Дело № 2-2275/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Волгограда в составе: Председательствующего судьи Рудых Г.М. При секретаре судебного заседания Рублевой Е.Д. С участием представителя истца Гилева С.Н. – Колесникова Д.В., представителя ответчика Администрации Волгограда Цымловой А.В., представителя третьего лица Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда Спривуль В.М. рассмотрев в открытом судебном заседании 22 марта 2012г. в г. Волгограде гражданское дело по иску Гилева С.Н. к Администрации Волгограда, Комитету по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий УСТАНОВИЛ: Истец Гилев С.Н. обратился в суд с требованиями о признании незаконным отказа администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании схемы расположения земельного участка с учетным номером №..., площадью 656 кв.м., для размещения индивидуального жилого дома в ... и понуждении к согласованию схемы указанного земельного участка. Свои требования мотивировал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ он обратился в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением, в котором просил рассмотреть и утвердить на комиссии по градостроительству и земельным отношениям Волгограда схему расположения земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по .... ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя главы Волгограда по результатам рассмотрении указанного заявления принято решение от отклонении от отказе в согласования предлагаемой схемы размещения индивидуального жилого дома в .... Основанием к отказу в указанном письме Администрации Волгограда указано на то, что расположение земельного участка не соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; заявленный земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций. Считает, что данный отказ незаконен, поскольку впервые в Администрацию Волгограда он обратился в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о возможности размещения индивидуального жилого дома по .... По результатам рассмотрения заявления, было принято положительное решение о возможности и условиях предоставления ему земельного участка. В ДД.ММ.ГГГГ комитетом по градостроительству и архитектуре принято решение о возможном формировании земельного участка без подготовки документации по планировке и межеванию территории, путем разработки проекта границ земельного участка. До ДД.ММ.ГГГГ им принимались меры к формированию и согласованию земельного участка. Однако ранее ответчиками не указывалось как основание к отказу в согласовании расположение испрашиваемого земельного участка в зоне инженерных коммуникаций. Просил признать незаконным решение Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в согласовании схемы расположения земельного участка с учетным номером №..., площадью 656 кв.м., для размещения индивидуального жилого дома в ..., обязать Администрацию Волгограда согласовать схему расположения земельного участка с учетным номером №..., площадью 656 кв.м., для размещения индивидуального жилого дома в .... В ходе рассмотрения дела представителем истца были уточнены исковые требования, в которых он также просил обязать Администрацию Волгограда принять решение о предоставлении ему земельного участка, с учетным номером №..., площадью 656 кв. м., для размещения индивидуального жилого дома по .... Истец Гилев С.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель истца Гилева С.Н. – Колесников Д.В. в судебном заседании поддержал с учетом уточнения исковые требования, просил их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации Волгограда Цымлова А.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать. Представитель третьего лица Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда Спривуль В.М. в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала позицию Администрации Волгограда. Представители Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда, Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив и исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ, - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: - имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; - соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения. Истец воспользовалась предоставленным законом правом обжалования решения органа местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что Гилев С.Н. в ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Волгограда с заявлением, в котором просил рассмотреть и утвердить схему расположения земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по .... ДД.ММ.ГГГГ первого заместителя главы Волгограда по результатам рассмотрении указанного заявления принято решение от отклонении от отказе в согласования предлагаемой схемы размещения индивидуального жилого дома в .... Основанием к отказу в указанном письме Администрации Волгограда указано на то, что расположение земельного участка не соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; заявленный земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций. Суд полагает, что принятое решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 656 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома в ... незаконно и необоснованно по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Дзержинского района г. Волгограда, рассмотрев заявление Гилева С.Н., сочла возможным предоставить ему земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, при отсутствии прав третьих лиц и положительного заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда. ДД.ММ.ГГГГ было утверждено градостроительное заключение №... о возможности и условиях предоставления земельного участка Гилеву С.Н.. ДД.ММ.ГГГГ из Комитета инвестиционной политики и строительных программ Гилеву С.Н. поступило письмо №...-к, в котором сообщалось, что Комиссией по градостроительству и земельным отношениям Администрации Волгограда было принято решение о возможности размещения жилого дома по .... ДД.ММ.ГГГГ Гилеву С.Н. Комитетом по градостроительству и архитектуре было сообщено, что «в соответствии с предоставленной схемой данный земельный участок ограничен смежными участками». В связи с этим сообщалось о возможности формирования земельного участка без подготовки документации по планировке и межеванию территории, путем разработки границ земельного участка. Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Информация о принятом решение была размещена в периодическом печатном издании «Волгоградская газета» №... от ДД.ММ.ГГГГ По истечения месяца с даты публикации дополнительных заявлений на испрашиваемый земельный участок не поступало, о чем было сообщено заместителем председателя комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.... Таким образом, условия установленные законодательством, при котором возможно принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство были выполнены. ДД.ММ.ГГГГ комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда было утверждено заключение №... о градостроительной подготовке земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в письме №... Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда Гилеву С.Н. в связи с расположением на земельном участке водовода диаметром 300 мм предлагалось дополнительно представить предложения по перекладке водовода. ДД.ММ.ГГГГ истец после согласования с заинтересованными организациями возможности выноса водовода за территорию земельного участка, вновь обратился с заявлением о согласовании проекта границ земельного участка. После чего, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда было утверждено заключение №... от ДД.ММ.ГГГГ о формировании земельного участка для строительства объекта, выданное по результатам рассмотрения проекта границ земельного участка. После утверждения данного заключения истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет с заявлением о согласовании проекта границ земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования испрашиваемого Гилевым С.Н. земельного участка, в ходе которого было установлено, что участок, формируемый по ..., помех смежному домовладению не создает, но через его территорию проходит автодорога общего пользования по .... ДД.ММ.ГГГГ Гилев С.Н. обратился в Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда с заявлением, к которому приложил документы, свидетельствующие об отсутствии препятствий для согласования проекта границ земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда направил истцу письмо, в котором указывает на преждевременность согласования проекта границ земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ после устранения замечаний Гилев С.Н. обращается в комитет земельных ресурсов с заявлением о согласовании схемы земельного участка. За это время соседний земельный участок был самовольно захвачен ФИО7 и на нем возведены капитальные строения. Решением административной комиссии ему было предписано, в добровольном порядке, снести строение. Следовательно, нарушений прав смежных землепользователей установлено не было. ДД.ММ.ГГГГ истец, приложив схему расположения земельного участка, обращается с заявлением в Комитет по градостроительству и архитектуре за ее утверждением. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Волгограда было дано заключение №... о невозможности формирования земельного участка испрашиваемого Гилевым С.Н. в виду наличия санитарно-защитной зоны ОАО «Волгогазоаппарат» в размере 100 м. и наличия охранных зон инженерных коммуникаций. Согласно ответу Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о наличии у ОАО «Волгогазоаппарат» санитарно-защитной зоны отсутствуют. В соответствии с Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 74 от 25 сентября 2007 года «О введении в действие новой редакции САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Проект санитарно-защитной зоны впоследствии согласовывается (утверждается) соответствующим Управлением Роспотребнадзора. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (согласно статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. В силу пункта 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, строительство осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. ДД.ММ.ГГГГ Решением Волгоградской городской Думы №... были утверждены Правила землепользования и застройки, которые вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанных правил землепользования и застройки, испрашиваемый Гилевым С.Н. земельный участок расположен в санитарно защитной зоне. Согласно установленного градостроительного регламента, в указанной зоне в качестве основных и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, указано, в том числе - для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) без права содержания скота и птицы, со следующим примечанием «...Размещение индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) без права содержания скота и птицы допускается только на земельных участках, предоставленных в установленном порядке до вступления в силу настоящих Правил застройки для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации таких объектов...». С учетом обстоятельств дела, суд соглашается с доводами истца о том, что длительное рассмотрение со стороны администрации Волгограда и ее структурных подразделений вопроса о предоставлении истцу земельного участка, не позволило истцу приступить к освоению испрашиваемого земельного участка и начать строительство индивидуального жилого дома. Приведенные нормы Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград не могут быть применены в отношении истца, поскольку действовавшее на момент обращения и получения заключения о возможности формирования земельного участка в Комитете по градостроительству и архитектуре законодательство не содержало ограничений относительно функциональной зоны, в которой находится земельный участок. Факт обращения гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления является правообразующим фактом, то есть в соответствии с ним между органом местного самоуправления и истцами возникли правоотношения в ДД.ММ.ГГГГ после принятия Администрацией Волгограда решения о возможном размещении объекта. После чего были опубликованы сообщения о приеме иных заявлений о возможном предоставлении в аренду данных земельных участков. В соответствии с характером правоотношений органу местного самоуправления следует принимать решение в соответствии с правилами, действовавшими на момент возникновения правоотношений, поскольку применение Правил вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ приводит к ухудшению положения истца и возобновлению длительной процедуры формирования земельных участков. Согласно ситуационной схеме расположения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласованной комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда ДД.ММ.ГГГГ в указанном квартале располагаются земельные участки, использованные под застройку индивидуальными жилыми домами. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принятое Администрацией Волгограда решения об отказе истцу в согласовании схемы размещения земельных участков для размещения индивидуальных жилых домов не обосновано, поскольку приведенные основания к отказу не соответствуют требованиям закона. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гилева С.Н. к Администрации Волгограда, Комитету по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий, удовлетворить. Признать решение Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Гилеву С.Н. в согласовании схемы расположения земельного участка с учетным номером №..., площадью 656 кв.м., для размещения индивидуального жилого дома в ... незаконным. Обязать Администрацию Волгограда согласовать Гилеву С.Н. схему расположения земельного участка с учетным номером №..., площадью 656 кв.м., для размещения индивидуального жилого дома в .... Обязать Администрацию Волгограда принять решение о предоставлении Гилеву С.Н. земельного участка, с учетным номером №..., площадью 656 кв. м., для размещения индивидуального жилого дома по .... Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда. Судья – подпись.