Дело № 5-579\11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Волгоград 02 декабря 2011 года Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении ТОС «Северные Баррикады» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, с участием представителей ТОС «Северные Баррикады» - Цыкальчук С.С. и Меркуловой О.Г., представителей Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Башмаковой М.В. и Перехожева С.В., У С Т А Н О В И Л: В Центральный районный суд г.Волгограда из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) поступил административный материал в отношении ТОС «Северные Баррикады» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении №... от 02 ноября 2011 года, при проведении административного расследования в соответствии с определением №... от 03 октября 2011 года в отношении ТОС «Северные Баррикады», в 10 час. 30 мин. 31 октября 2011 года произведен осмотр территории контейнерной площадки по адресу: ... перекресток ..., и ..., ответственность за содержание которой в соответствии с договором от 19 января 2010 г. №... несет ТОС «Северные Баррикады». В результате проведенного осмотра (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 31.10.2011г прилагается) выявлено отсутствие водонепроницаемого покрытия под размещенные контейнеры для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) и ограждения зелеными насаждениями, на территории, прилегающей к контейнерной площадке, на расстоянии 2,5м к западу в наличии зеленая ботва огородных и садовых насаждений в количестве не более 0,75м, что свидетельствует о несвоевременном вывозе ТБО и неудовлетворительном содержании контейнерной площадки по данному адресу, т.е. нарушены требования п.п.2.1.3., 2.1.4. действующих санитарных правил и нормативов СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Используемые для хранения ТБО мусоросборочные контейнеры не имеют плотно закрывающихся крышек, что свидетельствует о несоблюдении мер, препятствующих миграции грызунов, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, является нарушением требований п.3.3 действующих санитарных правил СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» и создает угрозу для жизни и здоровья проживающих людей. В судебном заседании представители ТОС «Северные Баррикады» - председатель Совета Цыкальчук С.С., а также Меркулова О.Г., действующая на основании доверенности, вину в совершении указанного административного правонарушения не признали и пояснили, что ТОС «Северные Баррикады» не является субъектом данного правонарушения, так как представляет собой общественную организацию без собственного дохода, а ответственность за содержание контейнерной площадки несет администрация района, куда руководителем ТОС «Северные Баррикады» направлялись письма о необходимости надлежащего оборудования данной площадки. Кроме того представители юридического лица полагали, что выявленные нарушения подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ. Представители Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Башмакова М.В. и Перехожев С.В., действующие на основании доверенностей, полагали, что вина ТОС «Северные Баррикады» в совершении административного правонарушения доказана представленным в судебное заседание материалом, а ответственность юридического лица за надлежащее содержание контейнерной площадки прямо вытекает из условий договора №... от 18 января 2010 года. Суд, выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав представленный материал, приходит к следующему. В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Цель статьи - обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов). Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества: бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества. Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами). В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона). Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.2.3.13. и п. 2.3.15 Положения «Об администрации Краснооктябрьского района Волгограда» (утв. Решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010г. № 40\1252 «Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда») администрация Краснооктябрьского района Волгограда осуществляет полномочия по организации и сбору твердых бытовых отходов, и организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района. Согласно п.2.1.1.1. Администрация исполняет в порядке, установленном действующим законодательством, функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств Волгограда, предусмотренных на содержание Администрации и реализацию возложенных на нее функций, в том числе: обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, установленных при их предоставлении; отвечает от имени муниципального образования город-герой Волгоград по денежным обязательствам подведомственных ей получателей бюджетных средств Волгограда. На основании ст.2 Решения Волгоградской городской Думы от 21.02.2007 г. № 41/1010 «О положении о территориальном общественном самоуправлении в Волгограде» органы местного самоуправления Волгограда по взаимному соглашению могут наделять территориальные общественные самоуправления своих полномочий по осуществлению социально-экономического развития территории, а также оказывать финансовую и иную поддержку. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления Волгограда строятся на договорной основе. Согласно ст.ст.24, 25 указанного Решения источниками формирования имущества территориального общественного самоуправления в денежной и иных формах являются, в том числе, средства, передаваемые органами местного самоуправления на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством; выделение средств из бюджета Волгограда территориальному общественному самоуправлению осуществляется в соответствии с действующим законодательством. С целью поддержки осуществления территориального общественного самоуправления в Волгограде за счет средств бюджета Волгограда в рамках муниципальных целевых программ могут быть выделены целевые субсидии на проведение мероприятий, связанных с выполнением уставной деятельности территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может получать средства из бюджета Волгограда на основании договоров, заключаемых с органами местного самоуправления Волгограда, в соответствии с действующим законодательством. В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В судебное заседание представителем ТОС представлены сведения об обращении юридического лица в адрес Администрации ... с просьбой о выделении денежных средств на устройство контейнерной площадки по ..., на что Первым заместителем главы Администрации дан ответ о выполнении указанных работ в первом квартале 2012 года, что, по мнению суда, свидетельствует, что Администрация Краснооктябрьского района г.Волгограда не оспаривает свою обязанность по устройству указанной контейнерной площадки. При этом судья принимает во внимание, что в соответствии с Уставом ТОС «Баррикады» (п.п.3 п.3.3) основным направлением деятельности ТОС является участие в контроле над выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной в пределах установленных границ ТОС, а согласно п.п.9, 10 Устава ТОС оказывает содействие в проведении мероприятий санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности, а также осуществляет контроль над качеством уборки территории, вывозом мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации жилищного фонда и устранению аварийных ситуаций. Согласно п.6.2 Устава финансовые средства ТОС могут состоять из собственных средств, средств, передаваемых им по договорам местного самоуправления, средств из иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Суд учитывает, что в соответствии с п.3.1.3 Договора № 6-01\1-10У от 18 января 2010 года следует, что на ТОС возложена обязанность обеспечить пригодность контейнерной площадки к использованию; поддерживать в чистоте и порядке контейнерные площадки и подъезды к ним, а также организовывать и проводить необходимые работы по сбору, временному хранению и подготовке Отходов к отгрузке. Вместе с тем, данных о том, что Администрацией Краснооктябрьского района г.Волгограда полномочия по устройству и содержанию контейнерных площадок были переданы ТОС «Северные Баррикады», а также о том, что контейнерная площадка по адресу: ... перекресток ... и ... б, состоит на балансе ТОС «Северные Баррикады», и данной общественной организации выделяются средства для надлежащего содержания указанной контейнерной площадки, материалы административного дела не содержат. Таким образом, судья приходит к выводу, что доказательств обязанности ТОС «Северные Баррикады» по содержанию имущества, находящегося в собственности Администрации Краснооктябрьского района г.Волгограда, материалы административного дела не содержит, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствие в действиях ТОС «Северные Баррикады» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ТОС «Северные Баррикады» - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Судья ... И.В.Пальчинская ...