Приговор по нарушению правил эксплуатации железнодорожного транспорта. Вступил в силу.



Номер обезличен

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г. Москва.

Зеленоградский районный суд города Москвы в составе:

Председательствующего федерального судьи Гривко О.Н.,

с участием государственного обвинителя, помощника Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Морковина С.В.,

подсудимого Рушева А.С.,

адвоката Гречишкина И.С., представившего удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличен,

потерпевшей ФИО3,

при секретарях Пушкарёвой Н.А. и Судьиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обви­нению:

Рушева ..., родившегося ... ранее не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.263 УК РФ, -

у с т а н о в и л:

подсудимый Рушев А.С. нарушил правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Так Рушев А.С., приказом начальника локомотивного депо Крюково Моторвагонной дирекции структурного подразделения Дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» от Дата обезличена ... назначен на должность помощника машиниста электропоезда, в связи с чем, на него в силу выполняемой работы возложены обязанности по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Дата обезличена года помощник машиниста Рушев А.С. в составе локомотивной бригады на технически исправном электропоезде Номер обезличен под управлением машиниста ФИО6 следовал поездом Номер обезличен сообщением «Москва – Конаково». Примерно в 21 час 45 минут поезд, следуя в сторону станции «Конаково», прибыл на станцию «Крюково», расположенную на
612 км 03 пк. Московского отделения Октябрьской железной дороги в
г. Зеленограде, г. Москвы, где машинист электропоезда ФИО6 осуществил плановую остановку на 2-м главном пути для производства высадки и посадки пассажиров, при этом Рушев А.С. предвидел возможность наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека в случае несоблюдении им следующих правил безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно:

- п. 1.4 правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ-756, утвержденных МПС РФ 26.05.2000 (с изменениями от 03.07.2001 № 16 и от 27.05.2002 № 24), согласно которому, работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства, культурно обслуживать на вокзалах, в поездах, быть вежливыми и предупредительными в общении со всеми лицами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, и одновременно требовать от них выполнения действующих на железнодорожном транспорте правил;

- п. 1.1 местной инструкции локомотивной бригады по обеспечению безопасности движения поездов и культурного обслуживания пассажиров при работе на электропоездах в два лица – машинистом и помощником машиниста на участке Москва – Тверь – Конаково, Тверь – Бологое – Торжок, утвержденной начальником Московского Отделения дороги 17.10.2005 ( далее – местной инструкции ), согласно которому основной обязанностью локомотивной бригады является ведение электропоезда строго по расписанию при обеспечение безопасности движения, культурного обслуживания и соблюдения безопасной посадки и высадки пассажиров;

- п. 6.8 местной инструкции, согласно которому, локомотивная бригада должна обеспечивать безопасность пассажиров;

- п. 6.20 местной инструкции, согласно которому, при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров на платформах, расположенных в кривых участках пути, а также в условиях плохой видимости ( неосвещенность платформ, большое скопление пассажиров) помощник машиниста обязан сойти с поезда, пройти в сторону хвоста поезда на расстояние, обеспечивающие видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах поезда. Открытие автоматических дверей производит машинист с пульта управления из кабины. Закрытие автоматических дверей производит машинист по сигналу помощника машиниста, после того, как тот убедится в окончании посадки и высадки, поднятием правой руки вверх или поднятие правой руки вверх со свернутым жёлтым флагом днем (ночью с фонарем с белым огнем). Помощник машиниста, убедившись в закрытии автоматических дверей, переходит в служебный тамбур и, убедившись в горении сигнальной лампы закрытия автоматических дверей, повторив показание впереди расположенного светофора, дает звонковый сигнал на отправление поезда, и после проследования пяти вагонов платформы переходит в кабину машиниста;

- п. 1.3.5 инструкции по обслуживанию электропоездов на Октябрьской железной дороге, обеспечению безопасной посадки и высадки пассажиров и их культурного обслуживания № НПРИГ/1, утвержденной начальником Октябрьской железной дороги Степовым В.В. ( далее – Инструкции
№ НПРИГ/1 ), согласно которому работники, обслуживающие электропоезд, обязаны обеспечивать безопасность пассажиров;

