о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения



№2-1033/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Волгоград 06 февраля 2012 года

Центральный районный суд гор. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Осадчего Я.А.,

при секретаре Пономаревой Е.Ю.,

с участием Барсукова В.В., Тихоновой З.И.,

представителя истцов Барсукова В.В., Тихонова А.М., Тихоновой З.И., Невареных (Ушаковой) А.А. – Исмагулова А.В.,

представителя ответчика - Администрации Волгограда Рыковой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барсукова В.В., Тихонова А.М., Тихоновой З.И., Невареных (Ушаковой) А.А., к Администрации Волгограда о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Барсуков В.В., Тихонов А.М., Тихонова З.И., Невареных (Ушакова) А.А. обратились в суд с иском к Администрации Волгограда о понуждении поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование исковых требований указано, что они, являясь членами семьи, проживают в квартире ....

На всех истцов в указанной квартире приходится 35,4 кв.м. общей площади; то есть по 8,85 кв.м. на одного человека общей площади.

В соответствии с постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 года учетная норма в Волгограде установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.

Таким образом, они должны быть признаны лицами, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

С целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении они обратились в администрацию Волгограда, однако письмом Департамента по жилищной политики администрации Волгограда им было отказано в этом.

Мотивом такого отказа было то, что ими представлена справка МУП ВМБТИ, в которой указана общая площадь жилого помещения - 50,8 кв.м.

Однако, это не соответствует действительности, так как ими предоставлялась справка МУП ВМБТИ от ДД.ММ.ГГГГ №..., в которой указана общая площадь занимаемого нами жилого помещения в размере 36,1 кв.м.

В соответствии с копией лицевого счета общая площадь занимаемого ими жилого помещения составляет 35,4 кв.м.

Следовательно, отказ администрации Волгограда в постановке истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не основан на законе, так как на каждого проживающего в данном жилом помещении приходится менее 9 кв.м., то есть менее учетной нормы.

В связи с этим истцы просят понудить администрацию Волгограда к постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Истцы Барсуков В.В., Тихонова З.И. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

Истцы Тихонов А.М., Невареных (Ушакова) А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель истцов Барсукова В.В., Тихонова А.М., Невареных (Ушаковой) А.А., Тихоновой З.И. – Исмагулов А.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации Волгограда Рыкова Т.П., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.3 ст. 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В соответствии с п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям орган государственной власти субъекта РФ.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляемых органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных им указанный орган по месту своего жительства.

В силу части 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения орган осуществляющим принятие на учет

Работа органов местного самоуправления, порядок обращения граждан с заявлениям принятии на учет, перечень документов, прилагаемых гражданами к заявлению, определен Законом Волгоградской области от 01.12.2005 № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области».

Согласно ст. 4 данного Закона малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, указанные в п. 2 ст. 4 Закона.

Согласно ст. 5 Закона от 01.12.2005 №1125-ОД решения по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, оформляются правовыми актами органа местного самоуправления на основании письменных заключений органа учета.

Статьей 6 указанного Закона определено, что граждане для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вправе в установленном порядке обратиться в орган учета по месту своего жительства.

К заявлению прилагаются документы, предусмотренные статьей 7 данного Закона, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

К заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин прилагает:

1) справку о составе семьи (с указанием фамилии, имени, отчества, степени родства, возраста);

2) справку федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках, совершенных гражданином и (или) членами его семьи, указанными в справке о составе семьи, с
жилыми помещениями за пять лет, предшествующих дню обращения с заявлением о принятии на учет;

3) ксерокопию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета.

Помимо документов, указанных в пункте 1 данной статьи, представляются:

1) гражданином, являющимся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, копия договора социального найма. В случае отсутствия договора социального найма гражданин представляет иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма (ордер, копия финансового лицевого счета и др.);

2) гражданином, являющимся собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, - копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности, возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

3) малоимущими гражданами - заключение о признании гражданина и членов его семьи малоимущими.

Согласно п. 3 ст. 7 указанного Закона заявление о принятии на учет и документы, указанные в пунктах 1 и 2 статьи ст. 7 Закона, гражданин представляет лично в орган учета муниципального образования по месту жительства.

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется уполномоченным органом в структуре местной администрации по единому общему списку, исходя из времени принятия таких граждан на учет (п. 1 ст. 8 Закона).

Из материалов дела следует, что Барсуков В.В., Тихонов А.М., Тихонова З.И., Невареных (Ушакова) А.А. являясь членами семьи, проживают в квартире ....

Согласно справке МУП ВМБТИ от ДД.ММ.ГГГГ №... общая площадь занимаемого жилого помещения в доме ... в размере 36,1 кв.м.

Из копии лицевого счета общая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет 35,4 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратилась в администрацию ... Волгограда почтовой связью с заявлениями о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В связи с тем, что в представленных документах выявлены указанные несоответствия в части площади жилого помещения, установить размер обеспеченности общей площадью жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи, не представлялось возможным.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявителю подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №..., в котором заявителям разъяснено, что им необходимо обратиться в жилищный отдел по ... департамента по жилищной политике администрации Волгограда.

Кроме того, в силу Закона от 01.12.2005 №1125-ОД документы, подтверждающие право состоять на учете (быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий), должны быть предоставлены лично одновременно с заявлением по установленной форме, после чего начинает исчисляться срок рассмотрения соответствующего заявления.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявитель в установленном законом порядке о признании его и членов его семьи о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признанного малоимущим не обращались.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

В судебном заседании установлено, что по результатам рассмотрения заявлений Барсукову В.В., Тихонову А.М., Тихоновой З.И., Невареных (Ушакова) А.А. департаментом по жилищной политике Администрации Волгограда дан ответ заявителям о необходимости предоставления дополнительных документов по уточнению площади занимаемого помещения.

Таким образом, по мнению суда, данный ответ истцам не является отказом в принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, носит разъяснительный характер, по существу постановки на учет указанных лиц решение ответчиком не принималось, в связи с чем исковые требования Барсукова В.В., Тихонова А.М., Тихоновой З.И., Невареных (Ушакова) А.А. о понуждении поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Барсукова В.В., Тихонова А.М., Тихоновой З.И., Невареных (Ушаковой) А.А. к Администрации Волгограда о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.А.Осадчий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200