решение по делу о нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух



Дело № 12- 900\11

Р Е Ш Е Н И Е

г.Волгоград 02 декабря 2011 года

Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора ООО «Сингам» Мальцева Виктора Михайловича на постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использование водных объектов Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Михаевича П.П. №... от 06 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, с участием заявителя Мальцева В.М., представителей Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилова А.П. и Михаевича П.П.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использование водных объектов Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Михаевича П.П. №... от 06 сентября 2011 года должностное лицо – директор ООО «Сингам» Мальцев В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Мальцев В.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить, в обоснование жалобы указав, что проверка в отношении юридического лица была проведена с нарушением требований ч.1 ст.14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как проверка проводилась лицами, не указанными в Распоряжении о проведении проверки, в связи, с чем все документы, составленные и подписанные государственными инспекторами Михаевичем П.П. и Воронюк С.И., по мнению заявителя, не имеют юридической силы.

Кроме того Мальцевым В.М. заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование, поскольку постановление от 06 сентября 2011 года было им обжаловано в установленные законом сроки, а именно 14 сентября 2011 года, но жалоба ошибочна была подана сразу на три постановления, в связи с чем определением Центрального районного суда г.Волгограда от 16 сентября 2011 года она была ему возвращена для пересоставления.

Заявитель Мальцев В.М. в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, при этом указал, что в его действиях отсутствует состав инкриминируемого административного правонарушения и просил прекратить производство по делу.

Представитель Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Вавилов А.П., действующий на основании доверенности, полагал жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, при этом также просил суд учесть, что в распоряжение о проведении проверки были внесены изменения в части указания должностных лиц, уполномоченных на ее проведение, в связи с чем процессуальных нарушений по делу допущено не было.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении и вынесшее обжалуемое постановление - государственный инспектор Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использование водных объектов Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Михаевич П.П. в судебном заседании 25 ноября 2011 года пояснил суду, что на основании распоряжения Первого заместителя председателя Комитета С.В.Матковского №... от 26 июля 2011 года он был включен в состав комиссии, то есть являлся должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, в ходе проведения которой им были установлены нарушения действующего законодательства, которые и были отражены в протоколе об административном правонарушении. Весь пакет документов, в том числе и вышеназванное Распоряжение, был предъявлен руководителю ООО «Сингам» Мальцеву В.М. для ознакомления.

Судья, выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1. - 25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Согласно ст.30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока для обжалования указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Поскольку из представленного материала усматривается, что копия постановления от 06 сентября 2011 года была обжалована заявителем в установленный законом 10-дневный срок, что усматривается из определения судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 16 сентября 2011 года, однако была возвращена Мальцеву В.М. для пересоставления, определение получено им 15 октября 2011 года (согласно штемпелю на почтовом конверте), и вновь жалоба подана 21 октября 2011 года, судья приходит к выводу, что срок на обжалование заявителем не пропущен.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 19 августа 2011 года в 14 часов в ходе проверки соблюдения требований в сфере охраны окружающей среды при осуществлении государственного экологического контроля на территории 000 «Сингам» (юридический адрес..., почтовый адрес: ... был установлен факт нарушения правил охраны атмосферного воздуха, выразившийся в нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: было установлено, что в имеющемся на ООО «Сингам» разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданном Нижне-Волжским Управлением по технологическому и экологическому надзору 01.08.2008 г. №... сроком действия до 23.06.20013 г., не учтены (выбрасываются без специального разрешения на выбросы) следующие вредные (загрязняющие) вещества, фактически выбрасываемые с территории эксплуатируемой свалки в 2010 и 2011 г.г.:

1. от склада дизтоплива - 2 надземные емкости У=5,0 и 15,0 мЗ (см. фото №8,9). При этом от данных емкостей при сливе, статическом хранении дизтоплива и заправке тракторов в атмосферный воздух выбрасываются: предельные углеводороды С12- С19 код 2754, сероводород, код 0333. При этом, согласно справки ООО «Сингам» от 18.07.2011 г. №123 в 2010 г. было израсходовано 18 тонн дизельного топлива, а за 7 месяцев 2011 г. было израсходовано 25 тонн дизельного топлива.

2. От заточного станка, расположенного на хозяйственном участке свалки (фото №7) в атмосферный воздух производятся выбросы - пыли абразивной - код 2930, оксидов железа - код 0123.

3. От склада отработанных масел (фото №10) в атмосферный воздух выбрасываются: предельные углеводороды С12- С19 код 2754, сероводород, код 0333.

