оставлено без изменения



Дело № 12-438/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г. Волгоград 17 июня 2011 года

Судья Центрального районного суда г.Волгограда Осадчий Я.А., с участием представителя заявителя Гончаровой А.В., представителей Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области Коистиниковой Е.И., действующей на основании доверенности № 15 от 25 мая 2011 г., и Бондарева А.В., действующего на основании доверенности № 3 от 07 февраля 2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Руднянский детский дом» Гончаровой Антонины Васильевны на постановление Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области № 09-01-23/13 от 03 мая 2011 г. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением первого заместителя председателя Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области № 09-01-23/13 от 03 мая 2011 г. главный бухгалтер Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Руднянский детский дом» Гончарова Антонина Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности с назначением административного наказания в размере 5000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Гончарова А.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы заявитель указал, что начислением компенсационных выплат работникам ГОУ «Руднянский детский дом», находящимся в контакте с ВИЧ-инфицированными детьми и детьми, носителями гепатита В, правомерными, основанными на нормах закона, защищающими социальные интересы работников и использованными на цели, соответствующие условим их получения, определенными и утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой расходов и лимитами бюджетных обязательств.

В судебном заседании заявитель Гончарова А.В. доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Также просила восстановить срок для подачи жалобы на указанное постановление в связи с поздним получением копии постановления..

Представители Коистиникова Е.И. и Бондарев А.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, поскольку ГОУ «Руднянский детский дом» не является учреждением, подведомственным Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области, применение нормы права, устанавливающей надбавку работникам учреждений здравоохранения является незаконным, в связи с чем было нарушено одно из правовых оснований получения бюджетных средств и тем самым допутило факты нецелевого использования бюджетных средств.

Судья, выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.1 ч.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1- 25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Согласно ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока для обжалования указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Поскольку процессуальный срок на подачу жалобы пропущен по уважительной причине, судья считает возможным данный срок восстановить.

Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом № 19-к от 16 августа 1995 г. Гончарова А.В. принята на должность главного бухгалтера ГОУ «Руднянский детский дом». Приказом № 40-п от 092 февраля 2010 г. Гончарова А.В. переведена на должность главного бухгалтера Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Руднянский детский дом».

В силу п. 12 должностной инструкции от 07.09.2009 № 229, главный бухгалтер ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете, главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет расходов учреждений, подписываются главных бухгалтером учреждения, без подписи которого являются недействительными. Данное обстоятельство не оспаривалось и самим заявителем.

Статьей 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, если это действие не подпадает под признаки уголовно наказуемого деяния, наказание за которое влечет назначение административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, а именно использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В судебном заседании было установлено, что за счет средств, выделенных их областного бюджета в соответствии с Законом Волгоградской области от 04.02.2010 № 119-ОД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Законом Волгоградской области от 20.12.2010 № 2139-0Д "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", бюджетной росписью расходов по смете Учреждения в соответствии приказом Минфина России приказом Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ." по главе 813 "Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области", разделу 0702 "Общее образование", целевой статье 4249900 "Детские дома, обеспечение деятельности подведомственных учреждений", виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями" произведены расходы на общую сумму 375,1 тыс. рублей, не предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами, определяющими единую систему оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений образования, подведомственных Комитету по образованию Администрации Волгоградской области, которая включает в себя, в том числе, выплаты компенсационного характера, размеры и порядок их применения, из них, исходя из установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственности (один год), сумма нецелевого использования бюджетных средств составила 232,4 тыс, рублей (в т.ч. по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" - 181,3 тыс. рублей, подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" - 51,1 тыс. рублей).

Проведенной выборочной проверкой установлено, что на основании приказов Учреждения от 01.09.2009 № 227-п, от 01.09.2010 № 291 "Об оплате труда работников", ежемесячно производится доплата за работу в контакте с ВИЧ- инфицированными детьми и носителями гепатита «В» в размере 30% от основного оклада 15 работникам: воспитателям Тарушкиной О.А., Дроботенко Н.Н., Петерс Н.А., Кононыгиной О.А., Киселевой Э.К.; помощникам воспитателей Кулибяшкиной В.В., Сахновой Т.В., Наумовой Н.М.; врачу-педиатру Райковой О.Б.; медицинским сестрам Шибаевой Е.В. и Ложкиной Н.М., Лубкиной т.г., Скорицкой Е.Н., Мещеряковой О.М.; психологу Антоновой А.А.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения "Об оплате труда работников
государственных бюджетных учреждений образования, подведомственных
Комитету по образованию Администрации Волгоградской области", утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 28.06.2010 № 280-п, предусмотрена единая система оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений образования, подведомственных Комитету по образованию Администрации Волгоградской области, которая включает в себя, в том числе, выплаты компенсационного характера, размеры и порядок их применения.

Вышеуказанным Положением, а также Перечнем и минимальными
размерами выплат компенсационного характера работникам государственных
бюджетных учреждений образования, подведомственных Комитету по
образованию Администрации Волгоградской области, согласно приложению 2, установленным постановлением Администрации Волгоградской области от
31.08.2009 № 316-п "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений образования, подведомственных Комитету по образованию Администрации Волгоградской области", действовавшим до 1 сентября 2010 года, данная выплата не предусмотрена.

За период с 01.04.2010 по 31.03.2011 указанным работникам
начислено и выплачено доплат, не предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами, согласно расчету доплат сотрудникам Учреждения за работу в контакте с ВИЧ-инфицированными детьми и детьми, носителями гепатита «В», с учетом начислений на выплаты по оплате труда, на общую сумму 232,4 тыс. рублей.

Выдача заработной платы работникам производилась на основании заявок на оплату расходов в соответствии с расчетно-платежными ведомостями на выплату заработной платы через Акционерный коммерческий Сберегательный банк рф - Еланское отделение Сберегательного банка РФ № 3990 г. Елань в соответствии с договором от 28.07.2009 г. № 11300563 на обслуживание расчетных операций с использованием банковских карт, в том числе:

·        по заявкам за апрель-декабрь 2010 года: от. 09.04.2010 № 433, от 21.04.2010 № 539, от 12.05.2010 № 617, от 21.05.2010 № 727, от 11.06.2010 № 862, от 23.06.2010 № 896, от 13.07.2010 № 1004, от 22.07.2010 № 1062, от 11.08.2010, № 1138, от 20.08.2010 № 1193, от 13.09.2010 № 1295, от 27.09.2010 № 1390, от 11.10.2010 № 1496, от 20.10.2010 № 1559, от 11.11.2010 № 1602, от 11.10.2010 № 1506, от 22.11.2010 № 1723, от 14.12.2010 № 1856, от 24.12.2010 № 2004, от 24.10.2010 № 2002, от 17.12.2010 N2 1921; перечисление страховых взносов в бюджет ФФОМС, ТФОМС, ПФР, ФСС производилось на основании заявок на оплату расходов, в том числе и по заявкам за апрель-декабрь 2010 года от 09.04.2010 №№ 445, 466, 448, 446, от 12.05.2010 №№ 648, 649, 645, 646, от 13.07.2010 №1022, 1023, 1019, 1020,1021, от 11.06.2010 №№ 871, 872, 869, 868, от 11.08.2010 №№ 1145, 1146, 1143, 1142, от 11.06.2010 № 870, от 13.09.2010 № 1306, 1307, 1305, от 11.10.2010 №№ 1500, 1501, 1498, 1497, 1499, от 11.11.2010 №№ 1611, 1610, 1608, 1609,1612, от 14.12.2010 №№ 1869, 1870, 1867, 1866, 1868, от 24.12.2010 № 2006;

·        по заявкам за январь-март 2011 года: от 26.01.2011 N2 20, от 25.01.2011 № 1, от 17.02.2011 № 51, от 25.02.2011 № 97, от 16.03.2011 № 158, от 25.03.2011 № 226, от 12.04.2010 № 311, перечисление страховых взносов в бюджет ФФОМС, ТФОМС, ПФР, ФСС производилось на основании заявок на оплату расходов, в том числе и по заявкам за январь-март 2011 года от 25.01.2011 № 8, от 17.02.2011 №№ 58,57, 56, 55, 79, от 22.03.2011 №№ 219. Все указанные заявки на оплату расходов подписаны лично главным бухгалтером Учреждения А.В. Гончаровой.