- п. 3.10.4 инструкции № НПРИГ/1, согласно которому для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров локомотивная бригада должна выполнять следующие требования: на платформах, расположенных в кривых участках пути, при плохой освещенности платформ или при других помехах, ограничивающих видимость состава, помощник машиниста после остановки обязан выйти из служебного тамбура на платформу, пройти вдоль вагонов или отойти к перилам платформы на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах электропоезда. Убедившись в разрешающем показании светофора и окончании посадки и высадки пассажиров, помощник машиниста подает машинисту ручной сигнал на закрытие автоматических дверей (в светлое время суток поднятием вверх руки, в темное время суток поднятием вверх сигнального фонаря с прозрачно-белым огнем). После закрытия автоматических дверей, удостоверившись, что ими никто не зажат, помощник машиниста возвращается в служебный тамбур и после обмена информацией с машинистом о показании путевого светофора ( или локомотивного светофора, если путевой светофор не виден ) подает звуковой сигнал на отправление поезда;

- п. 3.12.1 инструкции № НПРИГ/1, согласно которому, локомотивная бригада обязана соблюдать следующий порядок отправления поездов со станций и остановочных пунктов:

- убедившись в окончании посадки и высадки пассажиров и наличии разрешающего показания (входного, выходного, маршрутного, проходного или повторительного) светофора, помощник машиниста или машинист по радиооповестительной установке поезда объявляет: «Посадка окончена, будьте осторожны, двери закрываются», помощник машиниста дает команду на закрытие автоматических дверей.

- машинист, получив команду от помощника машиниста на закрытие автоматических дверей, и, убедившись в разрешающем показании ( входного, выходного, маршрутного, проходного или повторительного ) светофора, закрывает двери, предварительно убедившись, что через боковое зеркало, в пределах видимости, в отсутствии препятствий к отправлению поезда;

- помощник машиниста после закрытия автоматических дверей должен убедиться в отсутствии препятствия к отправлению электропоезда ( пассажиры, предметы багажа, домашние животные и тому подобное, не зажаты автоматическими дверями ), обменивается с машинистом информацией о показаниях сигнала, после чего дает команду на отправление поезда;

- машинист, получив команду на отправление поезда, убедившись в разрешающем показании ( входного, выходного, маршрутного, проходного ) светофора, обменивается информацией с помощником машиниста о показании светофора. Убеждается в загорании контрольной лампы закрытия автоматических дверей, а также в том, что никто не зажат автоматическими дверьми ( в пределах видимости, через боковое зеркало ), выжидает 3-5 секунд и приводит электропоезд в движение.

При отсутствии на пульте управления сигнала о закрытии автоматических дверей машинист должен дать команду помощнику машиниста дополнительно визуально убедиться, что в дверях никто не зажат. В необходимом случае помощник должен пройти вдоль состава по платформе и убедиться в отсутствии препятствий для движения. Только после убеждения, что обеспечено безопасное отправление поезда, машинист может привести его в движение. При дальнейшем следовании поезда до устранения неисправности сигнализации закрытого положения дверей локомотивная бригада должна усилить внимание за посадкой и высадкой пассажиров;

