решение по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ



Дело № 12-1029/10

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

гор. Волгоград 14 декабря 2010 года

Судья Центрального районного суда гор. Волгограда Артеменко И.С., с участием представителя заявителя – Григорьевой Н.В., действующей на основании доверенности 2010 года, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области Карпенко М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора – Чепуркова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Бионт» Овчарова Геннадия Васильевича на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области – заместителя главного государственного санитарного врача по Волгоградской области Пешкова Ю.В. №-п от 28 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области – заместителя главного государственного санитарного врача по Волгоградской области Пешкова Ю.В. №-п от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Бионт» Овчаров Геннадий Васильевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Овчаров Г.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление как незаконное и необоснованное и прекратить производство по делу, мотивировав тем, что на базе «Покровка» ООО «Бионт» действительно имеются 2 подземные скважины для водопотребления, на которые имеются санитарно - эпидемиологические заключения, выданные до введения ст.1.7 ч.2 КоАП РФ, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное право нарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Кроме того, в постановлении прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ одним из доказательств вины приводится нарушение ст. 43 Водного кодекса РФ (без указания прокурором частей этой статьи), при этом ч.3 этой статьи гласит - порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого хозяйственно бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. Однако, в постановлении о назначении административного наказания даже не указано, в чем выражается нарушение Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах», и какую статью этого нормативно-правового акта он нарушил. Между тем, орган, рассмотревший дело, фактически использует для доказательства вины заявителя ч.2,(а не часть 3) ст.43 Водного кодекса РФ, где говорится об установлении зон санитарной охраны для водных объектов. Также, Овчарову Г.В. вменяется нарушение п.3. 2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны
санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; выразившееся в нахождении крытого навеса на территории первого пояса зоны санитарной охраны. Смотрим этот пункт - «Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений». Однако крытый досчатый навес, как считает заявитель, никак не может быть признан хозяйственно – бытовым зданием.

В судебное заседание лицо в отношении, которого вынесено постановление Овчаров Г.В., не явился, его интересы представляет Григорьева Н.В., которая доводы жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области Карпенко М.В., действующая на основании доверенности и представитель Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Чепурков О.С., просили отказать в удовлетворении жалобы за ее необоснованностью.

Выслушав представителей заявителя, Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области и Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.1 ч.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

В соответствии с ч. 2 ст. 8. 42 КоАП РФ использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

20 сентября 2010 года в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения санитарного законодательства в деятельности ООО «Бионт», расположенном по адресу: Волгоградская область, Ленинский район, с. Покровка, были выявлены нарушения СаНПиН 3.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначении».

Общество с ограниченной ответственностью «Бионт» зарегистрировано по
вышеуказанному адресу в качестве самостоятельного юридического лица с
ДД.ММ.ГГГГ и действует на основании устава, утвержденного Протоколом
общего собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ №. Предметом деятельности
Общества является наиболее полное удовлетворение общественных потребностей
в разнообразных услугах. Основными видами деятельности является, в том числе
и создание условий для организации туристического отдыха граждан. Общество
является собственником базы отдыха «Покровка», которая расположена в 500 м
ниже по течению <адрес> от <адрес> Волгоградской
области и полностью расположена в водоохраной зоне реки Волга.

Для осуществления питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ООО «Бионт» использует две скважины; первая скважина глубиной 23 м, с
расчетным водопотреблением 5 м3/сут (2004 год постройки), вторая скважина
глубиной до 25 м с расчетным водопотреблением 1 м3/час (2005 год постройки).
Скважины являются источником централизованного водоснабжения всей базы
отдыха «Покровка», через систему водопровода вода после очистки подается в
жилые и служебные помещения базы, не только для обеспечения своих нужд, но и
водообеспечения жизнедеятельности отдыхающих.

Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение,
проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию,
эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных
объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на
окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области
охраны окружающей среды.

Согласно п. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей.

В силу ст. 43 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, для целей
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться
защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и
подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей
определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок
использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения в свою очередь устанавливается законодательством о
недрах.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением
Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны
источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН
2.1.4.1110-02».

Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования
к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения.

Пунктом 1.4 настоящих СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех
водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих
воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью
создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения
источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на
которых они расположены.

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной
охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по
улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению
загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования
территорий трех поясов ЗСО.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект ЗСО с планом
мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-
эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего
утверждается в установленном порядке.

Согласно п.1.17. отсутствие утвержденного проекта ЗСО. не является
основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов,
расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных
предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых
настоящими СанПиН.

Согласно раздела 3.2. указанного СанПиН, целью мероприятий на
территории ЗСО подземных источников водоснабжения является сохранение
постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и
предупреждения возможности ее загрязнения.

