№2-401 о понуждении разработать и утвердить прект санитарно-защитной зоны



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Зенковский районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Долгого Е.И.

при секретаре Хворове С.А.

рассмотрел в судебном заседании в г.Прокопьевске

                                      24 августа 2011 года

дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Прокопьевске и Прокопьевском районе к ООО «Шахта им.Дзержинского» г.Прокопьевска о понуждении разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны,

                       У С Т А Н О В И Л:

    Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Прокопьевске и Прокопьевском районе обратился к ООО «Шахта им.Дзержинского» г.Прокопьевска с иском о понуждении разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны, указывая на то, что ООО «Шахта им.Дзержинского» осуществляет деятельность по юридическому и фактическому адресу: 653008, г.Прокопьевск, ул.Забутовочная 1. Предприятие зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером , серия . ООО «Шахта им. Дзержинского» осуществляет деятельность по добыче угля. На территории земельного отвода ООО «Шахта им.Дзержинского» ведутся работы по участку открытых работ по пластам Двойному и Прокопьевскому с квершлага горизонта +145 м. В пределах ориентировочного размера санитарно-защитной зоны 1000 метров (СанПиН 2.1.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитныс зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции) имеются жилые дома. По ООО «Шахта им.Дзержинского» граница санитарно-защитной зоны от участка открытых работ как от источника химического, биологического и/или физического воздействия, не установлена. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны от данного объекта отсутствует, что является нарушением требований ст.11 Федерального закона №52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.1.,3.1,3.3.,4.3 СанПиН 2.1.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции с изменениями №1 (СанПиН 2.2.1./ 2.1.1.23,61-08) и изменениями №2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09), п.4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Контроль качества атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне участка открытых работ (взвешенные вещества, двуокись азота, двуокись серы, оксид углерода, углерод черный, шумовое воздействие) не осуществляется, что является нарушением ст.11,32 Федерального, закона от 30.03.1999 №52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СП 1.1.1058-01, СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Прокопьевске и Прокопьевском районе выдано предписание юридическому лицу - Обществу с ограниченной ответственностью «Шахта им.Дзержинского» от ДД.ММ.ГГГГ. Истечение срока исполнения юридическим лицом выявленного нарушения обязательных требований - ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение предписания возложена на юридическое лицо - ООО «Шахта им. Дзержинского». При проверке предписания в 2011 году установлено, что пункт предписания: «Обеспечить разработку и согласование в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны с учетом всех источников химического, биологического и/или физического воздействия», не выполнен. Представлен договор на создание (передачу) научно-технической продукции с ООО «Экология Сибири» от ДД.ММ.ГГГГ - разработать проект расчетной санитарно-защитной зоны от ликвидации очагов возможного нагревания в зоне интенсивной нарушенности по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали ООО «Шахта им.Дзержинского». Срок исполнения проекта определен ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ - 210 тыс. рублей. Оплата по выполнению данного вида работ представлена в виде платежного поручения за от ДД.ММ.ГГГГ. На момент проверки не представлена документация по согласованию в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны ООО «Шахта им.Дзержинского», т.е. санитарно-эпидемиологическое заключение и экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту расчетной санитарно-защитной зоны. Постановлением Мирового судьи судебного участка №2 Зенковского района г.Прокопьевска от 21.06.2011, ООО «Шахта им.Дзержинского» было привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 10000 рублей. Таким образом, хозяйственная деятельность предприятия участка открытых работ осуществляется без установленных размеров санитарно-защитной зоны, утвержденных в установленном порядке, что является нарушением требований ст.11,20 Федерального закона №52-ФЗ РФ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1.6., п.4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». В соответствии с разделом 7.1.11 СанПин 2.2.1/2.1.1. 1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, горные работы относятся к объектам 1 класса с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны - 1000 м. В соответствии с пунктом 3.1. санитарных правил: «Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-3 класса опасности является обязательной». Несмотря на это, предприятие на момент проверки не имеет утвержденного в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны участка открытых работ, что является грубым нарушением ст.ст.11,12,20,32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.1,3,34,52 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.16,30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 2.1., 3.1, 3.3., 4.3. СанПиН 2.1.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции с изменениями № 1 (СанПиН 2.2.1./ 2.1.1.2361-08) и изменениями № 2 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09), п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». В соответствии с п.2 ст.52 №34 - ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны. Согласно ст.11, п.2 ст.39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.2.6, 2.10, 2.11, 3.1. 4.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В адрес Территориального отдела продолжают поступать письменные обращения граждан на не благоприятные условия проживания в связи с деятельностью участка открытых горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского». В соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. При невыполнении вышеуказанных требований закона, нарушаются права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, в соответствии со ст.6 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», право на здоровье. В связи с чем, просит обязать ООО «Шахта им.Дзержинского» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект организации санитарно-защитной зоны участка открытых горных работ по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали в срок до 30 декабря 2011 года.

