Дело № 5-576/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г.Волгоград 07 декабря 2011 года Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Спецтранслизинг», УСТАНОВИЛ: В Центральный районный суд г.Волгограда поступил административный материал в отношении ООО «Спецтранслизинг» с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ. Как следует из представленного материала, 09 августа 2011 года специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО ФИО2 в отношении ООО «Спецтранслизинг» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.27 КоАП РФ, согласно которому в ходе проведения проверочных мероприятий было установлено, что ООО «Спецтранслизинг» в нарушение установленных требований законодательства не разработало и не представило правила внутреннего контроля на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, в результате чего в течение длительного времени ООО «Спецтранслизинг» осуществляло деятельность в отсутствие разработанных и согласованных с уполномоченным органом правил внутреннего контроля. Представитель ООО «Спецтранслизинг» и представитель МРУ Росфинмониторинга по ЮФО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин уважительности неявки в судебное заседание не представили, также как и ходатайств об отложении, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Проверив материалы дела, судья приходит к следующему. Из представленных материалов следует, что на основании приказа руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО №...Н от 06 июля 2011 года в отношении ООО «Спецтранслизинг» была проведена проверка на предмет соблюдения законодательства «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» за период с 01 января 2009 года по 11 июля 2011 года. Сроки проведения проверки установлены с 11 июля 2011 года по 11 августа 2011 года. По результатам проверки был составлен акт №... от 09 августа 2011 года, в соответствии с которым ООО «Спецтранслизинг» не разработало и не согласовало правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В соответствии с ч.2 ст.7 ФЗ-115 от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Согласно постановлению Правительства РФ от 08 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями в течение 1 месяца: для создаваемых организаций – со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций – в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Как установлено в судебном заседании, ООО «Спецтранслизинг» было зарегистрировано в ИФНС России 12 апреля 2010 года, следовательно Общество обязано было разработать указанные правила до 12 мая 2010 года, однако правила внутреннего контроля не поступали на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, в связи с чем в течении длительного времени ООО «Спецтранслизинг» осуществляло деятельность в отсутствие разработанных и согласованных с уполномоченным органом правил внутреннего контроля. В соответствии с п.9 ст.7 ФЗ-115 от 07 августа 2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Согласно п.3 указанного Положения постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации – в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации. Из представленным материалов следует, что ООО «Спецтранслизинг» с момента регистрации в ИФНС 12 апреля 2010 года (с обязанностью встать на учет не позднее 12 мая 2010 года) на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО не встало. В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ-115 операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Согласно ч.10 ст.7 ФЗ-115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 года № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности» при постановке на учет в Росфинмониторинге. Таким образом, при отсутствии действий, направленных на постановку на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу в Обществе в течение длительного времени отсутствовала возможность выявление операций, подлежащим обязательному контролю, названных в п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ, а также возможность последующего приостановления таких операций в случаях, указанных в п.10 чт.7 Федерального закона. Кроме того, в нарушение ч.2 ст.7 ФЗ-115 от 07 августа 2001г. в ООО «Спецтранслизинг» отсутствует специальное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля. Выявленные нарушения свидетельствуют, что Общество осуществляло свою деятельность в отсутствие организованной системы внутреннего контроля, то есть в отсутствие разработанных критериев и признаков необычных сделок (критерии которых отражены в Приказе Росфинмониторинга от 08 мая 2009 года №..., вступившим в силу с 05.10.2009 года), в отсутствие возможности осуществления идентификации (сверки) клиентов на предмет их наличия в Перечне организации и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, тем самым невозможным становится достижение целей Федерального закона № 115-ФЗ. При этом ряд операций, осуществленных Обществом, по мнению проверяющего органа, носят необычный характер и не имеют очевидного экономического смысла; не соответствуют целям деятельности ООО «Спецтранслизинг» информация о которых в Обществе не выявлена и в уполномоченный орган в проверяемый период в установленный законом срок не направлена. По факту выявленных нарушений 09 августа 2011 года в отношении ООО «Спецтранслизинг» был составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном по ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ, который был составлен в отсутствие представителя ООО «Спецтранслизинг» однако административным органом представлены доказательства надлежащего извещения представителя ООО «Спецтранслизинг» В соответствии с ч.3 ст.15.27 КоАП РФ воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Вместе с тем, из представленных материалов, а также протокола об административном правонарушении усматривается, что ООО «Спецтранслизинг» было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, согласно которой действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. В соответствии с разъяснениями, данными в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. При таких обстоятельствах судья считает необходимым переквалифицировать действия юридического лица с части 3 на часть вторую ст.15.27 КоАП РФ, учитывая при этом, что положение ООО «Спецтранслизинг» в данном случае не ухудшается, поскольку санкция части второй указанной статьи мягче санкции части 3. При этом виновность ООО «Спецтранслизинг» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, подтверждается актом проверки №... от 09 августа 2011 года и протоколом об административном правонарушении от 09 августа 2011 года №..., составленных уполномоченными лицами, в связи с чем сомневаться в обстоятельствах, изложенных в данных документах, у суда оснований не имеется. Таким образом вина ООО «Спецтранслизинг» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в судебном заседании нашла свое подтверждение. При назначении наказания суд в соответствии с ч.3 ст.4.1. КоАП РФ учитывает характер совершенного ООО «Спецтранслизинг» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом по делу не установлено. При этом судья учитывает, что в соответствии с ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, судья считает необходимым приостановить деятельность ООО «Спецтранслизинг» поскольку, по мнению судьи, данный вид административного наказания в полной мере сможет обеспечить цели административного наказания, а именно предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Согласно ч.2 ст.29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам. В силу ч.4 ст.8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N115-ФЗ от 07августа2001года по решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку часть четвертая введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ и вступила в законную силу с 29.09.2011 года, судья приходит к выводу, что на момент проведения проверки ООО «Спецтранслизинг» (с 11 июля 2011 года по 11 августа 2011 года) нормы данной статьи не действовали, в связи с чем в силу закона не имеют обратной силы, так как ухудшают положение лица, привлекаемого в административной ответственности. При этом судья также считает, что сведений, предусмотренных законодательством как основание для приостановления операций по счету, суду не представлено, в связи с чем имеющееся в материалах дела ходатайство МРУ Росфинмониторинга по ЮФО о приостановлении операций по счетам Общества не подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранслизинг» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Спецтранслизинг», расположенного по адресу: ... а, сроком на 60 (шестьдесят) суток. Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, но подлежит немедленному исполнению. Судья ... И.В.Пальчинская ...