Кроме того, в первом поясе ЗСО не допускаются все виды строительства, не
имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и
расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов
различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий,
проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. Во втором поясе ЗСО
запрещается размещение складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других
объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Однако, как установлено в ходе проверки указанные требования
природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в
деятельности ООО «Бионт», при эксплуатации источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения (артезианских скважин) базы отдыха
«Покровка» не соблюдаются.

Так, в ходе проверки было установлено, что в первом поясе ЗСО первой
скважины глубиной 23 м, с расчетным водопотреблением 5 м3/сут (2004 год
постройки) размещены хозяйственно-бытовые постройки, не имеющие
непосредственного отношения к эксплуатации указанной скважины, а именно:
крытый навес, в котором находится сварочный аппарат и различные
приспособления к газовой и электросварке, пустые емкости от горюче-смазочных
материалов, металлолом не сортированный и др. При этом данный навес не имеет
твердого напольного покрытия, все перечисленные отходы и приспособления
размещены на не защищенном грунте, что в свою очередь не исключает
возможности химического загрязнения подземного источника водоснабжения.
Кроме того, как в первом, так и во втором поясе ЗСО также имеются различного
типа хозяйственно-бытовые строения, не имеющие отношения к эксплуатации
указанной скважины (л.д.20-21).

Вторая скважина глубиной до 25 м с расчетным водопотреблением 1 м3/час
(2005 год постройки) расположена в жилом помещении. Вместе с тем, в
непосредственной близости (2-5 метров) имеется место накопления твердых
бытовых отходов, происходит их погрузка в транспорт, а также в
непосредственной близости (5-10) метров от жилого помещения, в котором
расположена скважина, имеются очистные сооружения хозяйственно-бытовых
сточных вод, что не исключает возможности загрязнения подземного источника
водоснабжения.

Данные нарушения подтверждаются справкой о проверке исполнения
законодательства об охране окружающей среды, объяснением представителя ООО
«Бионт», изложенными в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, и фотоматериалами.

Статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностного лица в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением
своих служебных обязанностей.

Овчаров Г.В. является генеральным директором ООО «Бионт» согласно решению № участника ООО «Бионт» от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, в действиях должностного лица ООО «Бионт»
- генерального директора Овчарова Геннадия Васильевича содержится состав
административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, а
именно, использование зоны санитарной охраны источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений,
установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с
законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или
законами субъектов Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается
совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало
противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные
последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их
допускало либо относилось к ним безразлично.

Довод заявителя о том, что санитарно-эпидемиологические заключения были выданы до введения в действия ст. 8. 42 КоАП РФ, в связи с чем ответственность до 30 июня 2010 года за данное правонарушение отсутствовала, судья находит необоснованным, поскольку Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым ужесточается административная ответственность за правонарушения в области недропользования, использования земельных участков и водных объектов, экологии, вводятся новые составы правонарушений, а также уточняются существующие, вступил в силу 31 марта 2010 года, а «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», действуют с 01 июня 2002 года.

Кроме того, довод заявителя о том, что на 2 подземные скважины для водопотребления имеются санитарно-эпидемиологические заключения, которые были выданы до введения ст. 8. 42 КоАП РФ, судья считает несостоятельными, поскольку на момент проведения проверки на источник водоснабжения проекты зоны санитарной охраны не были не представлены,

Голословным является и заявление Овчарова Г.В. о том, что ему незаконно вменяется нарушение п.3.2.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», поскольку из материалов дела следует, что на территории первого пояса зоны санитарной охраны размещены хозяйственно-бытовые постройки, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации скважины, а именно крытый навес, под которым находится сварочный аппарат и различные приспособления к нему, емкости из-под горюче-смазочных материалов, а также отсутствует напольное покрытие, что не исключает возможности загрязнения источника водоснабжения.

Непринятие генеральным директором ООО «Бионт» мер по надлежащему содержанию источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, которые являются источником централизованного водоснабжения жилых и служебных помещений базы отдыха «Покровка», в том числе и водообеспечения жизнедеятельности отдыхающих, может стать причиной причинения вреда их здоровью.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что генеральный директор ООО «Бионт» МУП «Управляющая компания» Овчаровым Г.В. не были приняты своевременные, достаточные и необходимые меры по устранению по надлежащему содержанию источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Постановление вынесено правомочным лицом, оно мотивированно, в нем дана оценка доводам заявителя, учтены все фактические обстоятельства дела, то есть полностью соответствует требованиям, предусмотренным ст. 29. 10 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8. 42 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого постановления, в связи с чем, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области – заместителя главного государственного санитарного врача по Волгоградской области Пешкова Ю.В. №-п от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Бионт» Овчаров Геннадий Васильевич признан виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Овчарова Г.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня вынесения решения.

Судья И.С. Артеменко