            В судебном заседании представитель истца Загорская Е.В. поддержала исковые требования в полном объеме, но при этом изменила исковые требования в части возложении на ответчика обязанности по сроку разработки и утверждения проекта, с учетом времени его подготовки, пояснила, что для разработки проекта необходимо его выполнение ООО «Экология Сибири», выполнение оценки риска - ООО «Центр гигиенической экспертизы», его утверждение в ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», Управления Роспотребнадзора в Кемеровской области и Роспотребнадзора г.Москвы, на что необходимо не менее       6 месяцев, в связи с чем просила обязать ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке проект расчетной санитарно-защитной зоны участка открытых горных работ от ликвидации очагов возможного нагревания в зоне интенсивной нарушенности по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали в срок до 15 апреля 2012 года.

          Представитель ответчика Бежиков Е.В., учитывая изменения истцом исковых требований, иск в части возложения на предприятие разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта расчетной санитарно-защитной зоны участка открытых горных работ от ликвидации очагов возможного нагревания в зоне интенсивной нарушенности по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали, признал, но считал, что для полного выполнения проекта расчетной санитарно-защитной зоны, согласно представленного им графика, необходимо 2 года 2 месяца.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит исковые требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно п.2 ст.52 указанного закона, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно ст.11 Закона РФ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст.ст. 16, п.1 ст.20, 30 Федерального закона от 04.05.99 «Об охране атмосферного воздуха», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а так же воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее – места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом, юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах не имеющих организационные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон.

В соответствии с п.2.6, 2.10, 2.11, 3.1,4.6 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, санитарно – защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Санитарно–защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Как установлено судом, согласно Устава ООО «Шахта им.Дзержинского» г.Прокопьевска, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности Общества является производство всего комплекса работ, связанных с добычей каменного угля, и фактически ООО «Шахта им.Дзержинского» осуществляет производственную деятельность, предусмотренную Уставом. При этом, ООО «Шахта им.Дзержинского» ведет горные работы по ликвидации очагов возможного нагревания в зоне интенсивной нарушенности по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали. Однако до настоящего времени, в нарушение закона, ответчиком не разработан и не утвержден проект организации санитарно-защитной зоны, в связи с чем, возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно справке ООО «Экология Сибири» г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ, выполнение проекта расчетной санитарно-защитной зоны от ликвидации очагов возможного нагревания в зоне интенсивной нарушенности по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали займет около 2-х месяцев.

Согласно справке ООО «Центр гигиенической экспертизы» г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ, выполнение раздела оценки риска для здоровья населения от воздействия химических веществ в атмосферном воздухе от ликвидации очагов возможного нагревания в зоне интенсивной нарушенности по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали ООО «Шахта им.Дзержинского» составит 2-2,5 месяцев со дня подписания договора и получения исходных данных в полнм объеме.

В соответствии с п.6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 №224), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев. Следовательно, санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта расчетной санитарно-защитной зоны в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» и рассмотрение проекта и экспертизы, с последующим направлением в Федеральную службу Роспотребнадзора г.Москвы составит два месяца.

Согласно ч.1 ст.12 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Следовательно, рассмотрение и направление проекта на санитарно-эпидемиологическую экспертизы Федеральной службой Роспотребнадзора г.Москва составит 1 месяц.

Таким образом, срок разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны участка открытых горных работ по ликвидации очагов возможного нагревания в зоне интенсивной нарушенности по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали ООО «Шахта им.Дзержинского», согласно указанного выше, составит 7 месяцев. Следовательно, указанный истцом для возложения на ответчика срок разработки проекта санитарно-защитной зоны – до 15.04.2012, является обоснованным.

Доводы представителя ответчика о том, что для выполнения всего объема утверждения проекта санитарно-защитной зоны необходимо 2 года 2 месяца, суд не считает основанием к отказу в удовлетворения исковых требований, поскольку истец выдвигает требования лишь о возложении на ответчика обязанности по разработке и утверждении проекта санитарно-защитной зоны, и не заявляет исковых требований о возложении на ответчика иных обязанностей по указанному проекту.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л:

         1. Обязать ООО «Шахта им.Дзержинского» г.Прокопьевска Кемеровской области разработать и утвердить в установленном законом порядке проект расчетной санитарно-защитной зоны участка открытых горных работ - от ликвидации очагов возможного нагревания в зоне интенсивной нарушенности по предполагаемым пластам Прокопьевскому I и Прокопьевскому II восточного крыла III Синклинали, в срок до 15 апреля 2012 года.

         2. Взыскать с ООО «Шахта им.Дзержинского» г.Прокопьевска в доход государства государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

         3. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в 10-дневный срок.

                                                     Судья                                                                Е.И.Долгий