Решение по делу № 2-284/2012 о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Земетчино                                                                           03 августа 2012 г.

Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Козырькова В.Н.,

с участием помощника прокурора Земетчинского района Пензенской области Царева С.В.,

при секретаре Сорокиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия данной администрации и понуждении к совершению определенных действий,

                                                      У С Т А Н О В И Л:

прокурор Земетчинского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской, в виду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и обязать администрацию произвести ремонт участка дороги на ул. <адрес> в. п. <адрес>, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин. Свои доводы прокурор мотивирует тем, что в ходе проверки проведенной прокуратурой района установлено, что в нарушение ГОСТа Р 50597-93 на указанных участках дороги имеются дефекты дорожного полотна в виде выбоин длиной 120 см., шириной 57 см., глубиной 19 см, и длиной 152 см., шириной 65 см., глубиной 30 см., в связи с чем затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, и возникает угроза участникам дорожного движения.

Данная дорога является собственностью муниципального образования «Юрсовский сельсовет Земетчинского района Пензенской области» и является муниципальной дорогой общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Юрсовского сельсовета.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движении» № 196-ФЗ от 10.12.95 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.

Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры:

а) покрытия проезжей части дорог и улиц;

б) видимость на дорогах и улицах;

в) дорожных знаков;

г) дорожной разметки;

д) дорожных светофоров;

е) дорожных ограждений и бортового камня;

ж) сигнальных столбиков и маяков;

з) нарушенного освещения.

Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог - автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные автомобильные дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значений поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Статья 6 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поседения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения частных автомобильных дорог.

Кроме того, статья 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относят владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии с п.п. «а» п. 11 Положения о Госавтоинспекции и безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 15.06.98 № 711, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения возлагается на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Земетчинского района требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчик в лице главы администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области Копыловой П.В. с заявлением прокурора согласен просит суд предоставить время до <Дата>, для устранения выявленных нарушений.

Третье лицо в лице начальника ОГИБДД ОМВД России по Земетчинскому району Романушкина С.Н., с заявлением согласен, просит удовлетворить.

В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований федерального закона «О безопасности дорожного движения», государственных стандартов нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, общества, государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Решения, бездействия и действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст. 254 ГПК РФ).

    Суд считает необходимым применить к администрации требования ч. 2 ст. 206 ГПК РФ (установление срока совершения действия), ч.1 ст. 258 ГПК РФ (возложение обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения прав граждан).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

                      решил:

признать незаконным бездействие администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Обязать администрацию Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области до <адрес> произвести ремонт участка дороги на ул.<адрес> п. <адрес> <адрес> района <адрес> области, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин длиной 120 см., шириной 57 см., глубиной 19 см, и длиной 152 см., шириной 65 см., глубиной 30 см.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд.

Судья: