Решение по ст. 9.13 КоАП РФ



Дело № 12-89/2012

РЕШЕНИЕ

17 января 2012 года г.Волгоград

Судья Центрального районного суда г.Волгограда Рындин В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Карасевой Ирины Альбертовны на постановление мирового судьи судебного участка №118 Центрального района г.Волгограда ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, с участием представителя Карасевой И.А. – Тихоненковой Г.Ю., заместителя прокурора г.Волгограда Мартынова И.И.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 118 Центрального района г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Карасева И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Карасева И.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указав, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено в ее отсутствие, о дате месте и времени судебного заседания она не извещалась. Кроме того, считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.

Карасева И.А. в судебное заседание не явилась, о дате месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, уважительность причины неявки суду не сообщила, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Карасевой И.А.

Представитель Карасевой И.А. – Тихоненкова Г.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, в связи с чем просила отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.

Заместитель прокурора г.Волгограда Мартынов И.И. в судебном заседании полагал, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1.-25.5. КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Из представленного материала следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Волгограда совместно со специалистом сектора по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми ГКУ «ЦСЗН по Центральному району Волгограда» ФИО5, проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Департамента здравоохранения администрации Волгограда, осуществляющего деятельность в сфере здравоохранения, расположенного по адресу: .... В ходе проверки было установлено, что здание Департамента здравоохранения администрации Волгограда полностью не доступно для инвалидов и других маломобильных групп населения. Так, в здании Департамента отсутствует (рельефная) тактильная полоса перед маршем вверху и внизу, вход не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - наружным и внутренним пандусом, кроме того, высота порога 5см, вместо положенных 2,5см; ширина дверных проемов при входе в здание не соответствует требованиям действующего законодательства и составляет около 70 см, вместо 90 см. Кроме того, на объекте, отсутствует информация для инвалидов-колясочников о наличии отдельного входа с пандусом, отсутствие на объекте тактильной информации для слабовидящих, также, в учреждении отсутствует сантехнический узел для инвалидов.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г.Волгограда Мартыновым И.И. в отношении руководителя Департамента здравоохранения администрации Волгограда Карасевой и.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым Карасева И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.

В соответствии со ст.9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры.

Объективная сторона правонарушения заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов. Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 3 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 № 757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» установлено, что к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе, административные здании и сооружения.

Согласно ст.4 Закона Волгоградской области «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться, в том числе, пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.

В силу ст.5 указанного закона органы местного самоуправления ..., предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного передвижения указанной категории граждан на территории Волгоградской области.

На основании ст. 8 указанного закона финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию помещений, содержатся в нормативном документе по строительству - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.25 СНиП № 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один выход, приспособленный для малобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.

Статьей 16 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Карасева И.А. занимает должность руководителя Департамента Здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения временно исполняющего полномочия главы Волгограда ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ №...-р.

Согласно ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из представленного материала усматривается, что проведение работ по оборудованию здания Департамента здравоохранения администрации Волгограда не входит в должностные обязанности руководителя Департамента здравоохранения администрации Волгограда.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что встроенное нежилое помещение, по адресу: ..., в котором располагается Департамент здравоохранения администрации Волгограда, находится в оперативном управлении Департамента здравоохранения администрации Волгограда, в связи с чем суд принимает доводы заявителя Карасевой И.А. о том, что Департамент здравоохранения не имеет возможности самостоятельно принимать решения о реконструкции здания, кроме того, данные работы требуют соответствующих материальных затрат, которых Департаменту здравоохранения в 2011 году не выделялось.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Вместе с тем, из постановления мирового судьи не усматривается, почему он пришел к выводу о виновности Карасевой И.В. в совершении административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи является незаконным и необоснованным, а потому подлежит отмене.

На основании изложенного суд считает, необходимым постановление мирового судьи отменить, жалобу заявителя Карасевой И.А. удовлетворить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в действиях Карасевой И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 118 Центрального района г.Волгограда ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Карасева Ирина Альбертовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей, отменить, производство по делу прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения, жалобу Карасевой И.А. – удовлетворить.

Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит, но может быть обжаловано в порядке надзора в Волгоградский областной суд.

Судья: (подпись) В.Н. Рындин

Копия верна: судья В.Н. Рындин