№ 2-3907/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации гор.Волгоград 23 мая 2012 года Центральный районный суд гор. Волгограда в составе: председательствующего судьи Осадчего Я.А., при секретаре судебного заседания Пономаревой Е.Ю., с участием: истцов Прониной М.В., Филюковой Л.А., Галкиной Л.Н., Бутенко Л.Г., представителя ответчика Администрации Волгограда – Гик Е.Г., представителя ответчика Волгоградской городской Думы – Грачевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прониной М.В., Филюковой Л.А., Кирсановой И.Е., Галкиной Л.Н., Турбиной И.А., Бутенко Л.Г. к Администрации Волгограда, Волгоградской городской думе о возложении обязанности по изданию нормативного акта об индексации заработной платы в отношении работников Дзержинского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, по проведению индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, УСТАНОВИЛ: Истцы Пронина М.В., Филюкова Л.А., Галкина Л.Н., Бутенко Л.Г., Кирсанова И.Е., Турбина И.А. обратились в суд с исками к Администрации Волгограда, Волгоградской городской Думе о возложении обязанности по изданию нормативного акта об индексации заработной платы в отношении работников Дзержинского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по проведению индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Свои требования мотивируют тем, что в настоящее время находятся в трудовых отношениях с Дзержинским территориальным управлением департамента по образованию Администрации Волгограда. Лицам замещающим выборные муниципальные должности, и муниципальным служащим исполнительных органов городского самоуправления Волгограда, работникам, не замещающим муниципальные должности муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительных органов городского самоуправления Волгограда, и работников, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Волгограда три раза производилась индексация заработной платы, что подтверждается Постановлениями Главы города Волгограда, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ, решением №... от ДД.ММ.ГГГГ Однако вышеперечисленные документы не получили своего распространения в отношении работников Дзержинского территориального управления департамента по образованию Администрации Волгограда, а именно работников службы технического надзора и централизованной бухгалтерии. Считают, что с учетом постоянного роста цен на потребительские товары и услуги влечет за собой необходимость корректировки размеров заработной платы с учетом увеличивающегося прожиточного минимума, а также нарушают права, гарантированные ст. 21 ТК РФ. Истцы просят обязать ответчиков издать нормативный акт об индексации заработной платы в отношении работников Дзержинского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать произвести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство гражданские дела №..., №..., №..., №... №..., №... по иску Прониной М.В., Филюковой Л.А., Галкиной Л.Н., Бутенко Л.Г., Кирсановой И.Е., Турбиной И.А. к Администрации Волгограда, Волгоградской городской Думе о возложении обязанности по изданию нормативного акта об индексации заработной платы в отношении работников Дзержинского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., по проведению индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истцы Пронина М.В., Филюкова Л.А., Галкина Л.Н., Бутенко Л.Г. просили удовлетворить исковые требования в полном объеме. В судебное заседание истцы Кирсанова И.Е., Турбина И.А. не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Согласно просительной части исковых заявлений просили рассмотреть дело без их участия. Представитель ответчика Администрации Волгограда – Гик Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что должности истцов не относятся к должностям муниципальной службы или бюджетных учреждений, поскольку они являются работниками территориального управления департамента по образованию Администрации Волгограда. Повышение заработной платы у муниципальных служащих в указанный период истцами не производилась. Средства для индексации заработной платы в бюджет не заложены. Соответствующего нормативного акта Волгоградской городской Думой не издавалось. Считает, что возложение обязанности на орган местного самоуправления издания правового акта, выходит за рамки способа защиты права. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика Волгоградской городской Думы – Грачева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что поскольку действующим федеральным, региональным, муниципальным законодательством порядок индексации не установлен. Решение Волгоградской городской Думы от 14.07.2010 г. №35\1056 «Об утверждении Положения об оплате труда работников, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда» на который ссылаются истцы, носит рекомендательный характер. Представила письменное возражение, которое приобщено к материалам дела. Суд, выслушав истцов, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы в соответствии со ст.134 ТК РФ включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. В силу ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Оплата труда работников централизованных бухгалтерий и групп технического надзора при комитете образования администрации Волгограда регламентирована Решением Волгоградской городской Думы от 20.09.2006г. №43\768 «Об условиях оплаты труда работников централизованных бухгалтерий и групп технического надзора за капитальным и текущим ремонтов при комитете по образованию администрации Волгограда и при органах управления образованием администраций районов Волгограда». Пунктом 5 указанного Решения предусмотрено, что индексация должностных окладов работников централизованных бухгалтерий и групп технического надзора за капитальным и текущим ремонтом