№ 2-2202/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации гор. Волгоград 11 мая 2012 года Центральный районный суд гор. Волгограда в составе: председательствующего судьи Осадчего Я.А., при секретаре судебного заседания Пономаревой Е.Ю., с участием представителя истца Мирзабекова Н.Р. – Городецкой Е.В., представителя ответчика – ГУ МВД России по ... Галицкой Е.Н., представителя ответчика - УМВД России по ... Правкина М.С., представителя ответчика – Комитета по строительству Администрации ... Александрова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирзабекова Н.Р. к Главному управлению МВД России по ..., Управлению МВД России по ..., Администрации ..., Комитету по строительству Администрации ... о признании действий незаконными, понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с исковым заявлением к Управлению МВД России по ..., Администрации ... о признании действий незаконными, понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата. Свои требования мотивировал тем, что он проходил службу в УВД по ... в должности ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ушел на пенсию по выслуги лет и имеет 27 года стажа работы в органах МВД. ДД.ММ.ГГГГ он и его семья, ..., была включена в список №... сотрудников ... УВД ..., нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии УВД ... №... от ДД.ММ.ГГГГ он включен в списки кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата как пенсионер ... УВД .... В период службы в МВД он вместе со своей семьей проживал и был прописан в общежитии Учреждения ... по адресу: ..., но ДД.ММ.ГГГГ в результате реконструкции ... здание общежития было переоформлено в нежилой фонд, и выселены без предоставления жилой площади. Не имея другого места для проживания, он с семьей был вынужден переехать в жилой дом, расположенный по адресу: ..., где проживает по настоящее время. Указанный жилой дом не пригоден к круглогодичному проживанию, так как в нем нет отопления и воды, жилой дом находится в оползневой зоне и подлежит сносу. В настоящее время жилой дом требует капитального ремонта, а дальнейшее проживание в нем невозможно. ДД.ММ.ГГГГ произошла перерегистрация пенсионеров МВД РФ, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Его право на получение жилищного сертификата было подтверждено. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его порядковый номер в очереди на получение сертификата не изменился, на протяжении 17 лет он состоит в очереди на получение жилья. Истец считает, что действиями ответчиков по непредоставлению в срок государственного жилищного сертификата нарушены его жилищные права. В связи с этим истец просит признать незаконными действия УМВД России по ..., Администрации ..., связанные с нарушением права на своевременное обеспечение жилым помещением путем выдачи Государственного жилищного сертификата, обязать в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить его и членов семьи жилым помещением путем выдачи государственного жилищного сертификата. В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчиков привлечены Главное управление МВД России по ..., Комитет по строительству Администрации ..., в связи с чем представитель истца Мирзабекова Н.Р. – Городецкая Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования, просила признать незаконными действия Администрации ..., УМВД России по ..., ГУ МВД России по ..., связанные с нарушением права истца на своевременное обеспечение жилым помещением путем выдачи Государственного жилищного сертификата, обязать в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить его и членов семьи жилым помещением путем выдачи государственного жилищного сертификата. Представитель ответчика – ГУ МВД России по ... Галицкая Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает их незаконными и необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Представитель ответчика - УМВД России по ... Правкин М.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Представитель ответчика – Комитета по строительству Администрации ... Александров А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указав, что истец в правоотношения с Администрацией ... не вступал, по поводу выдачи государственного сертификата не обращался. Представитель Администрации ... в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомлен. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" жилищные сертификаты - это особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на: - приобретение квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов; - получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Порядок участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 «О целевой программе «Жилище» на 2011-2015годы», где установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г. утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 21 марта 2006г. №153 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы. В соответствии с п. 2 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 522 (далее - Правила), государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее - субсидия). Сертификат не является ценной бумагой. Согласно п. 3 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределении жилой площади, утвержденного Приказом МВД России от 24.05.2003г. № 345 «Об упорядочении учета лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел», учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. В судебном заседании установлено, что Мирзабеков Н.Р. проходил службу в УВД по ... в должности ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом УВД ... №... от ДД.ММ.ГГГГ был уволен по п.»б» ст.58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. ДД.ММ.ГГГГ Мирзабеков Н.Р. на заседании жилищно-бытовой комиссии УВД ... был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи .... В силу подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (ранее 2002-2010), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г.№ 153 (далее - Правила), право на участие в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001г.№ 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее - Подпрограмма), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Правилами выпуска и реализаций государственных жилищных сертификатов предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан - участников Подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер. В соответствии с пунктом 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику Подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники Подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники Подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Пунктом 36 Правил определено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников Подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил. Согласно пункту 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (пункт 32 Правил). Из материалов дела следует, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирующим сводный список категории лиц, к которой относится истец, является ГУ МВД России по .... Из пояснений представителя ответчика - УМВД России по ... Мирзабеков Н.Р. ДД.ММ.ГГГГ включен Управлением МВД России по ... в списки кандидатов на получение жилищного сертификата. Управлением МВД России по ... в адрес ГУ МВД России по ... ДД.ММ.ГГГГ направлено учетное дело Мирзабекова Н.Р. для рассмотрения вопроса о предоставлении государственного жилищного сертификата, которые будут рассмотрены на очередном заседании Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по .... Кроме того, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 указанных выше Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее- подразделения) или в органным местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление(рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1 и (1.1), №5 к которому прилагают следующие документы (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008г. №257) а) граждане, указанные в подпункте «а» - «в» пункта 5 настоящих Правил: справка об общей продолжительности военной службы; выписка из приказа об увольнении – для граждан, уволенных с военной службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) – для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). Допрошенные в судебном заседании старший инспектор по работе с личным составом УМВД России по ... ФИО2, секретарь ЖБК ГУ МВД России по ... ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее времени Мирзабековым Н.Р. не представлены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о получении жилищного сертификата – правоустанавливающие документы на дом ..., где в настоящее время проживает истец с семьей. В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (с извл.). У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности показаний указанных свидетелей, которые не являются заинтересованными лицами, оснований для оговора истца судом не установлено. Кроме того, свидетели предупреждались об уголовной ответственности по ст. 307-308 УК РФ. Согласно справке МУП «... межрайонное бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ №... домовладение ... является самовольной постройкой. Земельный участок по указанному адресу для индивидуального жилищного строительства не отводился. Указанное домовладение числится за ФИО1 (супругой истца) как за пользователем без юридических документов. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По смыслу ст. 253, 255 ГПК РФ, для признания незаконными действий (бездействия) органов и должностных лиц и признания недействительными вынесенных ими постановлений должны соблюдаться одновременно два условия: первое – оспариваемый акт либо действия не соответствуют закону и второе - указанный акт либо действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя. В данном случае истцом не представлено доказательств нарушения ответчиками его жилищных прав. Таким образом, судом не установлен факт бездействия ответчиками УМВД России по ..., ГУ МВД России по ... при рассмотрении вопроса о включении его в список на получение государственного жилищного сертификата. Доводы истца о том, что на Администрации ... и Администрации ... лежит обязанность по рассмотрению вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата, основаны на неверном толковании закона. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования к ответчикам о признании действий незаконными, понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Мирзабекова Н.Р. к Главному управлению МВД России по ..., Управлению МВД России по ..., Администрации ..., Комитету по строительству Администрации ... о признании действий незаконными, понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме - 16.05.2012. Судья Я.А.Осадчий Именем Российской Федерации