о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело 2-3664/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 года г.Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Торшиной С.А., при секретаре Снегиреве Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Расстрыгина С.Ю. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, Федеральному казенному учреждению «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Истец Расстрыгин С.Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование своих требований, что приказом №...-ОТС от ДД.ММ.ГГГГ он принят на должность ... ПЧ-№... №...-ОТС УГПС УВД .... До ДД.ММ.ГГГГ он и его семья не имели жилой площади, проживали во временно арендуемой квартире. С ДД.ММ.ГГГГ он принят на должность ... той же пожарной части. ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление на имя начальника ПЧ-№... №...-ОТС УГПС УВД ... о постановке его с семьей в составе четырех человек на очередь на получение жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия постановила ходатайствовать перед руководством ПТЦ УГПС по ... о постановке его с семьей на очередь для получения жилья. ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена комната в общежитии по адресу: .... В последующем предоставлена дополнительная комната в данном общежитии, где он с семьей проживает до настоящего момента. Другого жилого помещения для постоянного проживания он с семьей не имеет. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки жилищно-бытовых условий, по результатам которого вынесено заключение о нуждаемости в предоставлении жилья. В последующем место работы он не менял, происходили реорганизации с передачей подразделения из ведения МВД РФ в ведение МЧС РФ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом на имя начальника ГУ МЧС России по ... о рассмотрении вопроса о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ему было в этом отказано со ссылкой, что им не представлено подтверждение соответствия условиям, установленным ст. 51 ЖК РФ, и не выполнения требований ч.4 ст. 52 ЖК РФ. Однако с данным отказом истец не согласен, поскольку ранее подтвердил наличие обстоятельств, дающих право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. В связи с чем, просит признать отказ ГУ Министерства РФ по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, возложить обязанность на жилищную комиссию ГУ Министерства РФ по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец Расстрыгин С.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоял на очереди для получения жилья, в последующем происходила реорганизация структуры МЧС РФ и его учетное дело по неизвестным причинам не было передано в ГУ Министерства РФ по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по .... При обращении с рапортом о постановке на учет ему не было разъяснено какие именно необходимо представить документы. Факт нуждаемости им подтвержден, в связи с чем просил возложить обязанность на Главное управление Министерства РФ по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... поставить его на учет нуждающихся с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку если он обратится вновь, то будет поставлен на очередь на общих основаниях с момента обращения, что приведет к нарушению его жилищных прав.

Представитель ответчика Гаас С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что на момент обращения в жилищную комиссию истец не представил документы, подтверждающие его нуждаемость в предоставлении жилого помещения. Не оспаривал право истца на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ при наличии представленных документов.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Федерального казенного учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Расстрыгин С.Ю. проходит службу в ПЧ-№... №...-ОТС УВД .... В настоящий момент состоит в должности ... федеральной противопожарной службы по ....

ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление на имя начальника ПЧ-№... №...-ОТС УГПС УВД ... о постановке его с семьей в составе четырех человек на очередь на получение жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия постановила ходатайствовать перед руководством ПТЦ УГПС по ... о постановке его с семьей на очередь для получения жилья, что подтверждается протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии №...-ОТС УГПС УВД по ... №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Расстрыгин С.Ю. с семьей в составе четырех человек с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом на имя начальника Главного управления МСЧ России по ... с просьбой рассмотреть на заседании жилищной комиссии вопрос о постановке его и членов семьи в очередь нуждающихся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ письмом за подписью первого заместителя начальника ГУ МЧС России по ... истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Основанием для такого отказа послужило то обстоятельство, что на дату подачи рапорта истцом не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете.

Представитель ответчика в ходе судебного заседания не оспаривал, что кроме документов об отсутствии жилых помещений на праве собственности у истца, других препятствий для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент обращения не имелось.

Данных о том, что истец был снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не представлено.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведения о праве собственности истца и членов его семьи на жилые помещения в реестре отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства истец пояснил, что в собственности жилых помещений не имеет, в приватизации жилых помещений не участвовал. Проживает по адресу ... в жилом помещении специализированного жилого фонда с семьей – женой Расстрыгиной В.Н., сыном Расстрыгиным С.С., дочерью Расстрыгиной Д.Ч. Данное обстоятельство также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о регистрации по месту жительства.

В соответствии с разделом III п. 11 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №... (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), которым утверждено Положение о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальный орган ГУ МЧС России организует учет военнослужащих, сотрудников ГУ МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ в вышеназванное положение внесены изменения, с учетом которых, Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами участвует в работе по учету военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.

В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. №153 право на получение жилищных сертификатов имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно п. 8 указанного акта применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а)отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б)проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в)проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Ранее действующее Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004года №522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы»
предусматривало в п. 4 Правил выпуска и погашения жилищных сертификатов, что право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий: сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что Расстрыгин С.Ю. состоял на учете нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, в последующем также подтвердил факт нуждаемости в предоставлении жилья.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом доводы ответчика ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о пропуске установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд с заявлением, нельзя признать обоснованными, поскольку Расстрыгин С.Ю. обратился в суд в порядке искового производства.

Также суд считает надлежащим ответчиком по данному делу Главное управление МСЧ России по ....

Так, с ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной пожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» №... от ДД.ММ.ГГГГ функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной служб и поисково-спасательных формирований возложены на Южный филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», жилищная комиссия Главного управления МСЧ России утратила свои полномочия.

Однако на момент возникновения спорных правоотношений вопросами постановки на учет сотрудников МЧС в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ведало Главное управление МСЧ России по .... В настоящий момент Главное управление МСЧ России по ... также оказывает содействие в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №... от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений», в соответствии с которым учет сотрудников федеральной противопожарной службы, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территории Центрального федерального округа осуществляется федеральным казенным учреждением «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Однако данный приказ не опубликован и не вступил в силу.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части установления срока постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку действующее законодательство не предусматривает указания на срок, в течение которого лицо должно быть поставлено на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Расстыгина С.Ю. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить частично.

Признать отказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.

Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... обязанность поставить Расстрыгина С.Ю. на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Расстыгина С.Ю. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... в части установления месячного срока постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также к ФКУ «Управление госэксперттизы и жилищного обеспечения МЧС России» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Центральный районной суд г. Волгограда в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Торшина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200