- п. 33 а) Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» № ЦТ-40 от 29.12.2005, утверждённого вице-президентом ОАО «РЖД»
Гапановичем В.А., согласно которому работники локомотивных бригад обязаны знать и выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов и МВПС, пожарной безопасности на ТПС и настоящее Положение, но без достаточных к тому оснований надлежащим образом свои вышеуказанные обязанности не исполнил, и, самонадеянно, рассчитывая на не наступление каких-либо опасных последствий, дал сигнал для отправления электропоезда, не убедившись, что никто из пассажиров не зажат дверьми. В это время пассажирка ФИО8, держась левой рукой за поручень, находящийся в тамбуре, осуществляла высадку из десятого вагона по ходу движения поезда. При осуществлении высадки автоматические двери поезда закрылись, в результате чего левая рука ФИО8 была зажата автоматическими дверьми поезда. Тем самым Рушев А.С. не обеспечил безопасность пассажира электропоезда ФИО8, не убедился визуально перед закрытием автоматических дверей электропоезда в нахождении пассажиров на безопасном расстоянии от поезда, а после закрытия автоматических дверей, что никто не зажат и допустил отправление поезда до полного закрытия автоматических дверей с зажатой за левую руку пассажиром ФИО8 Продолжая свое преступное бездействие, нарушая п. 6.6 Местной инструкции Рушев А.С., после отправления электропоезда, за прохождением состава вдоль платформы не менее пяти вагонов не наблюдал, факт зажатия ФИО8 дверьми не обнаружил, команду на остановку состава не дал, не смотря на то, что зажатие пассажира автоматическими дверями является препятствием для движения, в результате чего пассажир ФИО8 была протянута по платформе станции «Крюково», а затем затянута между платформой и движущимся составом электропоезда, после чего упала на железнодорожные пути. В результате допущенных Рушевым А.С. нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, ФИО8 причинены следующие телесные повреждения: перелом грудины в средней трети, переломы рёбер справа 4-8 по задней подмышечной линии, переломы рёбер слева 3-5 по средней ключичной линии, 2-7 по лопаточной линии, разрывы пристеночной плевры, разрывы обеих легких, двухсторонний пневмоторакс, двухсторонний гемоторакс, множественные разрывы печени, разрыв селезенки, гемоперитонеум, закрытый перелом левой лонной кости, разрыв правого крестцово-подвздошного сочленения, закрытые переломы правой и левой плечевой костей в средней трети, кровоизлияние в мягкие ткани головы в лобной области слева, кровоподтеки в поясничной области, на задней поверхности верхней трети правого и левого бедра, множественные ссадины лица, грудной клетки, живота, верхних и нижний конечностей, которые в совокупности образуют тяжелую тупую сочетанную травму головы, грудной клетки и живота, которая, по признаку опасности для жизни, квалифицируется как повлекшая тяжкий вред здоровью, между этой травмой и наступившей смертью имеется прямая причинная связь.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Рушев А.С. свою вину в совершении указанного преступления не признал и показал, что Дата обезличена года, он в составе локомотивной бригады управлял электропоездом сообщением Москва-Конаково. Машинистом электропоезда был ФИО6, а он в составе локомотивной бригады был помощником машиниста. Перед отправлением с Ленинградского вокзала г. Москвы он и ФИО6 прошли медицинский осмотр и инструктаж. Электропоезд с Ленинградского вокзала г. Москвы отправился с небольшим опозданием на несколько минут, но на станцию Крюково прибыл по расписанию. Как требует его должностная инструкция, после остановки электропоезда, он вышел из служебного тамбура, дошёл до четвёртого-пятого вагона с головы электропоезда и наблюдал за высадкой и посадкой пассажиров в вагоны. С того места, где он стоял, ему было видно всё, вплоть до хвостового вагона. После того как пассажиры произвели высадку и посадку в вагоны, он фонарём просигнализировал машинисту ФИО6 о необходимости закрытия дверей и двери были закрыты. Он ещё раз посмотрел вдоль вагонов, но ничего подозрительного не заметил. Затем он вернулся в свой служебный тамбур, посмотрел, что контрольная лампочка горит, следовательно, все двери были закрыты. Из тамбура он ещё раз посмотрел на вагоны, но с того места были видны только первые пять вагонов, хвостовых вагонов ему видно не было, после чего он дал сигнал машинисту на отправление и электропоезд тронулся. Он не видел зажатой в дверях вагона женщины, возможно кто-то из посторонних, уже после закрытия дверей, разжал двери. Проехав примерно расстояние равное полутора вагонам, кто-то из пассажиров сорвал стоп-кран, машинист ФИО6 применил экстренное торможение и электропоезд остановился. По связи пассажир-милиция, кто-то из пассажиров сказал, что под поезд провалилась женщина. По указанию ФИО6, он по платформе проследовал к месту падения и действительно обнаружил, что внизу, между платформой и путями лежит женщина, которая была жива. Рядом находились машинисты маневрового тепловоза, прибыли сотрудники милиции и скорая помощь. В четвёртом с хвоста вагоне находились трость, женская сумка и полиэтиленовый пакет. Электропоезд был немного продвинут вперёд, чтобы образовался доступ к упавшей женщине. Затем он вернулся в служебный тамбур и электропоезд отправился в дальнейший путь. После отправки со станции Крюково, у электропоезда начались неполадки, связанные с повреждением соединительного провода между вагонами. Он сожалеет, что произошло травмирование женщины.

Суд, проверив материалы уголовного дела, выслушав подсудимого, потерпевшую и свидетелей, исследовав представленные сторонами по делу доказательства, приходит к выводу, что виновность Рушева А.С. в совершении указанного преступле­ния, не смотря на непризнание им своей вины, нашла своё полное подтверж­дение в судебном заседании и объективно устанавливается:

- показаниями потерпевшей ФИО3 о том, что Дата обезличена года, её мама ФИО8 поехала на электропоезде из г. Клин в г. Москву на занятия, связанные с работой. Вечером ей позвонила бабушка и сказала, что мама домой не вернулась. Она поехала на станцию Клин, чтобы искать маму, но в линейном отделении милиции ей сказали, что ничего про её маму им не известно. Мобильный телефон мамы был отключен. Она звонила на курсы в Москву, где была мама, но там ей сказали, что мама с курсов ушла. На следующий день она узнала, что на станции Крюково мама попала под поезд и погибла. Мама была инвалидом второй группы и из-за воспаления тазобедренных суставов передвигалась с помощью палочки. Никакими психическими расстройствами мама не страдала, алкоголь не употребляла. Почему мама оказалась на станции Крюково, она не знает, возможно, мама делала пересадку на другой электропоезд. Она настаивает на строгом наказании подсудимого;

