Решение по делу № 2-415/2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Земетчино 08 октября 2010 г.

Земетчинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Козырькова В.Н.,

с участием помощника прокурора Земетчинского района Пензенской области Царева С.В.,

при секретаре Сорокиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... района ... области и МУК МЦ Районный дом культуры, о признании незаконным их бездействия и понуждению к принятию мер по устранению нарушений пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации ... района ... области и МУК «МЦ Районный дом культуры», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности, и обязать данную администрацию и директора МУК «МЦ Районный дом культуры» устранить выявленные нарушения пожарной безопасности. Свои доводы прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МУК «МЦ Районный дом культуры» были выявлены нарушения Приказа МЧС России от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В соответствии с п. 53 ППБ, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардероба, а также хранить (в том числе временно) инвентарь, и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используется автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в не задымленных лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.

В нарушении указанных требований стены на путях эвакуации на первом этаже здания МУК «МЦ Районный дом культуры» отделаны сгораемым материалом.

Планы эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнены не в соответствии с ГОСТ - нарушен п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2143-202.

Согласно п. 96, п. 98 ППБ 01-03 регламентные работы по техническому обслуживанию и планово предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом - графиком, составляемым с учетом технической документации заводов изготовителей и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.

Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.

В ходе проверки выявлены нарушения указанных требований - договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации и средств оповещения людей о пожаре не заключен.

Согласно п. 150 ППБ 01-03 деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока её действия.

В нарушении СНиП 2.01.02.-84 МУК «МЦ Районный дом культуры» не обеспечен запасом воды для целей наружного пожаротушения.

Согласно ст. 10, 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (в редакции от 18.10.2007 года) «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 11 приказа МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении «Правил пожарной безопасности РФ» (ППБ 01-03) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

На основании ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (в редакции от 18.10.2007 года) «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Учитывая, что нарушения правил пожарной безопасности МУК «МЦ Районный дом культуры» на протяжении длительного времени не устранены, а так же тот факт, что во время отопительного сезона особо возрастает опасность возникновения пожара при наличии не устранённых нарушений, существует угроза жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Земетчинского района Царев С.В. требования прокурора в части признания незаконным бездействия МУК «МЦ Районный дом культуры» и понуждения к устранению нарушений пожарной безопасности поддержал и просит их удовлетворить. Однако, от требований, заявленных в отношении администрации ... района ... области, отказался, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком. МУК «МЦ Районный дом культуры» является юридическим лицом и самостоятельно отвечает по своим обязательствам.

Ответчик - МУК «МЦ Районный дом культуры», в лице директора ФИО1, с заявлением прокурора согласен, просит предоставить время до Дата обезличена года, для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, пояснив суду, что на данные цели учреждению потребуется дополнительное финансирование, поскольку денежные средства в бюджете учреждения не заложены. Обязуется устранить нарушения в установленный срок.

Представитель администрации ... района ... области ФИО2, действующая на основании доверенности, с отказом прокурора в части требований, заявленных в отношении администрации ... района ... области, согласна. Суду пояснила, что МУК «МЦ Районный дом культуры» является юридическим лицом, самостоятельно исполняет свои обязательства и несет ответственность.

Представитель заинтересованного лица - ОГПН ... района ФИО3 с отказом прокурора в части требований, заявленных в отношении администрации ... района ... области, согласен. Требования прокурора к МУК «МЦ Районный дом культуры» поддерживает и просит удовлетворить.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Суд считает необходимым применить к МУК «МЦ Районный дом культуры» требования ч.1 ст. 258 ГПК РФ (возложение обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав граждан).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

признать незаконным бездействие МУК «МЦ Районный дом культуры», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.

Обязать директора МУК «МЦ Районный дом Культуры» до Дата обезличена года устранить выявленные нарушения пожарной безопасности:

- заменить сгораемые материалы отделки стен на путях эвакуации на первом этаже здания МУК «МЦ Районный дом культуры».

- выполнить план эвакуации людей в случае возникновения пожара в соответствии с ГОСТ - п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ 12.2143-202.

- заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации и средств оповещения людей о пожаре.

- обеспечить МУК «МЦ Районный дом культуры» запасом воды для целей наружного пожаротушения.

Взыскать с МУК «МЦ Районный дом культуры» госпошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд.

Судья: В.Н. Козырьков