Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 июля 2011 года г. Москва Зеленоградский районный суд г. Москвы в составе: председательствующего Федерального судьи Моисеева В.А. при секретаре судебного заседания Самеш А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1561/2011 по исковому заявлению Земляникина ФИО5 к Префекту Зеленоградского АО г. Москвы о возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, – УСТАНОВИЛ: Истец Земляникин Р.Н. обратился в суд с иском к ответчику Префекту Зеленоградского АО г. Москвы (далее – Префект) и сослался на то, что его мать ФИО2 является собственником жилого помещения – <данные изъяты> квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ он был вселен в принадлежащее ФИО2 жилое помещение. В ДД.ММ.ГГГГ в квартиру были вселены и зарегистрированы по месту жительства его жена ФИО4 и их сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Префекта № от ДД.ММ.ГГГГ его семья (он, жена, сын) принята на учет по улучшению жилищных условий по категории учёта «учителя». В ДД.ММ.ГГГГ брак между им и ФИО4 расторгнут. В ДД.ММ.ГГГГ его бывшей жене вместе с сыном была предоставлена другая жилая площадь со снятием с учета, а он оставлен проживать на жилой площади матери без снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с переводом категории учёта на «общие основания». Данное решение до настоящего времени не оспорено и не отменено. В ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан смотровой талон на квартиру по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, на которую он дал согласие. Однако распоряжением Префекта от ДД.ММ.ГГГГ № он снят с жилищного учёта со ссылкой на изменение жилищных условий жителей <адрес>, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений. Его жилищные условия не изменились. Он не является собственником жилого помещения и не является членом семьи своей матери. Земляникин Р.Н. просит восстановить Земляникина ФИО5, проживающего по адресу: <адрес>, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). Истец Земляникин Р.Н. в судебное заседание явился, иск поддержал, объяснил, что квартира ему нужна для создания семьи. Он хочет создать семью, а жить негде. Он хочет жить отдельно от родителей. Распоряжения Префекта он не оспаривал. Ответчик Префект и 3-е лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (далее – ДЖП и ЖФ г. Москвы) о месте и времени судебного заседания извещены (л.д.№), своих представителей в судебное заседание не направили. Представитель Префекта и ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенностям (л.д.№) Вахнина ФИО13 просит провести судебное заседание в свое отсутствие (л.д.№). Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, определил рассматривать дело в отсутствие представителей ответчика Префекта и 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, ДЖП и ЖФ г. Москвы. Вместе с тем, суд учитывает, что ответчик Префект и 3-е лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ДЖП и ЖФ г. Москвы, действуя через своего представителя Вахнину О.Г., представили в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором изложено, что при вселении в ДД.ММ.ГГГГ трех человек (Земляникин Р.Н., ФИО4, ФИО3) в квартиру по адресу: <адрес>, на каждого зарегистрированного стало приходиться менее 5 кв.м. жилой площади на одного человека. ФИО2 просила вынести на обсуждение комиссии по жилищным вопросам просьбу о принятии на учет для улучшения жилищных условий семью из трех человек, указав при этом, что семья состоит из 4-х человек (она, Земляникин Р.Н. – сын, ФИО4 – сноха, ФИО3 – внук). Распоряжением Префекта от ДД.ММ.ГГГГ № Земляникин Р.Н. с женой ФИО4 и сыном ФИО3 были приняты на учет по улучшению жилищных условий с категорией учета «учителя», поскольку ФИО4 работала в школе учителем начальных классов. В соответствии с п.10 ч.1 ст.36 ЖК РСФСР учителя имели право на первоочередное предоставление жилых помещений. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.05.2006г. № 306-ПП в ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения предоставлялись жителям, имеющим право на первоочередное предоставление жилых помещений и принятым на учет в Зеленоградском АО до ДД.ММ.ГГГГ. При сборе документов было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ брак между Земляникиным Р.Н. и ФИО4 был прекращен, что является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, в связи с чем срок предоставления жилого помещения Земляникиным подлежал изменению. Однако в порядке исключения ДД.ММ.ГГГГ Земляникину Р.Н. был предложен смотровой талон на трех человек на трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, от которой он отказался и просил выделить отдельную жилую площадь на одного человека. Далее также в порядке исключения ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 предложен смотровой талон на двух человек на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, на которую она дала согласие, а истец подал заявление с просьбой не снимать его с учета по улучшению жилищных условий. Предоставление квартиры по адресу: <адрес>, ФИО4 и ФИО3 со снятием их с учета и без снятия с учета Земляникина Р.Н. с переводом на категорию учета «общие основания» утверждено распоряжением Префекта от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.08.2008г. № 774-ПП в ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения предоставлялись гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ (для Зеленоградского АО). Т.к. площадь жилого помещения <адрес> Зеленограда занимают два человека (Земляникин Р.Н. и ФИО2) и на одного человека приходится по <данные изъяты> площади жилого помещения, т.е. более нормы предоставления, то при решении вопроса об обеспечении Земляникина Р.Н. в ДД.ММ.ГГГГ. жилым помещением материалы его жилищного дела были направлены на рассмотрение Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы, которая ДД.