Решение о признании права на меры социальной поддержки. Вступило в силу.



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года г. Москва

Зеленоградский районный суд г. Москвы в составе:

председательствующего федерального судьи Моисеева В.А.

при секретаре судебного заседания Кулине А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2449/2011 по исковому заявлению Коротковой ФИО7 к Управлению социальной защиты населения Панфиловского района г. Москвы о признании права на меры социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, -

УСТАНОВИЛ:

Истица Короткова О.М. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению социальной защиты населения (далее – УСЗН) Панфиловского района г. Москвы и сослалась на то, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и проживала там по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она училась в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она жила и работала в <адрес> и <адрес> находятся недалеко от Семипалатинского полигона и относятся к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 годы. В настоящее время она является гражданкой России и проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в УСЗН Панфиловского района г. Москвы по вопросу оформления единого удостоверения, предусмотренного для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии решения о включении её в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. С отказом она не согласна.

Короткова О.М. изначально просила:

- Установить факт проживания истца в населенных пунктах <адрес> и <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- Признать истца подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр);

- Признать право истца на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

- Обязать УСЗН Панфиловского района г. Москвы Зеленоградского АО внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сведения об истце для получения удостоверения единого образца (л.д.4-9).

Впоследствии Короткова О.М. уточнила предмет иска и окончательно просит признать право истца на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством РФ как гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.67).

Истица Короткова О.М. в судебное заседание явилась, иск поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика УСЗН Панфиловского района г. Москвы по доверенности (л.д.62) Пухова ФИО8 в судебное заседание явилась, иск не признала, объяснила, что истец проживала в городах <адрес> и <адрес>, которые не включены в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Из справки о дозе облучения не ясно, где доза облучения была получена. В настоящее время отсутствует орган, специально уполномоченный определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выносить официальные заключения об этом.

По инициативе суда к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Департамент социальной защиты населения г. Москвы и МЧС России (л.д.68).

3-и лица, не заявляющие самостоятельные требования, Департамент социальной защиты населения г. Москвы и МЧС России о месте и времени судебного разбирательства извещены судебными повестками (л.д.72, 73), своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, определил рассматривать дело в отсутствие представителей 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Департамента социальной защиты населения г. Москвы и МЧС России.

Вместе с тем, суд учитывает, что 3-е лицо, не заявляющее самостоятельные требования, Департамент социальной защиты населения г. Москвы представил в суд письменный отзыв, в котором изложено, что для признания граждан пострадавшими от радиационного воздействия от ядерных испытаний и предоставления им соответствующих мер социальной поддержки законодателем определены три обязательных условия: населенный пункт, включенный в соответствующий перечень, время проживания в нем и получение гражданином суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв. Короткова О.М. проживала на территории <адрес> которые не вошли в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Заключение Российского научного центра рентгенорадиологии о цитогенетическом исследовании клеток крови Коротковой О.М. не может быть принято во внимание, поскольку данное учреждение не уполномочено выдавать официальные заключения о полученной гражданами дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Кроме того, заключение не содержит информации о связи полученной Коротковой О.М. дозы облучения с её проживанием на территории повышенного радиационного риска (л.д.74-77).

Заслушав истицу Короткову О.М., представителя ответчика УСЗН Панфиловского района г. Москвы Пухову Л.В., приняв во внимание письменный отзыв 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, Департамента социальной защиты населения г. Москвы, исследовав документы, находящиеся в деле, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Короткова (до ДД.ММ.ГГГГФИО7, до ДД.ММ.ГГГГФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР, где проживала по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в средней школе <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в средней школе <адрес> (л.д.10, 11, 12, 35, 41, 42, 44, 45).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Короткова О.М. проживала в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она вновь проживала в <адрес> (л.д.41, 42).

В ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> переименован в <адрес> (л.д.37).

Короткова О.М. в настоящее время является гражданином РФ и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ Короткова О.М. обратилась к ответчику с просьбой выдать ей удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.53).

УСЗН Панфиловского района г. Москвы письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило Коротковой О.М., что для признания граждан пострадавшими от радиационного воздействия от ядерных испытаний и предоставления соответствующих мер социальной поддержки законодателем определены три обязательных условия: населенный пункт, время проживания в нем и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв, а поскольку она проживала в городах (<адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. № 356-р, а период проживания находится за пределами периода радиационного воздействия, то у органов социальной защиты населения отсутствуют правовые основания для приема документов и принятия решения о включении её в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

При этом УСЗН Панфиловского района г. Москвы сообщило Коротковой О.М., что до настоящего времени на федеральном уровне не определен орган, уполномоченный на оформление справок о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения (л.д.54-55).

Суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв(бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.5 этого же Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5сЗв(бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 03 апреля 2009года №300 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п.п.3 и 5 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009года №540, для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ, с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются:

- паспорт гражданина РФ;

- документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).

Удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.

В соответствии с разделом 3 Регламента подготовки Департаментом социальной защиты населения города Москвы и управлениями социальной защиты населения районов города Москвы удостоверения подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 года № 243-ПП сотрудник отдела УСЗН района города Москвы на основании принятых от заявителя документов заполняет выписку из Реестра учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее – Реестр), и направляет ее вместе с копиями документов и заявления в ДСЗН, сотрудник которого проверяет соответствие представленных документов установленным требованиям, вносит сведения в Реестр и направляет в МЧС России представление от органов социальной защиты населения города Москвы о выдаче удостоверений, к которому прилагается заверенная в установленном порядке выписка из Реестра и копии документов и заявлений. Оформленное МЧС России Удостоверение поступает в адрес ДСЗН.

Таким образом, обязательными условиями предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки являются:

- проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах;

- получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр).

Короткова О.М. в юридически значимый период, а именно: с рождения (ДД.ММ.ГГГГ) и по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, что доказывается соответствующими Удостоверениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Коротковой О.М. Городской специальной комиссией <адрес> (л.д.41, 56).

Суд при этом принимает во внимание, что <адрес> положениями ст.7 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 1787-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытанийна Семипалатинском испытательном ядерномполигоне» отнесен к зоне повышенного радиационного риска – части территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытания.

Однако на территории Российской Федерации действует распоряжение Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р, которым утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в который населенные пункты Восточно-Казахстанской области, в том числе <адрес> (в настоящее время – <адрес>), не включены.

В этой связи суд учитывает положения определения Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007года №960-О-П «По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» о том, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Таким образом, меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» могут быть предоставлены гражданам, хотя и не проживавшим в населенных пунктах, включенных в указанный выше Перечень, но получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Суд в этой связи учитывает, что в соответствии с п.п.1, 4 ст.9 Федерального закона от 09 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.

Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий.

В соответствии с п.2 ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора наделен Главный государственный санитарный врач РФ.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года № 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопительных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Данными Методическими указаниями предусмотрено, что установленные в результате их адресного применения оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) доз облучения законодательной норме.

Однако органы, уполномоченные определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения нормам указанного выше Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», до настоящего времени не определены.

Суд находит, что отсутствие таких органов не может служить препятствием к реализации права на предусмотренные законодательством РФ меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Короткова О.М. представила Заключение ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии», имеющего лицензию на осуществление медицинской деятельности и регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, о цитогенетическом исследовании клеток крови от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому эффективная доза её облучения составляет 10 бэр (л.д.47-52).

Суд при отсутствии официально определенного органа, уполномоченного определять дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения нормам указанного выше Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» полагает возможным считать указанное выше Заключение ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим доказательством наличия у Коротковой О.М. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения 10 бэр.

Суд при этом учитывает наличие у Коротковой О.М. указанных выше Удостоверений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ей Городской специальной комиссией <адрес> о том, что она проживала, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (в настоящее время – <адрес>), расположенном согласно законодательству Республики Казахстан в зоне повышенного радиационного риска (л.д.41, 56).

Суд при этом учитывает, что данные удостоверения выданы Коротковой О.М. Городской специальной комиссией <адрес>, которая в соответствии с положениями постановления Правительства Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ являлась надлежащим органом, уполномоченным выдавать такие удостоверения.

В соответствии с положениями ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993 года, имеющей силу как для Республики Казахстан, так и для Российской Федерации, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

Таким образом, суд рассматривает указанные Удостоверения (л.д.41, 56) как надлежащее доказательство факта проживания Коротковой О.М. в юридически значимый период времени в <адрес> Казахской ССР, расположенном согласно законодательству Республики Казахстан в зоне повышенного радиационного риска.

Исходя из всей совокупности представленных суду доказательств и изложенных выше обстоятельств, суд находит доказанной причинную связь между ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне и наличием у Коротковой О.М. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), а потому суд приходит к выводу о том, что Короткова О.М. имеет право на предусмотренные законодательством РФ меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Доказательства обратного, то есть наличия у Коротковой О.М. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие иных причин, не связанных с ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, суду не представлены.

Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования Коротковой О.М. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.1, 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», ст.9 Федерального закона от 09 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.167, 194-198 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Коротковой ФИО7 к Управлению социальной защиты населения Панфиловского района г. Москвы о признании права на меры социальной поддержки для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, удовлетворить.

Признать за Коротковой ФИО7 право на предусмотренные законодательством Российской Федерации меры социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд г. Москвы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Федеральный судья