- показаниями свидетеля ФИО6 о том, что Дата обезличена года, он в составе локомотивной бригады управлял электропоездом сообщением Москва-Конаково. Он был машинистом, а Рушев А.С. его помощником. Электропоезд с Ленинградского вокзала отправился с небольшим опозданием, на несколько минут, но на станцию Крюково прибыл по расписанию, в 21 час 44 минуты. На улице уже смеркалось, освещение на платформе было включено, но было не очень хорошим. Железнодорожная платформа, на которую прибыл их электропоезд, была изогнута. Рушев вышел из служебного тамбура на платформу и пошёл к четвёртому-пятому вагону с головы поезда наблюдать за высадкой и посадкой пассажиров. В зеркало он видел, что Рушев А.С. находился и наблюдал за происходящим именно в районе четвёртого-пятого вагона. Через минуту Рушев просигналил ему фонарём о необходимости закрыть двери, что он и сделал. Лампочка контроля дверей загорелась, что означало, что все двери закрылись. Он видел, что Рушев А.С. вернулся в служебный тамбур первого вагона, где дал ему сигнал на отправление. Он видел, что Рушев А.С. находится в служебном тамбуре и выглядывает из него. С его места машиниста, в зеркало заднего вида, платформа просматривается только до пятого вагона. Начав движение, электропоезд проехал примерно тридцать метров и кто-то из пассажиров сорвал стоп-кран, он применил экстренное торможение и электропоезд, проехав примерно пять метров, остановился. По связи пассажир-милиция мужской голос им сказал, что под поезд провалился человек. Он дал команду Рушеву А.С. выйти и осмотреть поезд. Рушев вышел на платформу и направился в конец электропоезда. Сам он доложил о случившемся дежурному по станции станции. Примерно через минуту Рушев по связи пассажир-милиция сообщил, что на земле лежит человек, что надо проехать на два вагона вперёд, чтобы обеспечить доступ к лежачему человеку. Он проехал вперёд и женщину, которая лежала внизу, подняли на платформу. Достоверно ему не известно, как женщина могла упасть вниз между вагонами и платформой. После экстренного торможения он снял напряжение с дверей и их можно было легко открыть;

- показаниями свидетеля ФИО11 о том, что Дата обезличена года, примерно в 22 часа, он вместе со своим коллегой ФИО10 находился на своём рабочем месте в кабине маневрового тепловоза, стоящего у четвёртого пути станции Крюково. В указанное время ко второй платформе, на второй путь пришёл электропоезд, направлением в сторону г. Твери. Пассажиры стали выходить и заходить в электропоезд. Находясь в кабине тепловоза, он был расположен лицом в сторону г. Москвы и в это время услышал крик: - «Помогите». Обернувшись в сторону электропоезда он увидел, что у женщины стоящей на платформе, дверьми третьего или четвёртого с хвоста вагона электропоезда, зажало руки на уровне груди. Когда электропоезд тронулся, то женщина с зажатыми в дверях вагона руками, пошла за поездом, затем женщина упала и её с зажатыми руками потащило по платформе. Освещение на платформе было нормальное. Далее женщину затащило в пространство между вагоном и платформой, её стало крутить, она упала в межвагонное пространство и электропоезд остановился. Он с ФИО10 выбежали из тепловоза, подошли к месту падения и увидели лежащую на земле, между платформой и рельсами, женщину, которая была жива и спросила про сумку. Далее электропоезд немного проехал, чтобы был доступ к женщине;

- показаниями свидетеля ФИО12 о том, что в один из дней сентября 2009 года, тогда, когда уже начало смеркаться, он вместе со своим коллегой ФИО11 находился на своём рабочем месте в кабине маневрового тепловоза, стоящего у четвёртого пути станции Крюково. В это время ко второй платформе, на второй путь пришёл электропоезд, направлением в сторону г. Твери. Находясь в кабине тепловоза, он услышал крик женщины: - «Помогите», повернул голову в сторону, откуда раздался крик и увидел, что на платформе стоит женщина, двери вагона электропоезда были закрыты, и дверьми одного из вагонов зажало одну из рук этой женщины. Было похоже, что в кисти руки женщины, оставшейся за закрытыми дверями, было что-то зажато. Электропоезд тронулся и женщина с зажатой рукой начала переступать за поездом, затем побежала за ним и провалилась в пространство между вагоном и платформой, в это время рука вырвалась из дверей, женщину начало крутить как вертолёт, а когда электропоезд остановился, то женщина упала вниз. Он и ФИО11 подошли к месту падения, увидели лежащую женщину, которая была жива и спросила про сумку. Через некоторое время к месту происшествия прибыли сотрудники милиции;

