Решение о признании незаконным решения, понуждении к принятию зачету специального стажа работы, понуждении к назначению пенсии. Вступило в силу.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2012 года г.Москва

Зеленоградский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи А.А.Васильева,

при секретаре В.В.Шатеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой ФИО10 к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения, понуждении к принятию зачету специального стажа работы, понуждении к назначению пенсии.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения, понуждении к принятию зачету специального стажа работы, понуждении к назначению пенсии, указав, что долгое время она работает <данные изъяты> и в соответствии с положениями ст.27 Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеет право на назначение пенсии ранее общеустановленного срока, поскольку имеет льготы. При рассмотрении заявления истца, ответчиком не были приняты к зачету в качестве специального стажа, дающего право на назначение истцу трудовой пенсии по старости, период работы Поповой Г.П. в должности <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в назначении пенсии было отказано, поскольку работа в оспариваемые периоды была не в учреждении здравоохранения, а в исследовательском институте, в котором отсутствовало выделенное стационарное отделение. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просила суд: признать несоответствующим закону решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области принять к зачету в качестве специального стажа, дающего право на назначение истцу трудовой пенсии по старости, период работы истца в должности <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г.Москве и Московской области назначить истцу трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец заявленные исковые требований поддержала, пояснила, что её работа в оспариваемый период была связана с лечением стационарных больных, проходивших лечение <данные изъяты>. Как в оспариваемый период, так и в последующие периоды истец работала на одной и той же должности, выполняя функции <данные изъяты> педиатрического отделения, с больными детьми, проходившими стационарное лечение.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала, относительно удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв(л.д.38-39), пояснила, что хотя учреждение, в котором работала истец и является лечебным заведением, но сведения о работе истца в стационаре в спорном периоде не подтверждаются документально, поскольку стационарное отделение было создано позднее оспариваемого периода.

Выслушав показания сторон, допросив свидетеля, исследовав собранные по делу доказательства, с уд приходит к следующему.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность <данные изъяты> <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке истца(л.д.8-15), справкой(л.д.32-33) и не оспаривается ответчиком. Работа, связанная с исполнением Поповой Г.П. должностных обязанностей в указанной должности требует <данные изъяты> образования, что подтверждается копией диплома(л.д.34), связана непосредственно с охраной здоровья населения, поскольку предусматривает оказание медицинской помощи.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области о назначении ей пенсии по старости, представив документы, подтверждающие стаж её работы, в том числе и в должностях, связанных с медицинской деятельностью, что подтверждается распиской(л.д.18), справками(л.д.19-33).

При рассмотрении заявления истца о назначении досрочной пенсии ответчиком не были приняты к зачету период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(<данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня) в должности <данные изъяты> <данные изъяты>.

Как обоснование в отказе принятия к зачету указанного периода, ответчик указывает на отсутствие наименования организации <данные изъяты> в Списках должностей и учрежденных Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. При этом, в предоставленной истцом справке из <данные изъяты> указывалось на работу в стационаре на полную ставку, но при проведении проверки информации, были установлено, что структурно стационар в педиатрическом отделении названного Института не был выделен в спорный период(с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Стационар был выделен как структурное подразделение педиатрического отделения только в ДД.ММ.ГГГГ

Как установлено в судебном заседании в период работы истца в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, указанное отделение имело <данные изъяты> коек для стационарного лечения больных, что подтверждается штатным расписанием(л.д.67-68), профилем коек по отделениям Института(л.д.69-70), приказом о распределении коечного фонда(л.д.71-72) и письмом <данные изъяты> <данные изъяты>(л.д.53-54).

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) предусмотрены наименования учреждений, работа в которых дает право на назначение пенсии по основаниям, предусмотренным п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Уставом <данные изъяты>(Устав <данные изъяты>л.д.55-57), данный институт находился в ведении Министерства здравоохранения, его основными задачами являлись, в частности, организация и оказание специализированной консультативной и стационарной медицинской помощи населению <данные изъяты>(л.д.55).

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25
«О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закона Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. При определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа. При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление N 1066). Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Суд не находит обоснованным довод ответчика, содержащийся в представленных им возражениях, относительно того, что само название «Клинический институт» не позволяет принять к зачету работу истца в данном учреждении, как в учреждении здравоохранения. Суд не находит обоснованным довод ответчика и о том, что не подлежит зачету оспариваемый истцом период её работы в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, поскольку в указанном институте не было выделено стационарное структурное подразделение, поскольку истец выполняла функции именно медицинской сестры стационарного отделения, оказывая медицинскую помощь находившимся на стационарном лечении в педиатрическом отделении больным.

Как следует из пункта 7 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Поскольку характер выполняемой истцом работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> педиатрического отделения педиатрического отделения <данные изъяты> был связан с работой в стационаре, что подтвердил и свидетель допрошенный по делу, учитывая равенство граждан на пенсионное обеспечения при наличии у них для этого достаточных оснований, суд, оценивая собранные по делу доказательства, приходит к выводу, что требования истца к понуждению Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области к принятию к зачету в качестве специального стажа, дающего право на назначение истцу трудовой пенсии по старости, период её работы в должности <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку с учетом подлежащего зачету спорного периода продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дня и принятых истцом к зачету <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней, суммарный стаж истца в должностях осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет более <данные изъяты> лет, имеются основания для признания несоответствующим закону решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Поповой Г.П. в назначении трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.16-17) и понуждению ответчика к назначению истцу трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, предусмотренным п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Истец при подаче иска оплатила государственную пошлину в размере <данные изъяты>.(л.д.3-4), заявив требования неимущественного характера.

Положениями ст. 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

Учитывая, что требования неимущественного характера подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Руководствуясь Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ст.ст.98,194-198 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Исковое заявление Поповой ФИО10 к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения, понуждении к принятию зачету специального стажа работы, понуждении к назначению пенсии удовлетворить.

Признать несоответствующим закону решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Поповой ФИО10 в назначении трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ №1 по г.Москве и Московской области принять к зачету в качестве специального стажа, дающего право на назначение истцу трудовой пенсии по старости, период работы Поповой <данные изъяты> в должности <данные изъяты> <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г.Москве и Московской области назначить Поповой ФИО10 трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации №1 по г.Москве и Московской области в пользу Поповой ФИО10 судебные издержки, связанные с обращением в суд в размере <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд города Москвы в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья