Дело № 12ап-958\2011 РЕШЕНИЕ г.Волгоград 01 декабря 2011 года Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г.Волгограда Мартынова И.И. на постановление мирового судьи судебного участка № №... ФИО14 № 5-119-245/2011 от 31 октября 2011 года, с участием представителя Швецова Ю.М. – Мальцева Р.Н., помощника прокурор г.Волгограда Федоренко С.В., УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка №... ФИО14 от 31 октября 2011 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Швецова Ю.М. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Не согласившись с постановлением мирового судьи, заместитель прокурора г.Волгограда Мартынов И.И. обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. В обоснование протеста прокурор указал, что руководитель Департамента по жилищной политике администрации Волгограда Швецов Ю.М. надлежащим образом возложенные на него обязанности не исполнил, никаких мер по устранению нарушений требований ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ не предпринял. Кроме того, Швецов Ю.М., как руководитель Департамента, являющегося получателем бюджетных средств, не воспользовался полномочиями, представленными ст.162 Бюджетного кодекса РФ, так как ни в ДМИ администрации Волгограда, ни в МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда», ни в администрацию города за получением согласия на обустройство здания Департамента в соответствии с требованиями ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, не обратился. В судебном заседании прокурор Федоренко О.С. доводы протеста поддержала в полном объеме. Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - Швецов Ю.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения протеста извещен надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представил, также как и ходатайств об отложении, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть протест прокурора в отсутствие не явившегося лица. Представитель Департамента в лице его руководителя Швецова Ю.М. - Мальцев Р.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что оснований для отмены оспариваемое постановления по делу не имеется, указав при этом, что в протесте прокурора имеется ссылка на неиспользование Швецовым Ю.М. как руководителем Департамента, полномочий, предусмотренных ст.162 Бюджетного кодекса РФ, вместе с тем, согласно Постановлению врио Главы Волгограда ФИО8 от 25 марта 2011 года №... главным распорядителям бюджетных средств предписано не вносить предложений, предусматривающих увеличение расходов по отдельным показателям сводной бюджетной росписи. Указанное постановление является обязательным для исполнения руководителем Департамента по жилищной политике администрации Волгограда. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1.-25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем. Из представленных материалов следует, что 23 сентября 2011 года прокуратурой г.Волгограда совместно со специалистом сектора по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми ГКУ «ЦСЗН по Центральному району Волгограда», проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Департамента по жилищной политике администрации Волгограда, осуществляющего деятельность в сфере муниципального управления. В ходе проверки было установлено, что Департамент по жилищной политике Администрации Волгограда расположен в здании на ул..... Согласно ст.5 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» органы местного самоуправления Волгоградской области, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. В нарушение указанной нормы руководителем Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к данному объекту социальной инфраструктуры, а именно: при входе в Департамент отсутствует (рельефная) тактильная полоса перед маршем вверху и внизу, вход не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - наружным и внутренним пандусом; высота порога составляет 9 см вместо положенных 2,5 см. Кроме того, в учреждении отсутствует сантехнический узел для инвалидов, что подтверждается паспортом обследования объекта. 07 октября 2011 года заместителем прокурора города Мартыновым И.И. по данному факту было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. 31 октября 2011 года вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении руководителя Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда Швецова Ю.М. было прекращено за отсутствием в его действиях состава правонарушения. В соответствии со ст.9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Объективная сторона правонарушения заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов. Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования. Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Статьей 3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» установлено, что к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе, административные здании и сооружения. Согласно ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться, в том числе, пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. В силу ст.5 указанного закона органы местного самоуправления Волгоградской области, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области. На основании ст. 8 указанного закона финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию помещений, содержатся в нормативном документе по строительству - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.25 СНиП № 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один выход, приспособленный для малобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни. Статьей 16 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Швецов Ю.М. занимает должность руководителя департамента по жилищной политике администрации Волгограда на основании распоряжения вр.и.о. главы Волгограда ФИО8 №... от 05 июля 2011 года. Согласно ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В представленном материале имеются сведения, что руководителем департамента по жилищной политике администрации Волгограда Швецовым Ю.М. 01 июля 2011 года, 15 июля 2011 года, 29 июля 2011 года, то есть до возбуждения данного дела об административном правонарушении в адрес заместителя главы Волгограда ФИО9, первого заместителя главы Волгограда ФИО10, руководителя департамента финансов администрации Волгограда ФИО11, были направлены письма с просьбой выделения финансирования для эффективного исполнения функций возложенных на департамент. Согласно ответу руководителя Департамента финансов администрации Волгограда ФИО11 от 29 июля 2011 года в выделении бюджетных ассигнований, предусмотренных департаменту по жилищной политике Администрации Волгограда на 2011 года, было отказано. В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Мировой судья, принимая решение о прекращении производства по делу, в своем постановлении привел мотивы принятого решения и обосновал свои выводы, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку они мотивированы и основаны на законе. Что касается ссылки в протесте прокурора на неиспользование Швецовым Ю.М. как должностным лицом прав, предоставленных ст.162 Бюджетного кодекса РФ в части возможности внесения соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи, то суд принимает во внимание п.2.4 и 2.8 Постановления врио Главы Волгограда ФИО8 от 25 марта 2011 года №..., согласно которым главным распорядителям бюджетных средств предписано не вносить предложений, предусматривающих увеличение расходов по отдельным показателям сводной бюджетной росписи. Указанное постановление является обязательным для исполнения руководителем Департамента по жилищной политике администрации Волгограда. Сведений о признании указанного постановления незаконным и об утрате его своей силы, суду не представлено. Таким образом, судья приходит к выводу, что мировой судья правильно установил фактические обстоятельства по делу, дал надлежащую оценку доводам лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, Швецова Ю.М. о невозможности исполнения требований действующего законодательства и обоснованно прекратил производство по делу в отношении руководителя департамента по жилищной политике администрации Волгограда Швецова Ю.М. Обжалуемое постановление в полной мере соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, поскольку вынесено уполномоченным лицом, является мотивированным и обоснованным. На основании изложенного оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется, в связи с чем протест заместителя прокурора города Волгограда И.И. Мартынова не подлежит удовлетворению. Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка №... ФИО14. от 31 октября 2011 года, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении руководителя департамента по жилищной политике администрации Волгограда Швецова Юрия Михайловича прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения - оставить без изменения, протест заместителя прокурора города Волгограда Мартынова И.И.– без удовлетворения. Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит, но может быть обжаловано в порядке надзора в Волгоградский областной суд. Судья /подпись/ И.В. Пальчинская ...