- показаниями свидетеля ФИО13 о том, что в один из дней сентября 2009 года, в вечерне время, он приехал на электропоезде, следующим в сторону г. Твери на станцию Крюково. Он ехал из Москвы в третьем вагоне с хвоста поезда. Выйдя на платформе, он остановился, чтобы попрощаться со своей девушкой, которая осталась в вагоне, так как ей необходимо было ехать дальше. Когда поезд ещё стоял у платформы, он пошёл по ней к переходу и в одном из тамбуров вагона увидел женщину, которая была растеряна, хотела выйти из вагона и спросила у него какая это станция. Он ответил ей, что это станция Крюково, пошёл дальше, но затем увидел, что женщина начала выходить из вагона, а двери начали закрываться. Женщина всем телом вышла из вагона на платформу, а её левая рука, в которой была трость и сумка оказалась зажатой дверьми вагона, и трость с сумкой как бы остались в тамбуре за закрытой дверью. Тут состав тронулся, женщина шла за вагоном, кричала, била рукой по дверям, а её рука была по прежнему зажатой в дверях. Женщина видимо не хотела бросать сумку, хотя, по его мнению, руку из дверей можно было выдернуть. С зажатой рукой она не успевала за электропоездом и упала между платформой и вагоном по пояс, рука при этом освободилась из дверей, женщину развернуло на триста шестьдесят градусов и она упала вниз под платформу. На своём сотовом телефоне он набрал номер 112 и вызвал скорую помощь. Находившиеся рядом работники железной дороги остановили электропоезд, он подошёл к месту падения, увидел лежащую женщину, которая была жива и разговаривала. Затем поезд немного отодвинули вперёд и женщину подняли на платформу;

- заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которого, при исследовании трупа ФИО8 обнаружены повреждения: перелом грудины в средней трети, переломы рёбер справа 4-8 по задней подмышечной линии, переломы рёбер слева 3-5 по средней ключичной линии, 2-7 по лопаточной линии, разрывы пристеночной плевры, разрывы обеих лёгких, двухсторонний пневмоторакс, двухсторонний гемоторакс, множественные разрывы печени, разрыв селезёнки, гемоперитонеум, закрытый перелом левой лонной кости, разрыв правого крестцово-подвздошного сочленения, закрытые переломы правой и левой плечевой костей в средней трети, кровоизлияние в мягкие ткани головы в лобной области слева, кровоподтеки в поясничной области, на задней поверхности верхней трети правого и левого бедра, множественные ссадины лица, грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей. Указанные повреждения в совокупности образуют тяжелую тупую сочетанную травму головы, грудной клетки и живота, которая, по признаку опасности для жизни, квалифицируется как повлекшая тяжкий вред здоровью, между этой травмой и наступившей смертью имеется прямая причинная связь. Характер повреждений, степень их выраженности, морфологические особенности повреждений костей грудной клетки, таза и конечностей, а также повреждения внутренних органов и мягких тканей, свидетельствуют о том, что все они образовались незадолго до госпитализации ФИО8, от сдавливающего и ударно-скользящего твёрдых тупых предметов, могли возникнуть в условиях железнодорожной травмы во время и при обстоятельствах указанных в материалах дела, а именно Дата обезличена года в результате сдавления тела ФИО8 между выступающими частями подвижного железнодорожного состава и железнодорожной платформой. В момент смерти ФИО8 не находилась в состоянии алкогольного опьянения ( т. 1,л.д. 182-190 );

- заключением технической судебной экспертизы, согласно которого, помощник машиниста Рушев А.С. не выполнил ( нарушил ) следующие требования:

- п. 1.4 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ-756, так как, являясь работником железнодорожного транспорта, не обеспечил безопасность пассажира;

- п.п. 1.1, 6.8, 6.20 Местной инструкции, так как:

- не соблюдал безопасную посадку и высадку пассажиров и не выполнял по кругу своих обязанностей Правила технической эксплуатации ЦРБ-756, Должностную инструкцию локомотивной бригаде ЦТ-40, Дорожную и местную инструкции;

- не обеспечил безопасность пассажира ФИО8;

