о признании постановления незаконным



Дело №2-2058-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 года

Центральный районный суд г.Волгограда

в составе председательствующего судьи Троицковой Ю.В.,

При секретаре Хантуевой Ю.А.,

С участием представителей истца, представителя ответчика,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гринько И.П. к Главе Администрации Волгограда, Управлению по жилищной политике Администрации Волгограда о признании незаконным постановления, постановке на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Гринько И.П. обратился в суд с иском к Главе Администрации Волгограда, Управлению по реализации жилищной политики Администрации Волгограда, в котором просит признать недействительным постановление ... от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации Волгограда «О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; признать истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основаниям ст.51 ЖК РФ; обязать ответчиков принять Гринько И.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в .... В обоснование иска указано, что является инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.. ДД.ММ.ГГГГ его представителем в отдел по работе с населением ... Управления по жилищной политике администрации Волгограда подано заявление о постановки истца на учет, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Волгограда ... «О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма было отказано. С данным постановлением он не согласен. В настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства и проживает по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в домовладении расположенном по адресу: ..., принадлежащим на праве собственности ФИО5. Истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на том основании, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ и в соответствии с п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и в связи с не предоставлением документов, предусмотренные ч.4 ст. 52 ЖК РФ. С данными выводами истец не согласен. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: .... В отдел по работе с населением ... Управления по жилищной политике администрации Волгограда истцом была предоставлена справка, выданная ... о том, что ни за ним, ни за его супругой жилья на праве собственности в ... и ... не значится, и то, что в приватизации также не участвовали. Также была предоставлена справка, из которой следует, что объекта недвижимости по адресу: ...,
67. по данным БТИ не значится. Также истец не согласен с тем, что им умышленно были ухудшены жилищные условия. Действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в домовладении общей площадью 92, 4 кв.м., по адресу: ..., принадлежащей на праве собственности ФИО11. В данном домовладении он был зарегистрирован на основании договора найма. А согласно справке о составе семьи, следует, что членом его семьи является только его супруга ФИО6.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представители истца-Попова Н.А., Пуршева О.И., действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали.

Представитель Администрации Волгограда-Мальцев Р.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что истцу правомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также, просил прекратить производство по делу, поскольку Гринько вправе оспорить постановление главы Волгограда в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. По указанным основаниям, предусмотренный способ защиты права путем подачи иска в настоящем случае не применим.

Представители Управления по жилищной политике Администрации Волгограда и Комитета по строительству и ЖКХ Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены.

Суд, выслушав представителей истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветеранам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Гринько И.П. является участником Великой Отечественной войны и относится к категории граждан, которые при признании их нуждающимися в жилых помещениях, могут претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением и необходимым документами о постановки истца на учет, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Волгограда ... «О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отказано.

В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа в постановке на учет явились следующие основания. Гринько И.П., снявшись с регистрационного учета по адресу: ... вселившись по адресу: ... ухудшил своим жилищные условия и в соответствии со ст.53 ЖК РФ не подлежит принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Кроме того, представителем Пуршевой О.И. не представлены документы, предусмотренные ст.7 Закона Волгоградской области от 01.12.2004г. №1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно: справка федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках, совершенных гражданином ФИО9 с жилыми помещениями за пять лет, предшествующих дню обращения с заявлением о принятии на учет; копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности, возникшее по вступления в силу ФЗ от 21.07ю1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на домовладение по адресу: ....

Однако, с данным отказом суд не может согласиться в силу следующего.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гринько И.П. был зарегистрирован составом семьи два человека он и его супруга ФИО10 по месту жительства в домовладении по адресу: ..., выбыли в ....

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гринько И.П., его жена ФИО6 проживали и были зарегистрированы по адресу: ... по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ. В данном домовладении проживают его дочь ФИО11 и ее сын ФИО12. Домовладение общей площадью 92,4 кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО11

С ДД.ММ.ГГГГ Гринько И.П. и его супруга ФИО6 проживают и зарегистрированы в домовладении по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ..., принадлежащем на праве собственности ФИО5. В данном домовладении общей площадью 64,4 кв.м. зарегистрировано и проживает всего 8 человек.

Данное обстоятельство подтверждается копиями справок из учетного дела, представленного администрацией Волгограда (л.д.41-43).

В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской
Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,

предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

С 01.03.2005 учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлена в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека (постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 № 19/342).

Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19.04.2007 № 258-0-0 разъяснил, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

По смыслу указанных норм, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют убедительные доказательства совершения истцом умышленных действий направленных на ухудшение жилищных условий.

Как пояснила в судебном заседании представитель истца-переезд истца и его супруги из ... был вызван тем, что он и его жена являются пожилыми людьми, часто болеют, в данном населенном пункте отсутствует медицинское учреждение. Кроме того, данное домовладение не соответствует бытовым условиям для жизни инвалида: отсутствует горячая вода, холодный туалет находится вне дома, нет ванной, отсутствует централизованное отопление, дом отапливается углем.

Данное обстоятельство подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией сельского поселения (л.д.24).

Как следует из справок (л.д.25,27) домовладение по адресу: ... в качестве объекта недвижимости не значится. За Гринько И.П. и ФИО6 жилья на праве собственности в ... и ... не значится, в приватизации не участвовали.

Также, истцом при подаче заявления о постановке его на учет были предоставлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми за ФИО6 и Гринько И.П. зарегистрировано право собственности только на земельный участок для сельскохозяйственного производства.

При указанных обстоятельствах нельзя прийти к выводу о том, что истец совершил умышленные действия, которые привели к искусственному ухудшению жилищных условий.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этой же статьей Конституции Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для осуществления права граждан на жилище.

Поскольку на Администрацию Волгограда действующим законодательство возложена обязанность по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает необходимым обязать Администрацию Волгограда принять Гринько И.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

В иске к Управлению по жилищной политике Администрации г.Волгоград суд считает необходимым отказать как к ненадлежащему ответчику.

Также, суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что производство по данному заявлению подлежит прекращению, поскольку положения гражданского процессуального кодекса РФ не предусматривают возможность прекращения производства по заявлению, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, по основаниям, указанным ответчиком. Представителем ответчика не учтены положения ст. 221 ГПК РФ, устанавливающей, что прекращение производства по делу препятствует повторному обращению заявителя в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гринько И.П. к Главе Администрации Волгограда о признании незаконным постановления, постановке на учет, удовлетворить.

Признать незаконным Постановление главы Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ... «О принятии, отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа Гринько И.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать Администрацию Волгограда принять Гринько И.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

В иске к Управлению по жилищной политики Администрации Волгограда Гринько И.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда, с момента изготовления мотивированного решения суда, то есть с 22 марта 2011г..

Судья Ю.В.ТРОИЦКОВА