Дело № 5-626\11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Волгоград 07 декабря 2011 года Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении Горнолыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, с участием Главы Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области Пичугина М.И., представителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Башмаковой М.В., У С Т А Н О В И Л: В Центральный районный суд г.Волгограда из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) поступил административный материал в отношении Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении №... от 09 ноября 2011 года, при проведении административного расследования в соответствии с определением №... от 24 октября 2011 года в отношении Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области, были выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: в 14 час. 00 мин. 02 ноября 2011 года в ходе осмотра территории на санитарное состояние ... в оврагах, прилегающим к улицам ..., обнаружены несанкционированные свалки мусора из-за несвоевременного вывоза бытового мусора, отсутствует схема санитарной очистки и уборки территории с.Горный Балыклей Дубовского района Волгоградской области, что является нарушением требований пп.1.4, 2.1.3., 2.2.1 СанПиН № 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» и создает угрозу для жизни и здоровья проживающих людей. В судебном заседании глава Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области Пичугин М.И. вину в совершении административного правонарушения признал в полном объеме, пояснив при этом, что в условиях зимнего времени устранения выявленных нарушений существенно затрудняется из-за глубины оврагов, дорогостоящих мероприятий по привлечению спецтехники, однако со стороны сельского поселения принят все возможные меры для уборки мусора. При этом Пичугин М.И. полагал, что выявленные нарушения подпадают под действие ст.6.3 КоАП РФ. Представитель Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Башмакова М.В., действующая на основании доверенности, полагала, что вина Горнолыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, доказана представленным в судебное заседание материалом, оснований для переквалификации не имеется. Суд, выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав представленный материал, приходит к следующему. В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества: бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества. Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами). В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Согласно «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (отходы после приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч.3 ст.13 указанного Федерального закона). Согласно п. 18 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.п. 2.1.3, 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Вместе с тем, доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Пичугина М.И. в судебном заседании о необходимости переквалификации содеянного на ст.6.3 КоАП РФ, судья считает обоснованными по следующим основаниям. Согласно ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная норма является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований установлена в специальных нормах Поскольку в соответствии с действующим законодательством целью статьи 8.2 КоАП РФ является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду, и сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов), то бездействие, выразившееся в несвоевременном вывозе бытового мусора полностью охватываются ст.6.3 КоАП РФ. При этом суд учитывает, что в соответствии с разъяснениями, данными в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. При таких обстоятельствах суд квалифицирует содеянное Горнобалыклейским сельским поселением Дубовского муниципального района Волгоградской области правонарушение по ст.6.3 КоАП РФ. В силу ст.26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Виновность Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ подтверждается: · протоколом об административном правонарушении №... от 09 ноября 2011 года; · протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09 ноября 2011 года, в соответствии с которым при проведении проверки на санитарное состояние с.Горный Балыклей Дубовского муниципального района Волгоградской области в оврагах, прилегающих к улицам Чкалова..., были выявлены несанкционированные свалки, а также не отрицались самим Главой сельского поселения при рассмотрении дела в суде. Таким образом, судья приходит к выводу, что вина Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, в судебном заседании нашла свое подтверждение. При этом, что касается ссылки Пичугина М.И. в судебном заседание на отсутствие в настоящее время возможности в полном объеме устранить выявленные недостатки из-за отсутствия средств, то данное обстоятельство, не освобождает виновное лицо от административной ответственности. Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным по делу также не установлено, поскольку допущение нарушений санитарных правил и нормативов может повлечь возникновение эпидемий, то есть создает угрозу жизни и здоровью человека. При назначении административного наказания судья в соответствии со ст.4.1. КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья считает привлечение Горнобалыклейского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области к административной ответственности впервые, полное признание своей вины и раскаяние в содеянном, а также принятие юридическим лицом мер к устранению выявленных нарушений. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей по делу не установлено. Также судья принимает во внимание фактические обстоятельства по делу, в связи с чем полагает необходимым назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.6.3 КоАП РФ, поскольку такой вид наказания сможет обеспечить достижение целей административного наказания, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ, а именно применение наказания в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л: Горнобалыклейское сельское поселение Дубовского муниципального района Волгоградской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей. Штраф подлежит перечислению не позднее 30 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (статья 20.25 КоАП РФ). Копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, должна быть представлена в Центральный районный суд г.Волгограда. Реквизиты получателя платежа: Получатель УФК по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) ИНН 3444121098, КПП 344401001, р/счет № 40101810300000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г.Волгоград. БИК 041806001 ОКАТО 18401000000 КБК 14111690020020000140. Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Судья И.В.Пальчинская