- на платформе, расположенной в кривом участке пути, не прошел в сторону хвоста поезда на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах поезда, допустил закрытие автоматических дверей машинистом, дав ему сигнал, не убедившись в окончании посадки и высадки (пассажир ФИО8 не успела выйти), не убедившись в закрытии автоматических дверей (дверьми был зажат пассажир), перешел в служебный тамбур и дал звонковый сигнал на отправление поезда с зажатым автоматическими дверями пассажиром;

- п.п. 1.3.5, 3.10.4, 3.12.1 Инструкции по обслуживанию электропоездов на Октябрьской железной дороге, обеспечению безопасной посадки и высадки пассажиров и их культурного обслуживания № НПРИГ/1, так как:

- являясь работником, обслуживающим электропоезд, не обеспечил безопасность пассажира;

- на платформе, расположенной в кривом участке пути, после остановки не прошел вдоль вагонов на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах электропоезда, не убедившись в окончании посадки и высадки пассажиров, подал машинисту ручной сигнал на закрытие автоматических дверей (пассажир ФИО8 не успела выйти), после закрытия автоматических дверей не удостоверился, что ими никто не зажат, возвратился в служебный тамбур и подал звуковой сигнал на отправление поезда с зажатым автоматическими дверьми пассажиром;

- не убедившись в окончании посадки и высадки пассажиров (пассажир ФИО8 не успела выйти) дал команду на закрытие автоматических дверей, после закрытия автоматических дверей не убедился в отсутствии препятствия к отправлению поезда (пассажир был зажат автоматическими дверьми), дал команду на отправление поезда с зажатым автоматическими дверьми пассажиром;

- п. 33 а) Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» № ЦТ-40 от 29.12.2005, так как:

- не выполнил правила технической эксплуатации железных дорог, другие нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям локомотивных бригад.

Указанные нарушения, допущенные помощником машиниста
Рушевым А.С., стали возможными из-за его неправильных действий ( бездействия ) и непосредственно привели к наступлению данного происшествия ( т. 2,л.д. 98-120 );

- протоколом следственного эксперимента от Дата обезличена года, согласно которого воспроизведены действия помощника машиниста Рушева А.С., а также установлено, что из служебного тамбура первого вагона и при нахождении около 5-го вагона виден силуэт человека, зажатого автоматическими дверями 10-го вагона электропоезда, следовательно, Рушев А.С. при соблюдении действующих правил и инструкций мог видеть ФИО8 и предотвратить наступление данного происшествия. Участникам следственного эксперимента освободить зажатую дверьми вагона руку манекена не удалось, в виду сильного её зажатия ( т. 2,л.д. 70-93 );

- правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ЦРБ-756, утвержденные МПС РФ 26.05.2000 (с изменениями от 03.07.2001 № 16 и от 27.05.2002 № 24), согласно п. 1.4 которых, работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства, культурно обслуживать на вокзалах, в поездах, быть вежливыми и предупредительными в общении со всеми лицами,
пользующимися услугами железнодорожного транспорта, и одновременно требовать от них выполнения действующих на железнодорожном транспорте правил ( т. 1,л.д. 141-142 );

- местной инструкцией локомотивной бригаде по обеспечению безопасности движения поездов и культурного обслуживания пассажиров при работе на электропоездах в два лица – машинистом и помощником машиниста на участке Москва – Тверь – Конаково, Тверь – Бологое – Торжок, утвержденная начальником Московского Отделения дороги 17.10.2005, согласно п. 1.1. которой, основной обязанностью локомотивной бригады является ведение электропоезда строго по расписанию при обеспечение безопасности движения, культурного обслуживания и соблюдения безопасной посадки и высадки пассажиров; согласно п. 6.8 которой, локомотивная бригада должна обеспечивать безопасность пассажиров; согласно п. 6.20 которой, при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров на платформах, расположенных в кривых участках пути, а также в условиях плохой видимости ( неосвещённость платформ, большое скопление пассажиров ) помощник машиниста обязан сойти с поезда, пройти в сторону хвоста поезда на расстояние, обеспечивающие видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах поезда. Открытие автоматических дверей производит машинист с пульта управления из кабины. Закрытие автоматических дверей производит машинист по сигналу помощника машиниста, после того, как тот убедится в окончании посадки и высадки, поднятием правой руки вверх или поднятие правой руки вверх со свернутым желтым флагом днем ( ночью с фонарем с белым огнем ). Помощник машиниста, убедившись в закрытии автоматических дверей, переходит в служебный тамбур и, убедившись в горении сигнальной лампы закрытия автоматических дверей, повторив показание впереди расположенного светофора, дает звонковый сигнал на отправление поезда, и после проследования пяти вагонов платформы переходит в кабину машиниста ( т. 1,л.д. 85-109 );