Также выдача заработной платы работникам производилась через ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" (ОАО "Россельхозбанк") дополнительный офис Волгоградского регионального филиала ОАО
"Россельхозбанк" в р.п. Рудня в соответствии с договором от 30.04.2010 года № 2 на обслуживание расчетных операций с использованием банковских карт, в том числе:

·        по заявкам за апрель-декабрь 2010 года: от 09.04.2010 № 463, от 21.04.2010 № 537, от 12.05.2010 № 633, от 21.05.2010 № 740, от 11.06.2010 № 859, от 13.07.2010 № 1002, от 23.06.2010 № 897, от 22.07.2010 № 1063, от 11.08.2010 № 11414, от 20.08.2010 № 1194, от 13.09.2010 № 1298, от 27.09.2010 №1391, от 20.10.2010 № 1560, от 11.11.2010 № 1605, от 11.10.2010 № 1496, от 22.11.2010 № 1715, от 14.12.2010 № 1859, от 17.12.2010 № 1919, от 24.12.2010 № 2005;

·        по заявкам за январь-март 2011 года: от 26.01.2011 № 21, от 17.02.2011 № 52, от 25.02.2011 № 98, от 16.03.2011 № 159, от 25.03.2011 № 227, от 12.04.2011 № 312. Все указанные заявки на оплату расходов также подписаны лично главным бухгалтером Учреждения А.В. Гончаровой.

В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьёй 289 БК РФ под нецелевым расходованием бюджетным средств понимается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Условия получения бюджетных средств могут быть определены, согласно
статьи 289 БК РФ, бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов на соответствующий финансовый год, ) так как эти документы содержат коды бюджетной классификации расходов бюджетной системы РФ, а, следовательно, определяют направления, на которые могут быть израсходованы те или иные бюджетные средства.

К иным правовым основаниям получения бюджетных средств, в данном
случае, относятся Постановления Администрации Волгоградской области от
27.07.2009 № 266-п, от 28.06.2010 № 280-п, в части определения выплат
компенсационного характера, размеров и порядка их применения, которые
определяют цель выделения бюджетных средств - оплата труда работников
государственных бюджетных учреждений образования, подведомственных
Комитету по образованию Администрации Волгоградской области в
установленных нормативными актами размерах и на определенных ими
условиях.

На основании вышеизложенного, средства областного бюджета, предусмотренные в соответствии с Законом Волгоградской области от 04.02.2010 № 1994-0Д "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Законом Волгоградской области от 20.12.2010 № 2139-0Д "Об областном бюджете на 2011 год и. на плановый период 2012 и 2013 годов", бюджетной росписью расходов по смете Учреждения по главе 813 "Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области", разделу 0702 "Общее образование", целевой статье 4249900 "Детские дома, обеспечение деятельности подведомственных учреждений", виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями" на общую сумму 232,4 тыс. рублей, в Т.Ч. по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" - 181,3 тыс. рублей, подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" - 51,1 тыс. рублей были
направлены главным бухгалтером Учреждения А.В. Гончаровой на цели, не
соответствующие условиям их получения, что в соответствии со статьёй 289 БК
РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, главный бухгалтер Учреждения А.В. Гончарова, направив указанные бюджетные средства на оплату труда работников Учреждения в нарушение условий, определенных действующими нормативно-правовыми актами, нарушила одно из правовых оснований получения бюджетных средств и, тем самым, допустила факты нецелевого использования бюджетных средств в сумме 232400 рублей, то есть деяние, предусмотренное ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, судья признает совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3. КоАП РФ, не установлены.

В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного преступления и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют основания для признания малозначительным правонарушения, совершенного Гончаровой А.В.

При таких обстоятельствах, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области правильно пришло к выводу о том, что в деяниях главного бухгалтера ГОУ «Руднянский детский дом» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и законно привлекла к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции применяемой статьи.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление первого заместителя председателя Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области № 09-01-23/13 от 03 мая 2011 г., которым главный бухгалтер Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Руднянский детский дом» Гончарова Антонина Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности с назначением административного наказания в размере 5000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Гончаровой А.В. –без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Я.А. Осадчий