при комитете по образованию администрации Волгограда и при органах управления образованием администраций районов Волгограда производить в размерах и сроки, предусмотренные для муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда, на основании решения Волгоградской городской Думы. Вопросы регулирования прохождения муниципальной службы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, даваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации - Волгоградской области действует Закон Волгоградской области от 11.02.2008 № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», которым установлены виды выплат в качестве оплаты труда муниципальному служащему. Статья 4 Закона к должностному окладу муниципального служащего устанавливает ежемесячные и иные дополнительные выплаты к должностному окладу. Размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу муниципального служащего устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования. В ходе судебного заседания установлено, что Пронина М.В. с ДД.ММ.ГГГГ находится в трудовых отношениях с территориальным управлением департамента по образованию Администрации Волгограда, Филюкова Л.А. - с ДД.ММ.ГГГГ, Галкина Л.Н. - с ДД.ММ.ГГГГ, Бутенко Л.Г. - ДД.ММ.ГГГГ, Кирсанова И.Е. – с ДД.ММ.ГГГГ, Турбина И.А. – с ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства подтверждаются копиями трудовых книжек и не оспариваются ответчиками в судебном заседании. С ДД.ММ.ГГГГ индексация заработной платы вышеуказанным работникам не производилась. Согласно ст. 3 Федерального закона № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также указанный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В соответствии с п.п. 3 п.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Статья 22 настоящего закона определяет, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Действующим Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 года №1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» предусмотрено, что должностному окладу муниципального служащего устанавливаются следующие ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка за выслугу лет в зависимости от стажа муниципальной службы; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; денежное поощрение: (а) по итогам службы за год в зависимости от личного вклада муниципального Размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностному окладу муниципального служащего устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования. Решением Волгоградской городской Думы от 14 июля 2010 года № 35/1056 «Об утверждении Положения о денежном муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда» (на которое суд сослался в решении) администрации г. Волгограда было рекомендовано предусмотреть в проекте бюджета на ДД.ММ.ГГГГ средства на индексацию должностных окладов и ежемесячной надбавки за классный чин муниципальных служащих органов местного самоуправления Волгограда и избирательной комиссии Волгограда за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами. Однако, индексация заработной платы за прошедший период возможна при принятии об этом решения Волгоградской городской Думы. Как следует из материалов дела и подтверждено сторонами, такое решение представительным органом местного самоуправления, не принималось. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Согласно ст. ст. 10 и 73 Конституции Российской Федерации подп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование в субъекте Российской Федерации по предметам его ведения и совместного ведения с Российской Федерацией осуществляется представительным органом власти субъекта Российской Федерации, который в пределах этих полномочий обладает всей полнотой государственной власти. Обжалование действий этих органов власти в связи с отсутствием законодательного урегулирования каких-либо вопросов и правоотношений в судебном порядке не предусмотрено и принятие решений, обязывающих их к принятию соответствующих нормативных правовых актов, в компетенцию суда не входит. Таким образом, основанием для проведения индексации является соответствующее решение Волгоградской областной Думы, которое представительным органом местного самоуправления не принималось. При этом, учитывая конституционный принцип разделения властей, суд не вправе вмешиваться в законотворческую деятельность. Доводы истцов на Постановления Главы города Волгограда, №... от ДД.ММ.ГГГГ, №... от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которыми проводилась индексация заработной платы лицам замещающим выборные должности, муниципальным служащим, работникам, не замещающим муниципальные должности и осуществляющих техническое обеспечение деятельности исполнительных органов городского самоуправления несостоятельна, поскольку указанные правовые акты регламентируют повышение оплаты труда работникам муниципальных учреждений Волгограда. При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении обязанности на ответчиков издать нормативный акт об индексации заработной платы в отношении работников Дзержинского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, и провести индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуг. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прониной М.В., Филюковой Л.А., Кирсановой И.Е., Галкиной Л.Н., Турбиной И.А., Бутенко Л.Г. к Администрации Волгограда, Волгоградской городской думе о возложении обязанности по изданию нормативного акта об индексации заработной платы в отношении работников Дзержинского территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, по проведению индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Я.А.Осадчий Именем Российской Федерации
служащего в общие результаты работы; б) ежемесячное денежное поощрение; в) материальная помощь).