- копией справки расшифровки кассеты электропоезда Номер обезличен, согласно которой, электропоезд прибыл на станцию Крюково в 21 час 43 минуты 23 секунды, а отправился со станции в 21 час 44 минуты 28 секунд ( т.1,л.д. 135 );

- копией приказа о принятии Дата обезличена года Рушева А.С. на работу на должность помощника машиниста электропоезда Моторвагонного депо Крюково ( т.1,л.д. 124 );

- инструкцией по обслуживанию электропоездов на Октябрьской железной дороге, обеспечению безопасной посадки и высадки пассажиров и их культурного обслуживания № НПРИГ/1, утвержденная начальником Октябрьской железной дороги 15.06.2005, согласно п. 1.3.5. которой, работники, обслуживающие электропоезд, обязаны обеспечивать безопасность пассажиров; согласно п. 3.10.4 которой, для обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров локомотивная бригада должна выполнять следующие требования: на платформах, расположенных в кривых участках пути, при плохой освещенности платформ или при других помехах, ограничивающих видимость состава, помощник машиниста после остановки обязан выйти из служебного тамбура на платформу, пройти вдоль вагонов или отойти к перилам платформы на расстояние, обеспечивающее видимость посадки и высадки пассажиров во всех вагонах электропоезда. Убедившись в разрешающем показании светофора и окончании посадки и высадки пассажиров, помощник машиниста подает машинисту ручной сигнал на закрытие автоматических дверей (в светлое время суток поднятием вверх руки, в темное время суток поднятием вверх сигнального фонаря с прозрачно-белым огнем). После закрытия автоматических дверей, удостоверившись, что ими никто не зажат, помощник машиниста возвращается в служебный тамбур и после обмена информацией с машинистом о показании путевого светофора ( или локомотивного светофора, если путевой светофор не виден ) подает звуковой сигнал на отправление поезда; согласно
п. 3.12.1 которой, локомотивная бригада обязана соблюдать следующий порядок отправления поездов со станций и остановочных пунктов:

- убедившись в окончании посадки и высадки пассажиров и наличии разрешающего показания (входного, выходного, маршрутного, проходного или повторительного) светофора, помощник машиниста или машинист по радиооповестительной установке поезда объявляет: «Посадка окончена, будьте осторожны, двери закрываются», помощник машиниста дает команду на закрытие автоматических дверей.

- машинист, получив команду от помощника машиниста на закрытие автоматических дверей, и, убедившись в разрешающем показании ( входного, выходного, маршрутного, проходного или повторительного ) светофора, закрывает двери, предварительно убедившись, что через боковое зеркало, в пределах видимости, в отсутствии препятствий к отправлению поезда;

- помощник машиниста после закрытия автоматических дверей должен убедиться в отсутствии препятствия к отправлению электропоезда (пассажиры, предметы багажа, домашние животные и т.п. не зажаты автоматическими дверями), обменивается с машинистом информацией о показаниях сигнала, после чего дает команду на отправление поезда;

- машинист, получив команду на отправление поезда, убедившись в разрешающем показании (входного, выходного, маршрутного, проходного) светофора, обменивается информацией с помощником машиниста о показании светофора. Убеждается в загорании контрольной лампы закрытия автоматических дверей, а также в том, что никто не зажат автоматическими дверьми ( в пределах видимости, через боковое зеркало ), выжидает 3-5 секунд и приводит электропоезд в движение. При отсутствии на пульте управления сигнала о закрытии автоматических дверей машинист должен дать команду помощнику машиниста дополнительно визуально убедиться, что в дверях никто не зажат. В необходимом случае помощник должен пройти вдоль состава по платформе и убедиться в отсутствии препятствий для движения. Только после убеждения, что обеспечено безопасное отправление поезда, машинист может привести его в движение. При дальнейшем следовании поезда до устранения неисправности сигнализации закрытого положения дверей локомотивная бригада должна усилить внимание за посадкой и высадкой пассажиров ( т. 1,л.д. 160-176 );

- положением о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» № ЦТ-40 от 29.12.2005, утвержденным вице-президентом ОАО «РЖД», согласно п. 33 а) которого, работники локомотивных бригад обязаны знать и выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов и МВПС, пожарной безопасности на ТПС и настоящее Положение ( т.1,л.д. 143-151 ).

