромышленному комплексу и природопользованию внесено представление об устранении нарушений законодательства о рыболовстве. Однако мер, направленных на изменение сложившейся ситуации, Управлением охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области не принято.

Просит суд возложить на Управление охотничьего и рыбного хозяйства администрации области обязанности: в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить границы рыбопромысловых участков с учетом предложений научно-исследовательских организаций и федеральных государственных учреждений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов; в течение 1 месяца с момента определения в установленном законом порядке границ рыбопромысловых участков согласовать их с органами местного самоуправления при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений, после чего в течение 15 дней, направить окончательный перечень рыбопромысловых участков на согласование в Федеральное агентство по рыболовству.

Представитель прокуратуры Волгоградской области Галкин Е.В. в судебном заседании исковые требования подержал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Управления охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области Носик А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что формирование государственной политики Волгоградской области в сфере охотничьего и рыбного хозяйства находится в компетенции Управления охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области, следовательно необходимость и сроки формирования рыбопромысловых участков вправе определять исключительно орган исполнительной власти субъекта. Работа над определением границ рыбопромысловых участков велась Управлением охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области в течение ДД.ММ.ГГГГ, в связи со сбором и анализом огромного объема необходимой информации. Кроме того, при отсутствии рыбопромысловых участков, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с законодательством. В связи с этим ущемление прав граждан и юридических лиц на осуществление указанного вида деятельности отсутствует.

Представитель ответчика Управления охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области, а также третьего лица администрации Волгоградской области Клычева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что управлением охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области ведется работа по определению границ рыбопромысловых участков.

Представитель третьего лица Государственного нучно-исследовательского института озерного и речного хозяйства Науменко А.Н. в судебном заседании полагался а усмотрение суда. В ДД.ММ.ГГГГ ГосНИОРХ выполнена работа по теме «Разработка методических рекомендаций на создание товарных рыбоводных хозяйств на водоемах Волго-Ахтубинской поймы, расположенных на территории Волгоградской области». Для организации товарного рыболовства, спортивного и любительского рыболовства, необходимо определить критерии к формированию перечня водных объектов Волго-Ахтубинской поймы; при выделении участков осуществлять индивидуальный подход к каждому водоему; учитывать большое количество водных объектов, многие из которых до настоящего времени не известны. Кроме того, пояснил что в настоящее время не могут быть даны конкретные предложения по формированию участков для товарного рыболовства, спортивного и любительского рыболовства.

Представитель третьего лица Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Суд, выслушав прокурора, представителей сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия в области охраны и использования водных биологических ресурсов, в том числе по организации и регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства, распределению прибрежных квот и предоставлению рыбопромысловых участков.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане и юридические лица могут осуществлять, в том числе любительское и спортивное рыболовство.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части и формируется в определенных границах для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Исходя из смысла ст. 24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, за исключением случаев предусмотренных данным Федеральным законом.

Пунктом 5 Порядка определения границ рыбопромысловых участков, утвержденного Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ №..., установлено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений - по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.

В силу п.п. 1.1., 2.3 Положения об Управлении охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., Управление охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также охраны и воспроизводства среды их обитания. К полномочиям Управления в установленной сфере деятельности относится, в том числе, организация и регулирование любительского и спортивного рыболовства, распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Волгоградской области по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов при организации любительского и спортивного рыболовства со стороны Управления охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области.

В ходе проверки установлено, что на территории Волгоградской области до настоящего времени не сформированы рыбопромысловые участки для организации любительского и спортивного рыболовства. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в материалах дела и сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Пунктом 5 Порядка определения границ рыбопромысловых участков, утвержденного Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ №..., установлено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений - по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.

Поскольку несоблюдение требований федерального законодательства нарушает права граждан, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц к Управлению охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области о понуждении к исполнению требований федерального законодательства подлежит удовлетворению.

При этом ссылка представителя ответчика о том, что сроки проведения указанных мероприятий законом не установлены, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку с момента введения в действие Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и принятых на его основании подзаконных актов прошло длительное время, однако отдельные положения данного закона ответчиком до настоящего времени не реализованы.

Согласно ст. 204 ГПК РФ суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, работа по определению границ рыбопромысловых участков практически завершена, однако согласование с научно-исследовательскими организациями и федеральными государственными учреждениями по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов приняло затяжной характер.

Согласно объяснениям представителя Государственного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства, ввиду отсутствия объективной информации о всех предлагаемых водоемах, согласование границ возможно не ранее чем через 6 месяцев.

С учетом данных обстоятельств заявленный прокурором срок в 3 месяца для определения границы рыбопромысловых участков с учетом предложений научно-исследовательских организаций и федеральных государственных учреждений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов суд находит не достаточным, и устанавливает срок в 6 месяцев для исполнения указанного требования.

Заявленный прокурором срок в 1 месяц с момента определения в установленном законом порядке границ рыбопромысловых участков согласовать их с органами местного самоуправления при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений, после чего в течение 15 дней, направить окончательный перечень рыбопромысловых участков на согласование в Федеральное агентство по рыболовству суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц к Управлению охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области о понуждении к исполнению требований федерального законодательства – удовлетворить.

Обязать Управление охотничьего и рыбного хозяйства администрации Волгоградской области обязанности: в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить границы рыбопромысловых участков с учетом предложений научно-исследовательских организаций и федеральных государственных учреждений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов; в течение 1 месяца с момента определения в установленном законом порядке границ рыбопромысловых участков согласовать их с органами местного самоуправления при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений, после чего в течение 15 дней, направить окончательный перечень рыбопромысловых участков на согласование в Федеральное агентство по рыболовству.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья А.В.Олейников

Именем Российской Федерации

-32300: transport error - HTTP status code was not 200