ММ.ГГГГ отказала в улучшении жилищных условий и рекомендовала рассмотреть вопрос о снятии с жилищного учета. Распоряжением Префектуры от ДД.ММ.ГГГГ № распоряжение Префекта от ДД.ММ.ГГГГ № в части оставления Земляникина Р.Н. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отменено, и истец снят с учета по улучшению жилищных условий. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011г. № 44-ПП полномочия по принятию решений по жилищному учету граждан и предоставлению жилья (в том числе – о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятии на жилищный учет, снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на жилищном учете) возложены на ДЖП и ЖФ г. Москвы. Префект и ДЖП и ЖФ г. Москвы просят в иске Земляникину Р.Н. отказать (л.д.№). Заслушав истца Земляникина Р.Н., приняв во внимание письменный отзыв представителя ответчика Префекта и 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, ДЖП и ЖФ г. Москвы Вахниной О.Г., исследовав доказательства, находящиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: <адрес>, Зеленоград, <адрес>, является однокомнатной (площадь комнаты – 19,5 кв.м.), имеет общую площадь <данные изъяты>, на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Департаментом муниципального жилья Правительства Москвы ДД.ММ.ГГГГ за №, находится в индивидуальной собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, которая зарегистрирована в данной квартире по месту жительства на основании ордера с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). Ранее в данной квартире также с ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера был зарегистрирован Земляникин Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ, который в ДД.ММ.ГГГГ выбыл в армию, в ДД.ММ.ГГГГ, вернувшись из армии на прежнее место жительства, вновь был зарегистрирован по месту жительства в данной квартире, а в ДД.ММ.ГГГГ выбыл по адресу: <адрес>. (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ Земляникин Р.Н. и ФИО4 зарегистрировали брак (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ родился ФИО3, родителями которого являются Земляникин Р.Н. и ФИО4 (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того как квартира была приватизирована ФИО2, а Земляникин Р.Н. вступил в брак, и у него родился сын ФИО3, Земляникин Р.Н. был зарегистрирован по месту жительства в <адрес> к матери (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ в квартиру по адресу: <адрес>, по месту жительства были также зарегистрированы: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, – к мужу; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, – к отцу (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с письменным заявлением в отдел учета и распределения жилой площади и, ссылаясь на то, что она с семьей из 4-х человек (она, сын Земляникин Р.Н., сноха ФИО4 и внук ФИО3) проживает в квартире, где обеспеченность жилой площадью составляет менее 5 кв.м. на человека, просила внести на обсуждение общественной комиссии по жилищным вопросам её просьбу о принятии на учет для улучшения жилищных условий семью из 3-х человек (л.д.№). В соответствии с ч.1 ст.65, п.«к» ч.1 ст.72, ч.2 ст.76 Конституции РФ г. Москва является субъектом Российской Федерации. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.13 Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-I «Об основах федеральной жилищной политики», который в соответствии со ст.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действовал до 01 марта 2005 года, порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяли органы государственной власти, в том числе города Москвы. В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона г. Москвы от 15 января 2003 года «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением среди прочих случая изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий. В соответствии с ч.3 ст.10 Закона г. Москвы от 15 января 2003 года «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» при принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществлялась жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями. Указанные действия учитывались за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий. При этом в соответствии с ч.1 и п.4 ч.2 ст.6 Закона г. Москвы от 15 января 2003 года «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» граждане подлежали постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий. Ухудшением жилищных условий среди прочего считалось изменение состава семьи в результате расторжения брака. В соответствии с п.п.1, 2 ч.4 ст.10 Закона г. Москвы от 15 января 2003 года «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» в зависимости от результатов проверки могли быть приняты решения о снятии граждан с учета и об отложении улучшения жилищных условий на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет. 14 июня 2006 года был принят Закон г. Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», содержащий аналогичные положения. Так, в соответствии с ч.1, п.4 ч.2 ст.10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» при предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, среди прочих относится изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака. В соответствии с п.п.1, 2 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в зависимости от результатов проверки могут быть приняты решения о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ или об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в ст.10 настоящего Закона. Общественная комиссия по жилищным вопросам (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) рекомендовала проработать следующие варианты улучшения жилищных условий: - Предложить 3о/к на всех со снятием с учета, с освобождением площади; - Мать оставить на занимаемой площади, 2о/к на 3 человек (он, б/жена, сын) по социальному или коммерческому найму (в зависимости от площади); - 2о/к (она, сын) в дополнение, со снятием с учета всех по социальному или коммерческому найму в зависимости от площади (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ Земляникину Р.