4. От сварочного поста, расположенного на хозяйственном участке (фото №6,7) могут производиться выбросы в атмосферный воздух - оксидов марганца, код 0143, оксидов железа, код 0123.

5. От свалки ТБО при статическом хранении отходов производится выброс газообразных (вредных) загрязняющих веществ с территории свалки площадью 2,755 га при круглосуточном статическом хранении отходов (под действием термических процессов внутри свалки, протекающих химических реакций, процессов естественного разложения и окисления отходов, размещаемых на свалке (метан - код 0410, аммиак - код 0303, толуол код 0621, бензол код 0602 и др.

Таким образом, в действующем разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданном Нижне-Волжским Управлением по технологическому и экологическому надзору 01.08.2008 г. №... сроком действия до 23.06.20013 г., не учтены 10 видов загрязняющих веществ, выбрасываемых без специального разрешения (с нарушением условий специального разрешения на выбросы), что является нарушением п.1 ст.14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ.

Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых от свалки с нарушением условий специального разрешения, определен в результате фактического обследования территории ООО «Сингам» 03.08.2011 г. с фиксацией неучтенных источников выбросов на фотодокументы (фото №6,7,8,9,10), а также взят из перечня веществ, указанного в п. 6.8 «Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». - СП 2.1.7.1038-01, (зарегистрированы Минюстом РФ от 26.07.2001 г. №2826), а также из действующих методик по определению количественного состава выбросов в атмосферный воздух.

Выявленные нарушения отражены в Акте проверки №... от 19 августа 2011 года и протоколе об административном правонарушении №... от 22 августа, составленного в присутствии директора ООО «Сингам» Мальцева В.М., что следует из подписи данного должностного лица в протоколе.

06 сентября 2011 года вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым Мальцев В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушений выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. К загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды.

Согласно ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания данной статьи под должностным лицом следует понимать лиц, совершивших административное правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя.

В судебном заседании установлено, что Мальцев В.М. занимает должность директора ООО «Сингам», то есть является субъектом данного правонарушения.

Что касается утверждения заявителя о допущенных по делу процессуальных нарушениях, то судья приходит к следующим выводам.

Согласно распоряжению первого заместителя председателя Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области ФИО8 от 09 июня 2011 года №..., в отношении ООО «Сингам» была проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Лицами, уполномоченными на проведение проверки назначены: государственные инспекторы Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использование водных объектов Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Воронюк С.И. и Калиниченко А.А.

В соответствии с Распоряжением Первого заместителя председателя Комитета С.В.Матковского №... от 26 июля 2011 года, распоряжение №... от 09 июля 2011 года изложено в следующей редакции: «Лицами, уполномоченными на проведение проверки назначены: государственные инспекторы Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использование водных объектов Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Воронюк С.И. и Михаевич П.П.».

В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Из Акта проверки №... от 19 августа 2011 года усматривается, что проверка ООО «Сингам» была проведена государственные инспекторы Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использование водных объектов Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Воронюк С.И. и П.П.Михалевич.

Протокол по делу об административном правонарушении №... от 22 августа 2011 года составлен государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использование водных объектов Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Михаевича П.П., то есть уполномоченным лицом.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о допущенных по делу процессуальных нарушениях при проведении проверки, являются несостоятельными.

Вместе с тем, согласно ст.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качестве атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено понятие «загрязняющее вещество» -это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.

В силу п.1 ст.23 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно п.1 ст.14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.

При этом, в силу вышеприведенных норм закона и Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 года № 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 года № 404, административному органу, помимо факт выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения, то есть сам по себе выброс в атмосферный воздух веществ не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения – выброса вредных веществ в атмосферный воздух с нарушением условий специального разрешения.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку материалы дела не содержат в себе доказательств, что директором ООО «Сингам» Мальцевым В.М. было нарушено специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, судья приходит к выводу, что вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.2 КоАП РФ в судебном заседании не нашла своего подтверждения, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в деянии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу заявителя Мальцева В.М.на постановление №... от 06 сентября 2011 года – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использование водных объектов Комитета природных ресурсов и окружающей среды Администрации Волгоградской области Михаевича П.П. №... от 06 сентября 2011 года, в соответствии с которым должностное лицо – директор ООО «Сингам» Мальцев Виктор Михайлович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.2 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей – отменить, а производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в действиях Мальцева В.М. состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья ... И.В.Пальчинская

...