К утверждениям Рушева А.С. о том, что никаких правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в случае с травмированием Дата обезличена года на станции Крюково гражданки ФИО8 он не нарушал, при закрытии дверей вагонов и отправлении электропоезда, женщину с зажатой в дверях вагона рукой он не видел, суд относиться критически, считает их несоответствующими действительности поскольку, в судебном заседании, на основании показаний свидетелей ФИО11, ФИО12 и ФИО13, которые ранее Рушева А.С. не знали и ни коим образом не заинтересованы в исходе данного уголовного дела, в совокупности с другими исследованными в судебном заседании доказательствами, достоверно установлено, что электропоезд Номер обезличен по управлением машиниста ФИО6 и помощника машиниста Рушева А.С., сообщением Москва-Конаково, отправился со станции Крюково, когда имелись препятствия к его отправлению, а именно, рука пассажира ФИО8, стоявшей на платформе, была зажата дверьми четвёртого с хвоста вагона электропоезда, а согласно результатам следственного эксперимента, проведённого во время производства предварительного следствия, помощник машиниста Рушев А.С., при надлежащем исполнении своих должностных обязанностей, регламентированных должностными инструкциями, при необходимой внимательности и предусмотрительности, должен и мог видеть пассажира ФИО8 с зажатой в дверях вагона рукой и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией.

Стороной защиты суду представлено доказательство в виде копии акта осмотра электропоезда - т.1,л.д. 31, согласно которого установлено, что вагон 3 электропоезда имеет следы механического повреждения высоковольтного соединения, который, по мнению суда, не свидетельствует о виновности, либо невиновности Рушева А.С. в совершенном преступлении.

В ходе судебного заседания, судом не установлено нарушений норм Уголовно-процессуального кодекса РФ при производстве предварительного расследования, поэтому оснований, предусмотренных ст.75 УПК РФ, для признания каких-либо доказательств, представленных суду стороной обви­нения, недопустимыми, не имеется.

Таким образом, по мнению суда, между действиями Рушева А.С. и наступившими последствиями существует причинная связь, что объективно подтверждается приведенной выше совокупностью доказательств, в связи с чем, оценивая приведенные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, суд считает полностью установленной вину подсудимого Рушева А.С. в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть человека и квали­фицирует его действия по ч.2 ст.263 УК РФ.

Решая вопрос о наказании, суд учитывает характер и степень об­щественной опасности совершенного преступления, отнесённого к категории преступлений средней тяжести, данные о личности Рушева А.С., который молод, ранее не судим, к административной ответственности не привлекался, по месту регистрации жалоб и заявлений на него не поступало, за время прохождения срочной службы и по месту последней работы, характеризуется только с положительной стороны. Также суд учитывает, что Рушев А.С. имеет на иждивении малолетнего сына – 2009 года рождения, что признаётся судом как обстоятельство, смягчающее его наказание. Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, не смотря на то, что Рушев А.С. молод и положительно характеризуется, а также то, что по делу имеется обстоятельство, смягчающее наказание подсудимого, в целях восстановления социальной справедливости, руководствуясь принципом соразмерности назначаемого наказания и наступившим в результате преступления последствиям, суд приходит к выводу, что исправление Рушева А.С. возможно только в условиях изоляции его от общества и назначает подсудимому наказание в виде реального лишения свободы в рамках санкции ч.2 ст. 263 УК РФ.

Принимая решение о назначении Рушеву А.С. минимально возможного, по мнению суда, наказания в виде реального лишения свободы, суд считает, что условное осуждение не будет способствовать достижению целей наказания, а длительные сроки лишения свободы отрицательно повлияют на условия жизни его семьи, где воспитывается малолетний ребёнок.

В соответствии с положениями п. «а» ч.1 ст. 58 УК РФ, суд назначает подсудимому Рушеву А.С. местом отбывания наказания колонию-поселение – как лицу, осуждаемому за совершение преступления по неосторожности и ранее не отбывавшему лишение свободы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 303-304, 307-309 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л:

Признать Рушева ... виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.263 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 1 ( один ) год 6 ( шесть ) месяцев, с отбыванием в колонии-поселении.

Обязать осуждённого Рушева А.С. самостоятельно проследовать в колонию-поселение и явиться в УФСИН России по г. Москве по адресу: г. ... за получением предписания.

Срок наказания Рушева А.С. исчислять с момента прибытия его в колонию-поселение.

Меру пресечения Рушеву А.С. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, после вступления приговора в законную силу - отменить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Московский городской суд в течение десяти суток со дня его провозглашения. В слу­чае подачи кассационной жалобы, осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инс­танции.

Федеральный судья: О.Н. Гривко