№ 2-135/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации гор.Волгоград 29 февраля 2012 года Центральный районный суд гор. Волгограда в составе: председательствующего судьи Осадчего Я.А., при секретаре Пономаревой Е.Ю., с участием: прокурора –помощника прокурора г.Волгограда Федоренко С.В. представителя ответчика - Администрации Волгограда Гик Е.Г., представителя третьего лица – Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда Зайцевой С.И., представителя третьего лица – Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Зайцевой И.Е., рассмотрев в помещении Центрального районного суда г. Волгограда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о понуждению к исполнению законодательства по доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о понуждению к исполнению законодательства по доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп. В обосновании иска указал, что прокуратурой города Волгограда совместно со специалистом ГКУ «ЦСЗН по Центральному району Волгограда» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности отдела обращений граждан контрольного управления администрации Волгограда, расположенного по адресу: ... Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статьей 3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» установлено, что к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии со ст. 4 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: -визуальной и звуковой информацией; -специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; - звуковой сигнализацией у светофоров; -телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; -санитарно-гигиеническими помещениями; -пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; -пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; -специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; -пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; -специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; -специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места). Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий, помещений, содержатся в нормативном документе по строительству - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Вместе с тем, по результатам проверки на соответствие требованиям СНИП 35-01-2001, установлено, что здание отдела обращений граждан контрольного управления администрации Волгограда признано частично доступным для инвалидов и маломобильных групп населения. Так, вход не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - наружным и внутренним пандусом, при входе в здание отсутствуют поручни. Кроме того, на объекте отсутствует кнопка вызова персонала, информационная надпись для слабовидящих граждан. Согласно выписке из реестра муниципального имущества Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем (балансодержателем) здания по ... является Администрация Волгограда. Неисполнение администрацией Волгограда требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ограничивает доступность учреждения для неопределенного круга инвалидов и маломобильных групп населения, в связи с чем нарушаются их права и законные интересы. Кроме того, нарушение указанных требований закона может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью названной категории лиц. В связи с этим прокурор просит признать обязать администрацию города Волгограда провести следующие мероприятия по оборудованию здания, расположенного по адресу: ...: - установить пандус для обеспечения доступа для инвалидов и маломобильных групп; - установить поручни при входе в здание; - установить тактильные средства информации для слабовидящих; - установить кнопку вызова персонала для инвалидов и маломобильных групп. В обоснование исковых требований прокурором г.Волгограда представлена лишь выписка из реестра муниципального имущества Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ., незаверенная надлежащим образом и паспорт обследования здания. В судебном заседании прокурор - помощник прокурора г. Волгограда Федоренко С.В. поддержала исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика - Администрации Волгограда Гик Е.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований прокурора по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что установление пандуса и поручней при входе в здание для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп повлечет за собой изменение облика объекта культурного наследия - здания, расположенного по адресу: ..., в связи с чем требования прокурора без выяснения обстоятельства возможности проведения строительных и хозяйственных работ на объекте культурного наследия являются необоснованными. Представитель третьего лица – Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда Зайцева С.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. Представитель третьего лица – Комитета по культуре Администрации Волгоградской области Зайцева И.Е., действующая на основании доверенности, полагала решение на усмотрение суда. Представитель третьего лица – УСЗН Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Из материалов дела следует, что прокуратурой города Волгограда совместно со специалистом ГКУ «ЦСЗН по Центральному району Волгограда» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности отдела обращений граждан контрольного управления администрации Волгограда, расположенного по адресу: .... В соответствии со списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», дом ... входит в «Комплекс застройки ...» архитектор ФИО1, ФИО2, ФИО3 (п.409.126 постановления), является памятником архитектуры и градостроительства и находится на государственной охране как памятник истории и культуры регионального значения, что подтверждается охранным свидетельством по использованию недвижимого имущества памятника истории и культуры №... №... от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами. В силу ч.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а так же в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии с п.3 ст.52 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: - обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта; - согласование в порядке, установленном Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия и т.д. В силу п.2 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожении. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Под приспособлением объекта культурного наследия для современного использования понимается - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия. В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в установленном порядке, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Научно-проектная документация по сохранению памятников истории и культуры должна в обязательном порядке пройти государственную историко-культурную экспертизу. Историко-культурная экспертиза проекта(ов) проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Судом установлено, что установление пандуса и поручней при входе в здание для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп повлечет за собой изменение облика объекта культурного наследия - здания, расположенного по адресу: .... В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем, прокурором в судебном заседании не представлено доказательств того, что мероприятия по оборудованию здания, расположенного по адресу: ..., в части установления пандуса для обеспечения доступа для инвалидов и маломобильных групп; поручней при входе в здание не приведут к изменению облика объекта культурного наследия и причинению вреда объекту культурного наследия. Правом ходатайствовать о проведении государственной историко-культурной экспертизы прокурор не воспользовался. Кроме того, в обоснование заявленных требований прокурор ссылается на статьи 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 3, 4 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 N 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», положения СНиП 35-01-2001 Вместе с тем, ни в нормах законов и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», указанных прокурором, не содержится обязанности по установке на административном здании кнопки вызова персонала для инвалидов и маломобильных групп. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Волгограда, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о понуждению к исполнению законодательства по доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о понуждению к исполнению законодательства по доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Я.А. Осадчий Именем Российской Федерации