Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2010 года г.Москва
Зеленоградский районный суд г.Москвы в составе:
Председательствующего судьи Ивановой И.А.
при секретаре Кивриной Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Контаревой ФИО11, Контаревой ФИО12 к Графовой ФИО13 о признании сделки недействительной, признании права собственности в порядке наследования
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в суд с иском к Графовой М.А. о признании сделки купли-продажи, заключенной между Астаховым А.И. к Графовой М.А. в отношении квартиры, расположенной по адресу : <адрес> недействительной, признании за ними права собственности в порядке наследования за каждым по 1\2 доле в праве собственности на квартиру, ссылаясь на то, что указанное жилое помещение принадлежало по праву собственности Астахову А.И., который заключил договор купли-продажи с ответчиком, однако до осуществления регистрации перехода права собственности умер, правоспособность Астахова А.И. прекратилась, истцы, являясь его наследниками, своего согласия на отчуждение жилого помещения не выражали, тогда как переход права собственности был зарегистрирован после смерти продавца жилого помещения.
Истцы в судебное заседание не явились.
Представитель истцов по доверенности ФИО8 исковые требования поддержал, просил признать сделку купли-продажи недействительной, поскольку она не соответствует требованиям закона и признать за истцами право собственности, как наследниками по закону в равных долях.
Третье лицо Васильева М.П. в судебное заседание не явилась.
Представитель третьего лица по доверенности ФИО6 исковые требования поддержал, пояснил, что после смерти Астахова А.И., к истцам стали обращаться с просьбой, принять однокомнатную квартиру, приобретенную Астаховым А.И.. по договору купли-продажи и подписать акт приема передачи, в связи с чем, им стало известно, что до своей смерти Астахов А.И. участвовал в цепочке сделок, в результате которой, он продал ответчику принадлежащую ему по праву собственности трехкомнатную квартиру, сам по договору купли-продажи приобрел однокомнатную квартиру, а в связи со своей смертью, до осуществления регистрации перехода права собственности, лишил возможности участников сделок оформить в установленном порядке свои права в отношении приобретенных жилых помещений и рассчитаться по заключенным договорам.
Ответчик Графова М.А. в судебное заседание не явилась, неоднократно извещалась о слушании дела, в том числе телефонограммой, что соответствует положениям ст. 113 ГПК РФ, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском согласилась.
Выслушав представителя истца, третьего лица, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании Астахову А.И.на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>, состоящая из трех комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Астахов А.И. заключил договор купли-продажи принадлежащей ему квартиры с ФИО4 и подал документы на регистрацию.
По условиям договора регистрация перехода права собственности в Графовой М.А. будет осуществляться одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности на <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Астахов умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
ДД.ММ.ГГГГ, согласно поступивших доказательств Управление Россреестра по г.Москве зарегистрировал договор купли-продажи, после чего право собственности на <адрес> перешло Графова М.А.
Истцы просят признать сделку купли-продажи недействительной, ссылаясь на то, что она не соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В обоснование своих требований, представитель истцов ссылается на то, что после смерти Астахова А.И., его правоспособность прекратилась, истцы, являясь его наследниками, принявшими наследство и став собственниками жилого помещения с момента открытия наследства, своего волеизъявления на заключение сделки не выразили, требований о регистрации не заявляли, в связи с чем, правовые основания для осуществления регистрации перехода права собственности отсутствовали.
В соответствии со ст.ст.153, 154 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух и многосторонними
/ договоры/.
По смыслу ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В материалы дела представлен договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ года между Астаховым А.И. и Графовой М.А. по условиям которого продавец Астахов А.И. передал в собственности ответчика за цену <данные изъяты> руб. <адрес> <адрес>, который зарегистрирован в Россреестре ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя по договору возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. ст. 556, 558 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца, передать недвижимость покупателю считает исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Договор продажи квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Как пояснил представитель Васильевой М.П. после смерти Астахова А.И. покупатель квартиры Графовой М.А., который закладывал деньги в ячейку их забрал и с ответчиком договор расторг, в связи с чем, им никаких денежных средств передано не было и какова должна была быть сумма, им неизвестно. Истцы никогда согласие на передачу трехкомнатной квартиры в собственность ответчика не выражали.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ наследство считает принадлежащим наследникам, принявшим наследство с момент открытия наследства.
Судом установлено, что истцы являются наследниками Астахова А.И. по закону, приняли наследство, которое стало им принадлежать со дня смерти наследодателя ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из представленных доказательств, пояснений участников процесса, следует, что продавец жилого помещения Астахов А.И. умер до регистрации перехода права собственности, тогда как по условиям договора, он считается исполненным после передачи покупателем указанной в договоре суммы за приобретаемое жилое помещение, передачи продавцом жилого помещения по подписываемому сторонами акту передачи, который между сторонами не заключался. Государственная регистрации перехода права собственности была произведена после смерти продавца жилого помещения, когда его правоспособность прекратилась, а истцы, получив права в отношении спорной квартиры, принадлежащей на момент смерти наследодателю, своего отношения на переход права собственности к ответчику не выразили и в настоящее время возражают против заключенного договора.
На основании изложенного, суд полагает, что договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным, в связи с чем, жилое помещение, в виде <адрес>, в составе наследственного имущества подлежит передаче в равных долях истцам, как наследникам второй очереди в порядке представления в соответствии со ст. 1143 ГК РФ в собственность, в виду отказа наследника второй очереди бабушки Астахова А.И. Васильевой Г.П. в пользу истцов.
Руководствуясь ст.ст. 8, 10, 17, 223, 168, 556, 558, 1112, 1114, 1143, 1152, 1153 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Контаревой ФИО11, Контаревой ФИО12 к Графовой ФИО13 о признании сделки недействительной, признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Признать договор купли-продажи квартиры, расположенный по адресу : <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Астаховым ФИО17 и Графовой ФИО13 недействительным.
Признать за Контаревой ФИО11, Контаревой ФИО12
за каждой право собственности на 1\2 долю в праве собственности на <адрес> в порядке наследования после умершего Астахова А.И.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд г.Москвы в течение 10 дней с мо мента принятия решения судом в окончательной форме.
СУДЬЯ