о взыскании ущерба



Дело № 2 – 3864-2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Волгоград 17 мая 2012 года

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Артеменко И.С.

при секретаре Штановой Т.А.,

с участием помощника прокурора,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Камышинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах РФ к ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК» о взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Камышинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах РФ с иском к ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК» о взыскании ущерба. Просит суд взыскать с территориально-производственного предприятия открытого акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» в доход Российской Федерации денежные средства в сумме 4455000 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ прорыва нефтепровода СПН «Антиповка»-СПН «Южный Умет». Денежные средства подлежат зачислению на счет в ГКЦ ГУ Банка ...

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Камышинского района по факту прорыва нефтепровода, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 час. 45 мин. в районе 153 километра автомобильной дороги «Волгоград-Сызрань» на территории Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района произошел прорыв нефтепровода СПН «Антиповка»-СПН «Южный Умет» диаметром 190мм, принадлежащего ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК».

В результате аварии на местности образовались 3 нефтяных пятна: 2 пятна размерами 30Х15 метров 1 пятно -40Х15 метров (общая площадь загрязненной территории –около 900 кв.метров).

По информации ГКУ ВО «Камышинское лесничество», территория, на которой произошел прорыв нефтепровода, относится к землям лесного фонда (полезащитная полоса совхоза «пионер» в 10 квартале лесного фонда).

Согласно протоколу исследования проб грунта ЦЛАТИ по Волгоградской области-филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от ДД.ММ.ГГГГ №..., по результатам аналитического контроля отобранных на месте разлива нефти проб почвы в месте разлива нефтепродуктов в результате прорыва подземного нефтепровода, принадлежащего ООО «РИТЭК», в ..., обнаружено превышение допустимого уровня содержания нефтепродуктов в почве в 401,76 раз.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по Волгоградской области сумма ущерба окружающей природной среде, причиненного в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ прорыва нефтепровода составляет 4455000 руб.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, причин уважительности неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Истец не возражает рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в связи с чем, и на основании ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствие со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствие со ст.3 ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.14 ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст.46 ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В соответствии ч.1, 2, 3 ст.77 ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Камышинского района по факту прорыва нефтепровода, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 час. 45 мин. в районе 153 километра автомобильной дороги «Волгоград-Сызрань» на территории Антиповского сельского поселения Камышинского муниципального района произошел прорыв нефтепровода СПН «Антиповка»-СПН «Южный Умет» диаметром 190мм, принадлежащего ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК».

В результате аварии на местности образовались 3 нефтяных пятна: 2 пятна размерами 30Х15 метров 1 пятно -40Х15 метров (общая площадь загрязненной территории –около 900 кв.метров).

По информации ГКУ ВО «Камышинское лесничество», территория, на которой произошел прорыв нефтепровода, относится к землям лесного фонда (полезащитная полоса совхоза «пионер» в 10 квартале лесного фонда).

Согласно протоколу исследования проб грунта ЦЛАТИ по Волгоградской области-филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» от ДД.ММ.ГГГГ №..., по результатам аналитического контроля отобранных на месте разлива нефти проб почвы в месте разлива нефтепродуктов в результате прорыва подземного нефтепровода, принадлежащего ООО «РИТЭК», в ..., обнаружено превышение допустимого уровня содержания нефтепродуктов в почве в 401,76 раз.

Согласно информации Управления Росприроднадзора по Волгоградской области сумма ущерба окружающей природной среде, причиненного в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ прорыва нефтепровода составляет 4455000 руб.

При таких обстоятельствах, исковые требования Прокурора Камышинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах РФ к ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК» о взыскании ущерба суд считает необходимым удовлетворить и взыскать с территориально-производственного предприятия открытого акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» в доход Российской Федерации денежные средства в сумме 4455000 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ прорыва нефтепровода СПН «Антиповка»-СПН «Южный Умет». Денежные средства подлежат зачислению на счет в ГКЦ ГУ Банка ...

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так как в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, освобожден от обязанности по уплате судебных расходов, поэтому, вследствие полного удовлетворения судом его исковых требований, государственная пошлина в размере 4000 руб., определенном в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Камышинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах РФ к ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК» о взыскании ущерба удовлетворить.

Взыскать с территориально-производственного предприятия открытого акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» в доход Российской Федерации денежные средства в сумме 4455000 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ прорыва нефтепровода СПН «Антиповка»-СПН «Южный Умет». Денежные средства подлежат зачислению на счет в ГКЦ ГУ Банка ...

Взыскать с территориально-производственного предприятия открытого акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней.

Заочное решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда, в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене решения суда.

Судья подпись Артеменко И.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200