Дело №2-8451/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи А.Г. Кудрявцевой, при секретаре Т.П.Красновой, с участием представителя истца помощника прокурора Шубаева В.Д., представителей ответчиков – Администрации Волгограда – Рыкова Д.Г. и Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области – Шиловой Л.Р., представителей третьих лиц – Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области – Вавилова А.П., Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда – Ковалева В.В., Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда – Зинченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г.Волгограда в интересах муниципального образования Волгоград, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда, Администрации Волгоградской области, Управлению автомобильных дорог администрации Волгоградской области об устранении нарушений природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г.Волгограда обратился в суд с иском в интересах муниципального образования Волгоград, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обосновании требований указал, что Прокуратурой Центрального района г. Волгограда с привлечением комитета природных ресурсов администрации Волгограда проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности администрации Волгограда, в ходе которой было установлено, что при обследовании территории напротив ... (огороженный забором пустырь с мостовыми опорами) выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления: строительный мусор, твердые бытовые отходы, бой стекла, пластиковая тара, обрезь ветвей деревьев, мебель. Общая площадь отходов на данной территории составляет 30кв.м., объем – 25куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве. Учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации г.Волгограда, выразившееся в уклонении от принятия мер по ликвидации на территории Волгограда напротив ... несанкционированной свалки и обязать в месячный срок ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную напротив ... 30кв.м., объемом 2,5куб.м., путем очистки территории с рекультивацией земельного участка. В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация Волгоградской области и Управление автомобильных дорог администрации Волгоградской области. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шубаев В.Д. исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении. Представитель ответчика – администрации Волгограда – Рыков Д.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора возражал, просит оставить их без удовлетворения, поскольку администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком, так как собственником земельного участка, на котором выявлено место несанкционированного размещения отходов находится в собственности Волгоградской области. Представитель ответчика - Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области – Шилова Л.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласна, просит в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что действительно земельный участок для размещения строительства правобережного подхода мостового перехода через реку Волгу принадлежит на праве собственности Волгоградской области и передан Управлению в постоянное (бессрочное) пользование для проведения строительных работ. ДД.ММ.ГГГГ на огороженной территории строительства второй очереди первого пускового комплекса мостового перехода через ... завершены мероприятия по наведению чистоты и порядка вышеуказанной территории. Поскольку огороженная территория второй очереди первого пускового комплекса мостового перехода через ... находится в стадии незавершенного строительства, работы по устранению дефектов ограждения строительной площадки выполнить не представляется возможным по причине отсутствия финансирования второй очереди строительства, а в смете на содержание первой очереди мостового перехода данные работы не предусмотрены, к тому же бытовой мусор жители близлежащих домов перебрасывают через забор. Периодически на данной территории проводятся работы по ликвидации несанкционированных свалок, последний раз ДД.ММ.ГГГГ производился вывоз мусора. Представители третьих лиц - Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области – Вавилов А.П., Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда – Ковалев В.В., Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда – Зинченко А.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласны, просят в их удовлетворении отказать. Представитель ответчика – Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и на почву (п. 2). В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Пунктом 6 части 1 статьи 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. Согласно ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое). При этом создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", п. п. 6, 8 "Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденного приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации. Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Центрального района г.Волгограда проверки с привлечением комитета природных ресурсов администрации Волгоградской области, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при обследовании территории напротив ... (огороженный забором пустырь с мостовыми опорами) выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления: строительный мусор, твердые бытовые отходы, бой стекла, пластиковая тара, обрезь ветвей деревьев, мебель. Общая площадь отходов на данной территории составляет 30кв.м., объем – 25куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве. Данные факты подтверждаются Справкой Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ о проведении мероприятий по проверке соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и фототаблицей. Собственником указанного земельного участка, предназначенного для завершения строительства правобережного подхода мостового перехода через реку Волгу, площадью 46632кв.м. с кадастровым номером №..., является Волгоградская область, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. На основании Распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области №... от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Управлению автомобильных дорог Администрации Волгоградской области, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 4.2. Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... владельцы, пользователи, арендаторы, собственники земельных участков обязаны не допускать несанкционированного размещения отходов, в том числе на собственных территориях. В случае выявления отходов на собственных территориях владельцы, пользователи, арендаторы, собственники земельных участков обязаны принимать меры к удалению отходов в соответствии с действующими требованиями. Учитывая вышеприведенные нормы, поскольку администрация Волгограда не является ни владельцем, не пользователем, ни арендатором, ни собственником земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации Волгограда отказать, так как данные требования заявлены к ненадлежащему ответчику. Как усматривается из представленных суду представителем Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области писем в адрес Председателя Волгоградской городской Думы, заместителя Главы Администрации Волгоградской области, первого заместителя Главы администрации Центрального района Волгограда, руководителя Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда и фотоматериалов, ДД.ММ.ГГГГ были завершены мероприятия по наведению чистоты и порядка на территории строительства второй очереди пускового комплекса мостового перехода через .... Кроме того, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика - Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области – Шилова Л.Р., периодически на данной территории проводятся работы по ликвидации несанкционированных свалок, последний раз ДД.ММ.ГГГГ производился вывоз мусора. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, учитывая, что после составления ДД.ММ.ГГГГ Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области Справки №... от ДД.ММ.ГГГГ о проведении мероприятий по проверке соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, согласно которой при обследовании территории напротив ... (огороженный забором пустырь с мостовыми опорами) выявлено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ данные отходы Управлением автомобильных дорого администрации Волгоградской области уже были ликвидированы, а соответствующих доказательств относительно судьбы указанного земельного участка после ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на предмет ее пополнения новыми отходами, истцом суду не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействие ответчиков, выразившиеся в уклонении от принятии мер по ликвидации на территории Волгограда напротив ... несанкционированной свалки и понуждении ответчиков в месячный срок ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную напротив ... площадью 30кв.м., объемом 2,5куб.м., путем очистки территории с рекультивацией земельного участка. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Центрального района г.Волгограда в интересах муниципального образования Волгоград, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда, Администрации Волгоградской области, Управлению автомобильных дорог администрации Волгоградской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от принятия мер по ликвидации на территории Волгограда напротив ... несанкционированной свалки, понуждении в месячный срок ликвидировать несанкционированную свалку, размещенную напротив ... площадью 30кв.м., объемом 2,5куб.м., путем очистки территории с рекультивацией земельного участка – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районы суд г.Волгограда. Судья: подпись. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