ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 2-8129/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г. Волгоград 15 декабря 2011 года Центральный районный суд города Волгограда в составе: председательствующего судьи Лемякиной В.М., при секретаре Ламзиной Т.С. с участием представителя истца Девятерикова Н.В. – Фоминой Е.Ю., действующего на основании доверенности представителя ответчика - администрации Волгограда – Шаховой Ю.В., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица – Дроздова А.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску Девятерикова Н.В. к администрации Волгограда о признании решения незаконным, признании права на первоочередное получение земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка УСТАНОВИЛ Девятериков Н.В. обратился в суд с иском к администрации Волгограда, в котором просил признать незаконным решение изложенне в письме от ДД.ММ.ГГГГ №... об отказе в предоставлении истцу, как инвалиду 1 группы, земельного участка, площадью 1 000 кв.м., расположенного в Тракторозаводском районе г. Волгограда в ..., в первоочередном порядке без проведения торгов, как противоречащий ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признать за истцом право на получение в первоочередном порядке, без проведения торгов указанного земельного участка и обязать Администрацию Волгограда предоставить истцу указанный земельный участок для индивидуального строительства. Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя Фоминой Е.Ю.. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала и просил их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Волгограда просила отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что действующим в настоящее время федеральным законодательством и законодательством Волгоградской области (субъекта Российской Федерации) не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков для инвалидов. Кроме того, доказательств нуждаемости истца в улучшении жилищных условий не предоставлено. Представитель Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку до обращения истца Комитетом принято решение о формировании запрашиваемого истцом земельного участка для предоставления путем проведения аукциона. Заявка поступила от ФИО9. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что иск удовлетворению не подлежит. Статья 7 Конституции РФ закрепляет в качестве основы конституционного строя, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В судебном заседании установлено следующее. В целях улучшения жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ Девятериков Н.В., будучи инвалидом первой группы обратился в администрацию Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1 000 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в .... Согласно письму администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Волгограда было рассмотрено обращение Девятерикова Н.В.. В своём письме ответчик ссылается на то, что администрацией Волгограда принято решение о формировании запрашиваемого истцом земельного участка для предоставления путем проведения аукциона. Предоставление земельных участков на территории городского округа город-герой Волгоград осуществляется в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утверждённым постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №.... Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда подготовлено градостроительное заключение о соответствии заявленного для предоставления для целей строительства объекта земельного участка градостроительной документации. Для рассмотрения данного вопроса на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда необходимы заключения согласующих служб. После получения заключений от указанных организаций, вопрос будет рассмотрен на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда. Согласно сообщению Росреестра по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО8. Однако, на день рассмотрения дела, т.е. по прошествии пяти месяцев, ответчиками не решён вопрос о предоставлении ФИО8 земельного участка. В соответствии со ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с п. 1, 3, б ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Согласно ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Между тем, статья 7 Конституции РФ закрепляет в качестве основы конституционного строя, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положение части 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов и селей, имеющих в своём составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. При этом истцом не предоставлено документов, свидетельствующих о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, о постановке его на соответствующий учет. Кроме того, выделению подлежат земельные участки, не обремененные права третьих лиц, а также в отношении которых не принято решение о проведении аукциона. В судебном заседании установлено, что запрашиваемый земельный участок сформирован администрацией Волгограда для выставления на аукцион. Лицом, подавшим заявку, является ФИО9. Нарушений в действиях ответчика при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Девятерикова Н.В. о предоставлении земельного участка в первоочередном порядке без проведения аукциона не подлежащими удовлетвоению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ В удовлетворении исковых требований Девятерикова Н.В. к Администрации Волгограда об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, понуждении к устранению нарушений путем предоставления земельного участка в ... для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда Судья - В.М. Лемякина