об обязании зарегестировать право муниципальной собственности на объект культурного наследия



Дело № 2-2278-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2011 года г. Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Троицковой Ю.В.,

при секретаре Головко О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации Волгограда об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на объект культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Волгограда обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации Волгограда, в котором просит обязать ответчика в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия регионального значения-..., постройки 1940-1950-х годов, расположенное по адресу: .... В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Волгограда проведена проверка исполнения администрацией Волгограда законодательства об охране объектов культурного наследия, в части организации государственной охраны памятника архитектуры и градостроительства - ..., постройки 1940-1950-х годов. В соответствии со Списком объектов культурного наследия, находящихся на территории ..., подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», ..., постройки 1940-1950-х годов, расположенное по адресу: ..., является Памятником архитектуры и градостроительства регионального значения. Данный объект учтен в реестре муниципального имущества Волгограда. Передача вышеуказанного указанного объекта в муниципальную собственность произведена по основаниям, указанным в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В силу п.п. 3, 18 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с п. 9 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 73-ФЗ) под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе, относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 73-ФЗ источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации; внебюджетные поступления; местные бюджеты.

Статьёй 33 Закона № 73-ФЗ определены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия. Так, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

При этом государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведение реестра; согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; выдачу в случаях, установленных законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; контроль за состоянием объектов культурного наследия; иные мероприятия, проведение которых отнесено к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 48 Закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 4, 12 Закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).

Исходя из положений ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В нарушение указанных требований закона, право муниципальной собственности на данный объект культурного наследия администрацией Волгограда до настоящего времени не зарегистрировано.

Указанное бездействие администрации г. Волгограда, по мнению прокурора, нарушает интересы Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия и конституционные права неопределенного круг лиц на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, на защиту и сохранение историко-культурной среды обитания.

В судебном заседании прокурор Бородаева И.А. уточнила исковые требования и просила обязать администрацию г. Волгограда в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия регионального значения -..., постройки 1940-1950-х годов, расположенное по адресу: ... в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области.

Представитель ответчика Администрации Волгограда-Ряховская Т.А. и представитель третьего лица Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда-Спиридонова О.Ю., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица Комитета по культуре Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил удовлетворить требования прокурора и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Как следует из искового заявления, в ходе проведения проверки исполнения администрацией Волгограда законодательства об охране объектов культурного наследия, в части организации государственной охраны памятника архитектуры и градостроительства -..., расположенного по адресу: ..., прокуратурой города Волгограда было установлено, что право муниципальной собственности на вышеуказанное здание, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не зарегистрировано. По мнению истца, данные обстоятельства, свидетельствуют о бездействии ответчика, которое нарушает интересы Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия и конституционные права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, на защиту и сохранение историко-культурной среды обитания.

Однако, суд не может согласиться с данным выводом.

Как следует из материалов дела и данное обстоятельство прокурором не оспаривается, право собственности муниципального образования Волгоград на здание ..., расположенное по адресу: ... возникло в 1991 году, в силу прямого указания закона. Указанное помещение было включено в реестр муниципального имущества Волгограда на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе краев РФ, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность» (л.д.22).

В силу пункта 4 части 2 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, отсутствие регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества не может расцениваться как нарушение требований законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Аналогичные положения содержится и в пункте 2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 02.12.2003 N 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».

Из указанных норм, следует, что истец в обоснование заявленных требований должен не только обосновать, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации и какие права неопределенного круга лиц нарушены, но и обосновать каким образом действия (бездействия) ответчика нарушают указанные права.

Вместе с тем, истцом не указано, каким образом нарушение действующего законодательства - отсутствие регистрации права муниципальной собственности на объект культурного наследия нарушает интересы Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия и конституционные права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, на защиту и сохранение историко-культурной среды обитания».

Кроме того, суд считает, что прокурором заявлены требования к ненадлежащему ответчику-Администрации Волгограда по следующим основаниям.

Из просительной части искового заявления следует, что обязанность по регистрации права муниципальной собственности на здание ..., расположенного по адресу: ... должна быть возложена на администрацию Волгограда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Таким образом, собственником вышеуказанного здания выступает не администрация Волгограда, поскольку в гражданско-правовых отношениях последняя сама является учреждением, а соответственно муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград.

Прядок участия публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен частью 2 статьи с 125 ГК РФ, в соответствии с которой от имени России и ее субъектов могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно пункту 2 этой статьи от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В пункте 3 указанной статьи предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 17.12.2008 N 13/383 «Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества администрации Волгограда», последний является лицом, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда.

Согласно пункту 3.8. указанного Положения подготовка и передача в установленном законодательством порядке документов в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации перехода права, права муниципальной собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, сделок, связанных с договорами долгосрочной аренды, купли-продажи, ипотеки и приватизации муниципальных жилищного и нежилого фондов Волгограда, а также хранение подлинных свидетельств, подтверждающих указанные права отнесены к функциям департамента муниципального имущества.

Аналогичные положения содержаться в Постановление администрации г. Волгограда от 06.12.2010 N 3348 «Об утверждении административных регламентов исполнения муниципальных функций департаментом муниципального имущества администрации Волгограда», которым утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции «Подготовка и передача в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке документов в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации перехода права, права муниципальной собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, сделок, связанных с договорами долгосрочной аренды, купли-продажи, ипотеки и приватизации муниципальных жилищного и нежилого фондов Волгограда, а также хранение подлинных свидетельств, подтверждающих указанные права». Согласно пункту 1.3. указанного регламента муниципальная функция исполняется департаментом муниципального имущества администрации Волгограда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора о понуждении Администрации Волгограда в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на объект культурного наследия регионального значения-..., постройки 1940-1950-х годов, расположенное по адресу: ..., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней с момент изготовления мотивированного решения, то есть с 28.03.2011г..

Судья Ю.В.ТРОИЦКОВА