Н. на семью из 3 человек было предложено осмотреть 3о/к по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> по договору коммерческого найма, на что Земляникин Р.Н. не согласился, просил выделить отдельную жилую площадь на 1-го человека (л.д.№). Общественная комиссия по жилищным вопросам (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) рекомендовала исключить из плана ДД.ММ.ГГГГ Земляникина Р.Н., семья 4 человека (он, б/жена, сын, мать) в связи с ухудшением жилищных условий (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Земляникин Р.Н. просил не снимать его с учета, а бывшей жене и ребенку дать квартиру (л.д.№). Общественная комиссия по жилищным вопросам (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) рекомендовала согласиться в порядке исключения предоставить ФИО4 на 2 человека (она, сын) 2о/к со снятием с учета, а 1-го человека без снятия с учета перевести в категорию учета на «общие основания» (л.д.№). ФИО4 была предложена <данные изъяты> квартира по адресу: <адрес>, на 2 человек со снятием с учета, на что она дала согласие (л.д.№). Распоряжением Префекта от ДД.ММ.ГГГГ № было постановлено предоставить ФИО4, на семью из 2 человек (она, сын – ФИО3), по договору социального найма двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, со снятием с учета 2 человек по категории учета «учителя и другие педагогические работники»; без снятия с учета 1 человека, бывшего мужа – ФИО5 с переводом на категорию учета «общие основания» (л.д.№). Таким образом, Земляникин Р.Н. был оставлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии следующих жилищных условий: Земляникин Р.Н. проживает вдвоем с матерью ФИО2 в принадлежащей ФИО2 на праве индивидуальной собственности <данные изъяты> квартире № <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, площадь жилой комнаты <данные изъяты> То есть обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, которая явилась основанием принятия Земляникина Р.Н. на учет, стала составлять <данные изъяты> на 1 члена семьи. В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета среди прочего в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 10 кв.м. площади жилого помещения для отдельных квартир. Обеспеченность Земляникина Р.Н. по данному Закону составляет <данные изъяты>. В соответствии с п.2 ст.14, п.2 ч.1 ст.15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы среди прочего до выявления предусмотренных ст.15 настоящего Закона оснований для снятия их с жилищного учета. Жители города Москвы снимаются с жилищного учета среди прочего при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений. Суд при этом учитывает, что в соответствии с ч.ч.1, 3 ст.20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, обеспеченность Земляникина Р.Н. (<данные изъяты>) превышает не только учетную норму (10,0 кв.м.), но и норму предоставления (18,0 кв.м.). ДД.ММ.ГГГГ Земляникину Р.Н. было предложено жилое помещение № в <адрес>, состоящее из одной комнаты, <данные изъяты>, по договору социального найма, на что Земляникин Р.Н. дал согласие (л.д.№). Однако Общественная комиссия по жилищным вопросам (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) рекомендовала отказать Земляникину Р.Н. в предоставлении одному однокомнатной квартиры по договору социального найма площадью жилого помещения <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, со снятием с жилищного учета, а также рекомендовала направить материал на Городскую жилищную комиссию (л.д.№). Комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) заключила отказать Земляникину Р.Н. в улучшении жилищных условий и рекомендовала рассмотреть вопрос о снятии с жилищного учета (л.д.№). После этого Общественная комиссия по жилищным вопросам (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) заключила снять Земляникина Р.Н. с учета (л.д.№). Распоряжением Префекта от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № в части оставления ФИО5 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также снять с учета по улучшению жилищных условий ФИО5, одного, учетное дело №, в связи с изменением жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью <адрес> жилых помещений (л.д.№). Суд учитывает, что указанные выше распоряжения Префекта от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №) и от ДД.ММ.ГГГГ № не оспорены и не отменены. Кроме того, суд учитывает, что Земляникин Р.Н. предъявил рассматриваемый иск в ДД.ММ.ГГГГ к ответчику Префекту и просит восстановить себя (Земляникина ФИО5) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.№). Однако в соответствии с п.4.2 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2011 года № 44-ПП, функции по принятию решений на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы, в том числе по вопросам о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятии на жилищный учет (снятии с учета) нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с правовыми актами города Москвы, снятии с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы и принятии на учет (снятии с учета) нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы возложены на ДЖП и ЖФ г. Москвы. Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что иск Земляникина Р.Н. к Префекту Зеленоградского АО г. Москвы о возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не подлежат удовлетворению. РЕШИЛ: Земляникину ФИО5 в удовлетворении искового заявления к Префекту Зеленоградского АО г. Москвы о возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд г. Москвы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.